«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети» » « Я - Женщина »

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»



«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....


«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери Арсения и Анастасия. Когда-то он сочинял свои собственные песни – честные, искренние, вдумчивые – о том, что казалось ему важным. Сегодня своими песнями заниматься некогда, но, даже став многодетным отцом, Дмитрий сохранил открытость и вдумчивость. «Опыт дает спокойствие», — говорит он и рассказывает о том, как справляется с тремя работами, тремя детьми и тягой к творчеству.



«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
Дмитрий Коновалов, музыкант, преподаватель игры на гитаре, алтарник, многодетный отец

Ребенок – это тоже радость творчества





— У тебя уже трое детей. Ты привык?




— Да. Я как раз в ритме сейчас, без них уже не то. Ритм жизни совсем другой. Когда ты один, не знаешь, куда себя деть. Как будто есть какая-то внутренняя энергия, которую некуда девать. Например, они вместе с мамой уезжают к бабушке в Псков, я дома один остаюсь — получается, я тухну дома. То есть, с одной стороны, вроде как отдых, с другой стороны, в этом есть какое-то напряжение.




— Когда ты узнал, что у тебя будет первый ребёнок, что ты почувствовал? Обрадовался, испугался?




— Я обрадовался, мы ведь этого ждали. И в этом есть какая-то радость творчества — это твой ребёнок, ты будешь его воспитывать… Я же смотрел на это сквозь розовые очки.




— А теперь как смотришь?




— Немножко по-другому смотрю. Когда мы ждали Ваню, я думал, что родится «маленький я», что он будет весь такой на меня похожий, у нас будет общий язык, и мы будем друг друга хорошо понимать. На самом же деле мы с сыном очень-очень разные и очень много у нас недопониманий. То есть получилось наоборот.




Теперь я от детей такого не жду, понимаю, что это самостоятельные личности, которым я должен… Хорошая формулировка: «Ты должен помочь человеку стать самим собой». То есть нужно помочь ему развить его внутренние особенности, но не ожидать, что он будет на тебя похожим. Это, конечно, тоже творчество.


Дмитрий Коновалов с супругой и сыном

Воспитание своим чередом





— В чём заключается процесс воспитания?




— Всё идёт своим чередом — мы очень неорганизованные. Думаешь, как должно быть правильно (с Ванькой я так думал), а потом понимаешь, что живёшь с людьми, которым, в общем-то, по барабану, что ты там думаешь. В том числе и детям по барабану.




У меня есть некоторые моральные нормы, в рамках которых я пытаюсь детей ограничивать. То есть, «не делай то и то потому, что это плохо». Есть ограничение, есть, понятно, и поощрение. Но это всё так сложно, на самом деле, у меня плохо получается.




— А как, с твоей точки зрения, должно получаться хорошо?




— Наверное, лучше получается у людей, которые к этому относятся как к своей работе, что ли… У меня всё-таки основная деятельность — это преподавательская работа и службы в храме, я же один в семье работаю. То есть я с детьми не могу проводить много времени и думать на эту тему много тоже не могу. Моя воспитательная деятельность часто носит спонтанный характер, такие эмоциональные всплески…




— Пришёл, всех построил…




— Да, иногда на это похоже (смеётся). Если я прихожу с работы уставший, мне нужен покой. Если сын орёт при этом на всю квартиру, то я его пытаюсь заставить замолчать, чтобы он мой покой не нарушал. При этом я не думаю о воспитании, я думаю о том, что сойду с ума, если не будет тишины. Я сам становлюсь как ребёнок, который пытается защититься.




— А как сын это воспринимает?




— Обижается. Но, конечно, мы миримся. Дети же легко переключаются, легко забывают обиды, не обдумывают так, как взрослые, у них все на эмоциях. Вот как у нас с Ванькой бывает, он мне говорит: «Папа, я хочу с тобой погулять!» А папа не в настроении, папа вроде как и не против, но что-то с Ваней строго общается. И Ваня тут же: «Нет, мама, я с тобой хочу», с папой уже не хочет.




— Тебе самому не обидно, когда так происходит?




— Мне досадно, что я такой чёрствый. Это же моё упущение, я грубо себя повёл с сыном, опять-таки, необдуманно. Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно, чтобы у тебя был какой-то запас энергии, нужно нормально отдыхать.




— Это вообще возможно — даже с одним ребёнком, не говоря уж о троих?




— Не знаю.




— В какие игры ты играешь с детьми?




— В активные обычно не играю, у меня сил на это нет. Пазлы собираем и лепим из специального теста, которое теперь вместо пластилина. Ваня хочет участвовать в моей деятельности – в смысле что-то помастерить, иногда это случается. Вот я у себя в рабочем кабинете, который я арендую в одном офисном здании, делал звукоизоляцию, брал его с собой, он там что-то попилил, был рад. Ему не хватает какой-то такой работы.




— Ты алтарничаешь в храме, а с детьми говоришь о вере?




— В основном пока просто ходим в храм. Перед сном мы с ними обязательно молимся. Ваня часто молится и сам, иногда говорит: «Ой, я забыл помолиться!» – у него есть свои коротенькие молитвы. Так как в храме я работаю, то не могу с детьми туда ходить, с ними ходит мама. Но бывает, что пытаюсь говорить с ними о чём-то важном, хотя они не всегда и слушают.



Иван, Арсения, Анастасия Коноваловы

Уроки гитары для детей и взрослых: кому, когда, как, зачем





– Ты преподаешь игру на гитаре. На твой взгляд, с какого возраста стоит начинать?




— Я берусь учить детей только старше 8 лет. В 7 лет они начинают учиться в школе и начинают привыкать к тому, что есть 40-минутный урок, привыкать к режиму. А до этого они всё воспринимают как игру, и с ними невозможно провести серьёзный урок, например, посвящённый постановке рук. Ты с ним занимаешься, выйдешь ненадолго, возвращаешься, он лежит под стулом на полу и как бы из пулемета стреляет или как бы загорает, то есть ему до этого твоего урока…




Маленьким нужна другая методика, направленная больше на общее музыкальное развитие. Или на конкретном инструменте в качестве терапевтического эффекта. Как вот у меня ходил один ученик, которому врач прописал заниматься, трогать струны для развития мелкой моторики – он у меня занимался на укулеле.




— К тебе приходят учиться и взрослые. Им это зачем нужно?




— Чаще всего говорят приблизительно так: «Всю жизнь мечтал, и вот появилось время – решил заняться». То есть дорвался, что называется.




Чаще приходят женщины: муж на работе, а женщина больше дома, и вот она ребёнка куда-нибудь пристроила на время – к бабушке или ещё куда, а сама на урок.




Мужчины тоже приходят. Но обычно они надолго не задерживаются. Мужчина – он как? – получит какую-то полезную для себя информацию и думает: «Ну, всё, я теперь буду сам дома работать». На самом деле, это резонно. Другой вопрос, что так же можно и по видеоурокам заниматься, а преподаватель-то нужен, чтобы именно контролировать процесс.




А иногда бывает, что сначала человек думает, всё легко: «Возьму и заиграю», а когда понимает, что нужно работать, домашние задания какие-то выполнять, уходит. У меня самого так было с другими дисциплинами. Помню, на вокал пошёл, мне как дали домашнее задание, я сразу подумал: «Нет, это не для меня».




Один молодой папа ко мне ходил, он говорит так: «Я хочу заниматься гитарой, но дома возможности нет, на работе – тем более», то есть дома сидеть с гитарой, пока жена там с детьми, как-то неправильно. А тут он официально ходит на уроки, а не просто пиво пьёт с друзьями. Но он тоже долго не продержался – заботы всякие…




— Кого легче учить – детей или взрослых?




— Если взрослый человек включается в процесс, то с ним легче. Но смотря какой взрослый. Лет 40 – вот хороший возраст. Тридцатилетние все в бегах, среди них сложно найти стабильных учеников, а вот к 40 годам человек, как правило, как-то успокаивается. И дети от 8 до 12-13 лет – тоже хороший возраст. Потому что позже у них уже начинается подготовка к поступлению в ВУЗы и тому подобное, да и обычные подростковые проблемы, из-за которых от них сложнее добиться внимания.




— А ребёнка маленького надо ли вообще специально учить музыке, если он не проявляет к этому ни тяги, ни способностей?




— Я за то, чтобы заниматься с ребёнком музыкой для общего развития – если он это нормально воспринимает, без особого протеста. Специалисты связывают занятия на музыкальных инструментах и с развитием речи.




Вот заставлять ли – тут сложный вопрос. Наверное, взрослые должны чётко понимать, что они хотят сделать и зачем. Конечно, мы знаем истории гениальных музыкантов, которых в детстве заставляли заниматься музыкой родители. Но это, скорее, исключение из правила, чаще такое насилие вызывает у человека отвращение к музицированию. Я, например, не могу представить, чтобы я кого-то из своих детей насильно впихнул в музыкальную школу. Другое дело, если кто-то из детей сам захочет…




— Но ты хотел бы, чтобы дети пошли по твоим стопам в профессиональной деятельности?




— У них хорошие природные данные. Ванька уже в два года со мной вместе пел песню из «Бременских музыкантов» и попадал в ноты. Но сейчас ему музыка вообще не интересна, разве что на барабанах постучать. Арсюша – она такая как бы начинающая благородная девица: может и потанцевать, и спеть, и что-то ещё исполнить. Настя ещё маленькая, но уже тоже в ноты попадает, когда поёт.




Мне бы хотелось, чтобы они имели какое-то отношение к музыке в плане общего культурного развития. А так, главное – чтобы они нашли то, что им самим интересно.



Дмитрий Коновалов с дочками

Разве семьи мало?




— Ты говоришь о том, что мало времени проводишь с детьми из-за работы. Но какой выход? Папа-бэбиситтер, а мама работает?




— Ну, либо оба родителя как-то делят своё время…




Я могу объяснить, что лично меня коробит. Вот есть работа, но помимо работы есть ещё личные интересы. Я не могу пожертвовать работой ради того, чтобы больше побыть с детьми, но могу пожертвовать личными интересами. А бывает, что и это сложно. Моя работа тесно связана с личными интересами, ведь они тоже касаются музыкальной деятельности. Меня успокаивает, что мои интересы – это не просто на рыбалку сходить с мужиками.




Года три назад я взялся за электрогитару, жена говорила: «Да что ты там репетируешь и с этими, и с теми…» А мне важно было репетировать и с этими, и с теми, чтобы меня в городе знали как гитариста, чтобы появились связи, знакомства, чтобы была хорошая техника игры, потому что я поставил себе задачу зарабатывать как музыкант. И теперь меня приглашают выступать, это приносит деньги.




— Когда появились дети, ты думал о смене рода деятельности?




— Я хотел выучиться и стать священником. Но это было связано не с детьми, а, скорее, с моими тогдашними представлениями о красивой, спокойной, размеренной жизни. Именно так я представлял себе жизнь священника (смеётся). Эта идея отвалилась сама собой, так как мне было не совместить учёбу с работой, то есть преподаванием музыки.




Что касается более доходной деятельности, то ещё в армии у меня появился интерес к компьютерным всяким делам, к разработке сайтов. Я даже пытался пройти какой-то обучающий курс, но опять же на всё это нужно время. Может быть, когда-то я к этому и вернусь. Но сейчас это для меня физически невозможно, тут нужно, чтобы полгода меня никто не трогал и я бы только учился.




— А на творчество как ты выкраиваешь время?




— Сейчас я творчеством почти не занимаюсь. Для меня творчество — это когда время как бы остановилось, и ты копаешься в себе, чтобы написать песню. Так было, когда я писал свои песни на русском языке.




— Но ты собираешься к этому вернуться?




— Думаю, что не смогу с этим расстаться потому, что это же я, это часть меня. У меня был период, когда я вообще не занимался своей музыкой, только преподавал. Два года это продолжалось, на большее меня не хватило. Тут чувствуешь какой-то голод, нехватку этой деятельности, так как ничто другое именно так тебя наполнить не может, вот эту часть твоей сущности.




— Разве семьи мало? Вот у тебя есть жена, дети, но при этом ещё какой-то голод, какая-то неполнота…




— Мне кажется, это нормально. Так попрекают, возможно, жёны… Хотя жёнам самим тоже чего-то не хватает. Например, моя учится. Психологи ведь говорят, что и у мужчины должна быть своего рода игрушка, он в этом плане как большой ребёнок, и женщина тоже не может целыми днями только сидеть с детьми, ей тоже нужна какая-то смена деятельности, поэтому дети идут в детский сад, а женщины выходят на работу или на учёбу.




Если жить только ради детей, только в семье, то, когда дети вырастут и начнут жить своими жизнями, с чем я останусь?



Дмитрий Коновалов



«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери Арсения и Анастасия. Когда-то он сочинял свои собственные песни – честные, искренние, вдумчивые – о том, что казалось ему важным. Сегодня своими песнями заниматься некогда, но, даже став многодетным отцом, Дмитрий сохранил открытость и вдумчивость. «Опыт дает спокойствие», — говорит он и рассказывает о том, как справляется с тремя работами, тремя детьми и тягой к творчеству. Дмитрий Коновалов, музыкант, преподаватель игры на гитаре, алтарник, многодетный отец Ребенок – это тоже радость творчества — У тебя уже трое детей. Ты привык? — Да. Я как раз в ритме сейчас, без них уже не то. Ритм жизни совсем другой. Когда ты один, не знаешь, куда себя деть. Как будто есть какая-то внутренняя энергия, которую некуда девать. Например, они вместе с мамой уезжают к бабушке в Псков, я дома один остаюсь — получается, я тухну дома. То есть, с одной стороны, вроде как отдых, с другой стороны, в этом есть какое-то напряжение. — Когда ты узнал, что у тебя будет первый ребёнок, что ты почувствовал? Обрадовался, испугался? — Я обрадовался, мы ведь этого ждали. И в этом есть какая-то радость творчества — это твой ребёнок, ты будешь его воспитывать… Я же смотрел на это сквозь розовые очки. — А теперь как смотришь? — Немножко по-другому смотрю. Когда мы ждали Ваню, я думал, что родится «маленький я», что он будет весь такой на меня похожий, у нас будет общий язык, и мы будем друг друга хорошо понимать. На самом же деле мы с сыном очень-очень разные и очень много у нас недопониманий. То есть получилось наоборот. Теперь я от детей такого не жду, понимаю, что это самостоятельные личности, которым я должен… Хорошая формулировка: «Ты должен помочь человеку стать самим собой». То есть нужно помочь ему развить его внутренние особенности, но не ожидать, что он будет на тебя похожим. Это, конечно, тоже творчество. Дмитрий Коновалов с супругой и сыном Воспитание своим чередом — В чём заключается процесс воспитания? — Всё идёт своим чередом — мы очень неорганизованные. Думаешь, как должно быть правильно (с Ванькой я так думал), а потом понимаешь, что живёшь с людьми, которым, в общем-то, по барабану, что ты там думаешь. В том числе и детям по барабану. У меня есть некоторые моральные нормы, в рамках которых я пытаюсь детей ограничивать. То есть, «не делай то и то потому, что это плохо». Есть ограничение, есть, понятно, и поощрение. Но это всё так сложно, на самом деле, у меня плохо получается. — А как, с твоей точки зрения, должно получаться хорошо? — Наверное, лучше получается у людей, которые к этому относятся как к своей работе, что ли… У меня всё-таки основная деятельность — это преподавательская работа и службы в храме, я же один в семье работаю. То есть я с детьми не могу проводить много времени и думать на эту тему много тоже не могу. Моя воспитательная деятельность часто носит спонтанный характер, такие эмоциональные всплески… — Пришёл, всех построил… — Да, иногда на это похоже (смеётся). Если я прихожу с работы уставший, мне нужен покой. Если сын орёт при этом на всю квартиру, то я его пытаюсь заставить замолчать, чтобы он мой покой не нарушал. При этом я не думаю о воспитании, я думаю о том, что сойду с ума, если не будет тишины. Я сам становлюсь как ребёнок, который пытается защититься. — А как сын это воспринимает? — Обижается. Но, конечно, мы миримся. Дети же легко переключаются, легко забывают обиды, не обдумывают так, как взрослые, у них все на эмоциях. Вот как у нас с Ванькой бывает, он мне говорит: «Папа, я хочу с тобой погулять!» А папа не в настроении, папа вроде как и не против, но что-то с Ваней строго общается. И Ваня тут же: «Нет, мама, я с тобой хочу», с папой уже не хочет. — Тебе самому не обидно, когда так происходит? — Мне досадно, что я такой чёрствый. Это же моё упущение, я грубо себя повёл с сыном, опять-таки, необдуманно. Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно, чтобы у тебя был какой-то запас энергии, нужно нормально отдыхать. — Это вообще возможно — даже с одним ребёнком, не говоря уж о троих? — Не знаю. — В какие игры ты играешь с детьми? — В активные обычно не играю, у меня сил на это нет. Пазлы собираем и лепим из специального теста, которое теперь вместо пластилина. Ваня хочет участвовать в моей деятельности – в смысле что-то помастерить, иногда это случается. Вот я у себя в рабочем кабинете, который я арендую в одном офисном здании, делал звукоизоляцию, брал его с собой, он там что-то попилил, был рад. Ему не хватает какой-то такой работы. — Ты алтарничаешь в храме, а с детьми говоришь о вере? — В основном пока просто ходим в храм. Перед сном мы с ними обязательно молимся. Ваня часто молится и сам, иногда говорит: «Ой, я забыл помолиться!» – у него есть свои коротенькие молитвы. Так как в храме я работаю, то не могу с детьми туда ходить, с ними ходит мама. Но бывает, что пытаюсь говорить с ними о чём-то важном, хотя они не всегда и слушают. Иван, Арсения, Анастасия Коноваловы Уроки гитары для детей и взрослых: кому, когда, как, зачем – Ты преподаешь игру на гитаре. На твой взгляд, с какого возраста стоит начинать? — Я берусь учить детей только старше 8 лет. В 7 лет они начинают учиться в школе и начинают привыкать к тому, что есть 40-минутный урок, привыкать к режиму. А до этого они всё воспринимают как игру, и с ними невозможно провести серьёзный урок, например, посвящённый постановке рук. Ты с ним занимаешься, выйдешь ненадолго, возвращаешься, он лежит под стулом на полу и как бы из пулемета стреляет или как бы загорает, то есть ему до этого твоего урока… Маленьким нужна другая методика, направленная больше на общее музыкальное развитие. Или на конкретном инструменте в качестве терапевтического эффекта. Как вот у меня ходил один ученик, которому врач прописал заниматься, трогать струны для развития мелкой моторики – он у меня занимался на укулеле. — К тебе приходят учиться и взрослые. Им это зачем нужно? — Чаще всего говорят приблизительно так: «Всю жизнь мечтал, и вот появилось время – решил заняться». То есть дорвался, что называется. Чаще приходят женщины: муж на работе, а женщина больше дома, и вот она ребёнка куда-нибудь пристроила на время – к бабушке или ещё куда, а сама на урок. Мужчины тоже приходят. Но обычно они надолго не задерживаются. Мужчина – он как? – получит какую-то полезную для себя информацию и думает: «Ну, всё, я теперь буду сам дома работать». На самом деле, это резонно. Другой вопрос, что так же можно и по видеоурокам заниматься, а преподаватель-то нужен, чтобы именно контролировать процесс. А иногда бывает, что сначала человек думает, всё легко: «Возьму и заиграю», а когда понимает, что нужно работать, домашние задания какие-то выполнять, уходит. У меня самого так было с другими дисциплинами. Помню, на вокал пошёл, мне как дали домашнее задание, я сразу подумал: «Нет, это не для меня». Один молодой папа ко мне ходил, он говорит так: «Я хочу заниматься гитарой, но дома возможности нет, на работе – тем более», то есть дома сидеть с гитарой, пока жена там с детьми, как-то неправильно. А тут он официально ходит на уроки, а не просто пиво пьёт с друзьями. Но он тоже долго не продержался – заботы всякие… — Кого легче учить – детей или взрослых? — Если взрослый человек включается в процесс, то с ним легче. Но смотря какой взрослый. Лет 40 – вот хороший возраст. Тридцатилетние все в бегах, среди них сложно найти стабильных учеников, а вот к 40 годам человек, как правило, как-то успокаивается. И дети от 8 до 12-13 лет – тоже хороший возраст. Потому что позже у них уже начинается подготовка к поступлению в ВУЗы и тому подобное, да и обычные подростковые проблемы, из-за которых от них сложнее добиться внимания. — А ребёнка маленького надо ли вообще специально учить музыке, если он не проявляет к этому ни тяги, ни способностей? — Я за то, чтобы заниматься с ребёнком музыкой для общего развития – если он это нормально воспринимает, без особого протеста. Специалисты связывают занятия на музыкальных инструментах и с развитием речи. Вот заставлять ли – тут сложный вопрос. Наверное, взрослые должны чётко понимать, что они хотят сделать и зачем. Конечно, мы знаем истории гениальных музыкантов, которых в детстве заставляли заниматься музыкой родители. Но это, скорее, исключение из правила, чаще такое насилие вызывает у человека отвращение к музицированию. Я, например, не могу представить, чтобы я кого-то из своих детей насильно впихнул в музыкальную школу. Другое дело, если кто-то из детей сам захочет… — Но ты хотел бы, чтобы дети пошли по твоим стопам в профессиональной деятельности? — У них хорошие природные данные. Ванька уже в два года со мной вместе пел песню из «Бременских музыкантов» и попадал в ноты. Но сейчас ему музыка вообще не интересна, разве что на барабанах постучать. Арсюша – она такая как бы начинающая благородная девица: может и потанцевать, и спеть, и что-то ещё исполнить. Настя ещё маленькая, но уже тоже в ноты попадает, когда поёт. Мне бы хотелось, чтобы они имели какое-то отношение к музыке в плане общего культурного развития. А так, главное – чтобы они нашли то, что им самим интересно. Дмитрий Коновалов с дочками Разве семьи мало? — Ты говоришь о том, что мало времени проводишь с детьми из-за работы. Но какой выход? Папа-бэбиситтер, а мама работает? — Ну, либо оба родителя как-то делят своё время… Я могу объяснить, что лично меня коробит. Вот есть работа, но помимо работы есть ещё личные интересы. Я не могу пожертвовать работой ради того, чтобы больше побыть с детьми, но могу пожертвовать личными интересами. А бывает, что и это сложно. Моя работа тесно связана с личными интересами, ведь они тоже касаются музыкальной деятельности. Меня успокаивает, что мои интересы – это не просто на рыбалку сходить с мужиками. Года три назад я взялся за электрогитару, жена говорила: «Да что ты там репетируешь и с этими, и с теми…» А мне важно было репетировать и с этими, и с теми,
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru