Александр Денисенко и его «мозайчики» - «Отцы и дети» » « Я - Женщина »

Александр Денисенко и его «мозайчики» - «Отцы и дети»



Александр Денисенко и его «мозайчики» - «Отцы и дети»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....


Александр Денисенко работал художником и дизайнером в крупных компаниях, владел собственной мастерской, а последние 15 лет занимается мозаикой и учит этому искусству детей.



«Видели бы вы их работы! Они совершенно необыкновенные!» – восторженно говорит Александр о своих учениках, улыбается и так радостно разводит руками в приглашающем жесте, что хочется тут же дать обещание обязательно приехать и посмотреть. (До 19 января 2019 года в подмосковной усадьбе Знаменское-Губайлово проходит выставка мозаичных работ Александра Денисенко и его студии.)



«Батя» побеседовал с Александром Денисенко о пользе мозаики для детей и пользе общения художника с детьми, о Божьем промысле, творчестве и семье.



Александр Денисенко и его «мозайчики» - «Отцы и дети»
Александр Денисенко – художник, мозаичист. Окончил Казанское художественное училище по специальности художник-оформитель. Работал художником и дизайнером, около 15 лет назад увлекся керамикой и мозаикой. На данный момент по благословению настоятеля Знаменского храма г. Красногорск священника Владимира Шафоростова работает над мозаичным церковным убранством. Преподает в студии «Музыка камней», которая существует и развивается при поддержке Муниципального центре духовной культуры города Красногорска. Женат, отец двоих детей.

«Рождество», работа студии «Мозаика камней»


«Хочу, чтобы мои ученики были самостоятельными»



— Александр, как вы пришли к работе с детьми?



— Как-то само сложилось, не специально. Я просто сидел себе, никого не трогал (улыбается), выкладывал мозаику.



А работа сложная, тяжелый труд, можно сказать, – не просто камушки подбирать и складывать картинки, нужно камень колоть молотком, потом щипцами специальными. Обычно это коллективный труд целой мастерской. В общем, нелегко в одиночку. С одной стороны.



С другой – это же ужасно увлекательное занятие, интересное, живое – дети такое любят. Вот и возникла идея работать с детьми. Я уже и не помню, откуда. Сначала с гимназистами нашими (Красногорской гимназии при Знаменском храме – прим.ред.), потом и с непростыми детьми из центра реабилитации и даже детского сада. А сейчас и ребят «с улицы» берем – тех, кто рвется. И они как раз очень хорошие результаты показывают. Есть очень талантливые.



— Вы говорите, даже детский сад. А с какого возраста можно заниматься? Там же мелкие элементы…



— Обучение состоит из двух этапов. Первый этап – мамы и дети (мамы камни колют, а дети выкладывают) – это с 5-6 лет, раньше нет смысла, поскольку, как правило, внимания маленького человечка хватает на 20-25 минут, дальше нужны игровые паузы


Александр Денисенко и его маленькие и большие ученики


Второй этап – дети сами все делают, с 11 лет. Это уже такой возраст, когда они вполне в состоянии всю работу делать сами – от эскиза до собственно мозаики. Я не люблю, когда взрослые все за детей делают, а потом это называется «мастер-класс» или «обучение». Я хочу, чтобы мои ученики могли все стадии самостоятельно выполнить и достичь конечного результата.



— То есть вы из тех преподавателей, которые поощряют самостоятельность?



— Да, наверное (улыбается). Вот недавно говорю: «Варвара, тут бы другой камушек положить». А она мне твердо так: «Нет, Александр Анатольевич, тут будет вот этот камушек!» Это же здорово! Значит, она понимает, чего она добивается, какого эффекта. Чего еще учителю желать?


На занятии


— Тяжело ли вам, мужчине, с детьми, когда они все шумят, хотят внимания, тут ещё мелкий материал, а художнику, может, надо спокойствие?



— Вообще, конечно, занятия у нас проходят вечером, дети уже устали, да и взрослые не в лучшей форме, но… Было бы тяжело, если бы мы не были друзьями. У нас в студии своя атмосфера, свой такой закрытый и очень уютный клуб, со своими шутками, словечками. В гимназии нашу группу называют «мозайчики».



— Детский взгляд — особый? Как он отражается в их работах?



— Конечно, особый! И по их работам это очень видно. Они не подражают мне или друг другу – у каждого своя манера. Их авторские работы сильно отличаются и по замыслу, и по композиции, и по технике укладки камней.



— А какие ученики вам больше нравятся?



— Ну, все интересные по-своему. Есть ленивые – делают долго и не особо стараясь, им интересен процесс. И это тоже хорошо. Они приходят в студию общаться. Собственно, некоторые и в общеобразовательную школу за этим ходят, вы же знаете. И социализация – это тоже хорошая тема для студии.



А есть те, кто нацелен на результат. Это дети, которые способны уже сейчас сделать все самостоятельно: от эскиза и отрисовки до воплощения в материале. Знаете, каждый год уже несколько лет работы моих учеников приносят Дипломы первой степени на многочисленных фестивалях. И тут я понимаю, что не зря выдерживаю шум 17 человек (смеется).


На занятии


«У каждого камня свой голос»



— А в чем польза от ваших занятий для детей?



— О, тут целая картонка разных «польз»: дети открывают для себя природные необыкновенные материалы – ну, где бы еще они пощупали настоящий итальянский мрамор, подержали в руках смальту? Плюс развивают мелкую моторику – о пользе этого все сейчас знают и говорят.



Но я бы на первое место поставил ощущения: умение мыслить объемно, умение работать с фактурой, формой природного материала, его бесчисленными оттенками… Этого не может сделать ни живопись, ни графика, может быть, только керамика еще. Мы, кстати, и керамикой немножко занимаемся. В младшей группе.


Авторская работа Александра Денисенко


— Я знаю, что вы и с особыми детками занимаетесь?



— Да, три года назад я начал на общественных началах заниматься с ребятами из Красногорского реабилитационного центра, а потом мне предложили официально там работать. Получилась, как сейчас говорят, арт-терапия. Хотя по-настоящему особых детей у меня не так много – от пяти до трех.



Сейчас я занимаюсь с тремя детьми с расстройством аутистического спектра. И они не «глупые», не «недоразвитые», просто дети из другой вселенной – они имеют свои таланты, свое мышление и живут своей полной жизнью. И может, над нашей жизнью посмеиваются (смеется). И это очень добрые дети.



— У них особая программа занятий?



— Да, конечно. С ними я не нацелен на конечный результат – готовый продукт. Здесь важен процесс. Я сам делаю прорисовку, колю камни, а они садятся вокруг меня и мы вместе начинаем выкладывать. Мы будто топчемся на месте, делаем все очень медленно, и со стороны – вроде ничем не занимаемся. Но представьте себе, двое из моих теперешних учеников подружились! Это для деток с аутизмом огромное достижение. Они приходят на занятия с радостью, они общаются, и вот это – главный результат.


Работа, сделанная на занятии в реабилитационном центре


— Пользу для детей я вижу. А для вас какая польза от всех этих занятий?



— Огромная! Я у них учусь! Степени раскованности, детскому открытому воображению и живости! Вот недавно нарисовали мне кита. Кто бы додумался приделать ему колеса, вывести трубу и сделать паровоз?



Они маленькие живые человеки, а я пластмассовый, закостенелый, негибкий уже такой. Дети помогают мне уйти в сторону воображения, в мир веселой разноцветной фантазии. И понять, что сам я — из сказок Бажова, только у него были самоцветы, а у меня любой камень самоцвет.


«Лето», работа ученика студии «Музыка камней»


— А какие качества вообще нужны мозаичисту?



— Детям нужны прежде всего желание. Конечно, мозаика — это очень занятно: камушки, стеклышки, бусинки, живые материалы. Если ребенок сам пришел в студию, потому что захотел, а не родители его привели, чтобы занять все равно чем, то у ребенка уже есть первое. Он с удовольствием рисует, выбирает камни, но – мозаика требует еще и усидчивости. Ребенок должен полюбить этот довольно кропотливый труд.


На занятии


Был у меня один ученик. Вот представьте: 17 человек детей в мастерской – шум, гам, стук. А он брал работу, садился за стол, выкладывал мозаику, никого не замечая, и пел! Целый час пел! Настолько ему это нравилось.



Ну а для взрослого нужно иное: понять материал и раскрыть его, раскрыть хоть немного себя в каком-то глубоко личном творческом процессе. Работая с камнем, ты понимаешь, что он живой – он старше тебя на десятки тысяч лет! – он видел рождение земли, мимо него шли мамонты, динозавры, первобытные люди, скифы, тавры какие-нибудь. И эту память он хранит. Где-то глубоко внутри она лежит и ждет, когда ее выпустят.



Оживить камень в работе, показать, насколько он красив, глубок и ярок, дать ему как бы продолжение жизни в иной ипостаси – это все очень загадочно и интересно. И если тебе это удается, если камень тебе отозвался, наверное, ты стал мозаичистом. Когда ты понял камень, он уже не сопротивляется, он помогает тебе в теперь уже вашей совместной работе.



— Ваша студия не зря называется «Музыка камней»…



— У каждого камня свой голос, свой цвет, своя вибрация. Они говорят, они поют. Это очевидно. Вместе они создают хор, симфонию. И ее нужно услышать и по возможности донести зрителю-слушателю.



— Значит, мозаику из любого камня можно делать?



— Первая мозаика вообще из гальки была. Вышел грустный грек на берег моря, увидел веселую разноцветную гальку, набрал ее и выложил дома коврик. Так и родилась мозаика. Потом шумеры обжигали глину, раскрашивали ее и делали картинки.



И только потом разный мрамор появился, смальта и все прочее. По церковным канонам, конечно, ты ограничен в материале: мрамор, смальта и золото.



Но в творческой мозаике, светской ты все равно уходишь в поиск чего-либо и находишь ту же керамику, стекло, металл, бусы – да что угодно! И это красиво, живо и интересно.


«Снеговики», работа ученика студии «Музыка камней»


Связующая мозаика



— А как вообще вы стали художником?



— Это любопытный момент – на тему влияния крестных на крестников. Родители мои не были людьми творческими, никак меня в этом плане не направляли, даже наоборот: советовали идти на завод. Мол, там и зарплата, и квартира, и в партию, может, возьмут (смеется). А крестный мой был летчик. Тогда крестных выбирали номинально – не важно, верующий или нет. Главное, чтоб человек хороший.



Я, как любой нормальный мальчишка, любил рисовать войнушку: танки, корабли, самолеты. Изрисовал кучу альбомов. И вот эти альбомы увидел мой крестный, посмотрел и, не будучи художником, вдруг сказал: «Тебе надо учиться!» Мне было 6-7 лет, но эти слова запали в душу, и я продолжал рисовать, невзирая ни на что. Вот так компартия лишилась активного члена — из-за моего крестного (улыбается и разводит руками).



А если серьезно, то удивительно, как все сложилось. Милость Божия.



— Вы закончили Казанское училище, а потом сделали икону Казанской Божьей матери…



— Да, все переплетается в жизни удивительно. И, как говорил мой духовник, всегда видны вехи, которые приводят человека к Богу.



— Удивительно, что вы пришли к мозаике, ведь эта традиция прерывалась?



— Я бы не сказал. Она не только не прервалась в советское время, но успешно развивалась. Мозаика – это монументальное искусство – большие плоскости, большие объемы, большие площади. Научные центры декорировали как интерьерной, так и экстерьерной мозаикой, чуть ли не каждый ДК, даже сельский, были украшены мозаикой. Вспомните остановки на Ялтинской дороге в Крыму. Московское метро — яркий пример, многие станции мозаичны. Работали огромные цеха и мастерские, были хорошие сильные школы – традиция очень даже развивалась! Кроме того, пришли молодые художники – все эти юноши бледные со взором горящим (смеется).



Чем хороша мозаика – нет жесткого канона, если она не церковная. Модуль может быть разным по размеру, можно делать что-то абстрактное, можно «уйти в академизм». Это же широчайшее поле для прогресса! Так что, собственно, светская мозаика была всегда.



А для церковной мозаики перерыв в 60-70 лет не так уж и важен: там же каноны сохраняются и поддерживаются с древности, здесь новаторство ни к чему, за исключением немногих талантливых мозаичистов, которым каким-то сверхъестественным образом удается гармонично сочетать древние традиции и современные техники.



В общем-то, эти два направления сейчас идут параллельно, друг другу не мешая.


Храмовая мозаика Александра Денисенко


— А интересно ли вашим детям папино занятие?



— Тут тоже непросто получилось. Наш духовник отец Владимир давным-давно говорил: хотелось бы, чтобы вся ваша семья занималась мозаикой. И вот прошли годы, и все так и сложилось. Семейное предприятие для мозаики, наверное, не самый плохой вариант. Вместе работать легче, особенно большие объемы делать.



Наталья, жена моя, увлеченно и продуктивно этим занимается уже лет шесть – церковные работы у нее лучше моих, я считаю. Причем все очень естественно сложилось. Она по образованию дизайнер, успешно работала в этом направлении. А потом в какой-то момент мне понадобилась помощь, она подключилась, и все: это, говорит, как с вязанием, пока не закончишь, не можешь оторваться.



Дарья – старшая дочка, ей 26 – пошла сначала по маминым стопам: после архитектурного колледжа окончила Институт дизайна. А сейчас внезапно пришла к мозаике (папины гены победили!) и говорит, что нашла то, что ей нужно. Участвует сейчас в большом проекте по изготовлению мозаичного убранства для храмов. Я очень-очень этому рад.



Сережа, сын, подросток (15 лет) – сейчас не делает мозаику, только иногда помогает Наталье колоть. А вот в детстве был увлечен этим, с детства играл с камушками. Его рождение и «мозаичная тема» в моей жизни, можно сказать, совпали. Поэтому я как-то в глубине души надеюсь: может, еще вернется?.. (задумывается)



Получилось, что камень всех связал, соединил в нашей семье.




Александр Денисенко работал художником и дизайнером в крупных компаниях, владел собственной мастерской, а последние 15 лет занимается мозаикой и учит этому искусству детей. «Видели бы вы их работы! Они совершенно необыкновенные!» – восторженно говорит Александр о своих учениках, улыбается и так радостно разводит руками в приглашающем жесте, что хочется тут же дать обещание обязательно приехать и посмотреть. (До 19 января 2019 года в подмосковной усадьбе Знаменское-Губайлово проходит выставка мозаичных работ Александра Денисенко и его студии.) «Батя» побеседовал с Александром Денисенко о пользе мозаики для детей и пользе общения художника с детьми, о Божьем промысле, творчестве и семье. Александр Денисенко – художник, мозаичист. Окончил Казанское художественное училище по специальности художник-оформитель. Работал художником и дизайнером, около 15 лет назад увлекся керамикой и мозаикой. На данный момент по благословению настоятеля Знаменского храма г. Красногорск священника Владимира Шафоростова работает над мозаичным церковным убранством. Преподает в студии «Музыка камней», которая существует и развивается при поддержке Муниципального центре духовной культуры города Красногорска. Женат, отец двоих детей. «Рождество», работа студии «Мозаика камней» «Хочу, чтобы мои ученики были самостоятельными» — Александр, как вы пришли к работе с детьми? — Как-то само сложилось, не специально. Я просто сидел себе, никого не трогал (улыбается), выкладывал мозаику. А работа сложная, тяжелый труд, можно сказать, – не просто камушки подбирать и складывать картинки, нужно камень колоть молотком, потом щипцами специальными. Обычно это коллективный труд целой мастерской. В общем, нелегко в одиночку. С одной стороны. С другой – это же ужасно увлекательное занятие, интересное, живое – дети такое любят. Вот и возникла идея работать с детьми. Я уже и не помню, откуда. Сначала с гимназистами нашими (Красногорской гимназии при Знаменском храме – прим.ред.), потом и с непростыми детьми из центра реабилитации и даже детского сада. А сейчас и ребят «с улицы» берем – тех, кто рвется. И они как раз очень хорошие результаты показывают. Есть очень талантливые. — Вы говорите, даже детский сад. А с какого возраста можно заниматься? Там же мелкие элементы… — Обучение состоит из двух этапов. Первый этап – мамы и дети (мамы камни колют, а дети выкладывают) – это с 5-6 лет, раньше нет смысла, поскольку, как правило, внимания маленького человечка хватает на 20-25 минут, дальше нужны игровые паузы Александр Денисенко и его маленькие и большие ученики Второй этап – дети сами все делают, с 11 лет. Это уже такой возраст, когда они вполне в состоянии всю работу делать сами – от эскиза до собственно мозаики. Я не люблю, когда взрослые все за детей делают, а потом это называется «мастер-класс» или «обучение». Я хочу, чтобы мои ученики могли все стадии самостоятельно выполнить и достичь конечного результата. — То есть вы из тех преподавателей, которые поощряют самостоятельность? — Да, наверное (улыбается). Вот недавно говорю: «Варвара, тут бы другой камушек положить». А она мне твердо так: «Нет, Александр Анатольевич, тут будет вот этот камушек!» Это же здорово! Значит, она понимает, чего она добивается, какого эффекта. Чего еще учителю желать? На занятии — Тяжело ли вам, мужчине, с детьми, когда они все шумят, хотят внимания, тут ещё мелкий материал, а художнику, может, надо спокойствие? — Вообще, конечно, занятия у нас проходят вечером, дети уже устали, да и взрослые не в лучшей форме, но… Было бы тяжело, если бы мы не были друзьями. У нас в студии своя атмосфера, свой такой закрытый и очень уютный клуб, со своими шутками, словечками. В гимназии нашу группу называют «мозайчики». — Детский взгляд — особый? Как он отражается в их работах? — Конечно, особый! И по их работам это очень видно. Они не подражают мне или друг другу – у каждого своя манера. Их авторские работы сильно отличаются и по замыслу, и по композиции, и по технике укладки камней. — А какие ученики вам больше нравятся? — Ну, все интересные по-своему. Есть ленивые – делают долго и не особо стараясь, им интересен процесс. И это тоже хорошо. Они приходят в студию общаться. Собственно, некоторые и в общеобразовательную школу за этим ходят, вы же знаете. И социализация – это тоже хорошая тема для студии. А есть те, кто нацелен на результат. Это дети, которые способны уже сейчас сделать все самостоятельно: от эскиза и отрисовки до воплощения в материале. Знаете, каждый год уже несколько лет работы моих учеников приносят Дипломы первой степени на многочисленных фестивалях. И тут я понимаю, что не зря выдерживаю шум 17 человек (смеется). На занятии «У каждого камня свой голос» — А в чем польза от ваших занятий для детей? — О, тут целая картонка разных «польз»: дети открывают для себя природные необыкновенные материалы – ну, где бы еще они пощупали настоящий итальянский мрамор, подержали в руках смальту? Плюс развивают мелкую моторику – о пользе этого все сейчас знают и говорят. Но я бы на первое место поставил ощущения: умение мыслить объемно, умение работать с фактурой, формой природного материала, его бесчисленными оттенками… Этого не может сделать ни живопись, ни графика, может быть, только керамика еще. Мы, кстати, и керамикой немножко занимаемся. В младшей группе. Авторская работа Александра Денисенко — Я знаю, что вы и с особыми детками занимаетесь? — Да, три года назад я начал на общественных началах заниматься с ребятами из Красногорского реабилитационного центра, а потом мне предложили официально там работать. Получилась, как сейчас говорят, арт-терапия. Хотя по-настоящему особых детей у меня не так много – от пяти до трех. Сейчас я занимаюсь с тремя детьми с расстройством аутистического спектра. И они не «глупые», не «недоразвитые», просто дети из другой вселенной – они имеют свои таланты, свое мышление и живут своей полной жизнью. И может, над нашей жизнью посмеиваются (смеется). И это очень добрые дети. — У них особая программа занятий? — Да, конечно. С ними я не нацелен на конечный результат – готовый продукт. Здесь важен процесс. Я сам делаю прорисовку, колю камни, а они садятся вокруг меня и мы вместе начинаем выкладывать. Мы будто топчемся на месте, делаем все очень медленно, и со стороны – вроде ничем не занимаемся. Но представьте себе, двое из моих теперешних учеников подружились! Это для деток с аутизмом огромное достижение. Они приходят на занятия с радостью, они общаются, и вот это – главный результат. Работа, сделанная на занятии в реабилитационном центре — Пользу для детей я вижу. А для вас какая польза от всех этих занятий? — Огромная! Я у них учусь! Степени раскованности, детскому открытому воображению и живости! Вот недавно нарисовали мне кита. Кто бы додумался приделать ему колеса, вывести трубу и сделать паровоз? Они маленькие живые человеки, а я пластмассовый, закостенелый, негибкий уже такой. Дети помогают мне уйти в сторону воображения, в мир веселой разноцветной фантазии. И понять, что сам я — из сказок Бажова, только у него были самоцветы, а у меня любой камень самоцвет. «Лето», работа ученика студии «Музыка камней» — А какие качества вообще нужны мозаичисту? — Детям нужны прежде всего желание. Конечно, мозаика — это очень занятно: камушки, стеклышки, бусинки, живые материалы. Если ребенок сам пришел в студию, потому что захотел, а не родители его привели, чтобы занять все равно чем, то у ребенка уже есть первое. Он с удовольствием рисует, выбирает камни, но – мозаика требует еще и усидчивости. Ребенок должен полюбить этот довольно кропотливый труд. На занятии Был у меня один ученик. Вот представьте: 17 человек детей в мастерской – шум, гам, стук. А он брал работу, садился за стол, выкладывал мозаику, никого не замечая, и пел! Целый час пел! Настолько ему это нравилось. Ну а для взрослого нужно иное: понять материал и раскрыть его, раскрыть хоть немного себя в каком-то глубоко личном творческом процессе. Работая с камнем, ты понимаешь, что он живой – он старше тебя на десятки тысяч лет! – он видел рождение земли, мимо него шли мамонты, динозавры, первобытные люди, скифы, тавры какие-нибудь. И эту память он хранит. Где-то глубоко внутри она лежит и ждет, когда ее выпустят. Оживить камень в работе, показать, насколько он красив, глубок и ярок, дать ему как бы продолжение жизни в иной ипостаси – это все очень загадочно и интересно. И если тебе это удается, если камень тебе отозвался, наверное, ты стал мозаичистом. Когда ты понял камень, он уже не сопротивляется, он помогает тебе в теперь уже вашей совместной работе. — Ваша студия не зря называется «Музыка камней»… — У каждого камня свой голос, свой цвет, своя вибрация. Они говорят, они поют. Это очевидно. Вместе они создают хор, симфонию. И ее нужно услышать и по возможности донести зрителю-слушателю. — Значит, мозаику из любого камня можно делать? — Первая мозаика вообще из гальки была. Вышел грустный грек на берег моря, увидел веселую разноцветную гальку, набрал ее и выложил дома коврик. Так и родилась мозаика. Потом шумеры обжигали глину, раскрашивали ее и делали картинки. И только потом разный мрамор появился, смальта и все прочее. По церковным канонам, конечно, ты ограничен в материале: мрамор, смальта и золото. Но в творческой мозаике, светской ты все равно уходишь в поиск чего-либо и находишь ту же керамику, стекло, металл, бусы – да что угодно! И это красиво, живо и интересно. «Снеговики», работа ученика студии «Музыка камней» Связующая мозаика — А как вообще вы стали художником? — Это любопытный момент – на тему влияния крестных на крестников. Родители мои не были людьми творческими, никак меня в этом плане не направляли, даже наоборот: советовали идти на завод. Мол, там и зарплата, и квартира, и в партию, может, возьмут (смеется). А крестный мой был летчик. Тогда крестных выбирали номинально – не важно, верующий или нет. Главное, чтоб человек хороший. Я, как любой нормальный мальчишка, любил рисовать войнушку: танки, корабли, самолеты. Изрисовал кучу альбомов. И вот эти альбомы увидел мой крестный, посмотрел и,
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика