Синдром колобка - «Отцы и дети» » « Я - Женщина »

Синдром колобка - «Отцы и дети»



Синдром колобка - «Отцы и дети»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....


Другие тексты из цикла «В гостях у сказки»



Ничего удивительно в том, что в связи с некоторыми размышлениями мне пришел на ум именно образ беглого хлебца, или хлебного беглеца, как хотите. Образ Колобка растиражирован и эксплуатировался многократно как серьезными исследователями, так и насмешниками. Сейчас разговор будет нешуточный.


Синдром колобка - «Отцы и дети»

Художник: Даниил Молодкин


Порядка ради освежим в памяти сюжет. Старик со старухой, живущие небогато, решили поскрести по сусеку и испечь колобок – небольшой пшеничный хлеб шарообразной формы. Колобок был приготовлен и предназначен к съедению. Но сбежал, чтобы поведать в веселой песенке всему белому свету о том, как обрел свободу. Разные звери взалкали, завидев колобка, да ни один не смог его поймать – всякий оставался голодным и далее был высмеян в песне главного героя. Только хитрая лиса усыпила бдительность колобка льстивыми речами – и полакомилась этим весельчаком.



Колобок, несомненно, бунтарь. Образ бунтаря вообще востребован в культуре. Часто людям не важно, за что и как на самом деле боролся тот или иной герой: куда дороже исторической правды оказывается миф о том, что ратовал какой-нибудь Че Гевара «против всего плохого за все хорошее». Можно носить майку с его портретом и чувствовать себя причастным к этой борьбе.



Современная светская психология тоже нередко приводит человека к бунту, к мысленному бегству из alma mater, причем порой убеждая его в том, что он – как раз вот такой продукт, предназначенный теми, кто его «испек», к съедению.



Здесь даже не обязательно апеллировать к языческим мифам о богах, пожирающих своих детей. Достаточно просто дать человеку понять, что его родители или учителя были не просто немощными, чего-то не знавшими или не умевшими людьми, а теми, кто целенаправленно разрушал его психику, подавлял его волю… И вот уже человек чувствует себя этаким колобком.



Психологи иногда даже перегибают палку, сосредотачиваясь исключительно на чувствах того маленького обиженного ребенка, которого уже не существует, а не на отношениях реальных взрослых людей.



В отношениях людей, конечно, как и везде, имеют место быть причинно-следственные связи. И влияние старших – родственников и не только – на маленького ребенка очень велико, глупо это отрицать. Но влияние это все же не абсолютно. И сам человек – все-таки нечто большее, чем проекция своего прошлого на свое настоящее. Так что у него в отличие от сказочного персонажа, с упоминания о котором мы начали нашу беседу, есть выбор – чувствовать себя колобком или нет.



А чрезмерно фиксируясь на детских травмах, то и дело оправдывая ими свое сегодняшнее поведение, обвиняя в своих бедах предков, учителей и кого-то еще, мы сами себя превращаем именно в колобков, освобожденных от ответственности.



Какая может быть ответственность у колобка? Нас ведь хотели съесть – и вот мы убегаем. Разве что песенки у этих булочек различаются – у кого веселые, а у кого и не очень, так как в них добавляются жалобные куплеты, например, про то, что горе-кулинары плохо нас испекли и теперь нам неудобно катиться.



Сейчас многие пытаются разбираться в себе – в своем прошлом, выкапывая из глубин памяти мельчайшие подробности. Вот только делают это с разными целями. Если цель такого разбирательства – покаяние, примирение с другими людьми, прощение, то такое разбирательство (в том числе и с участием психологов) может принести пользу. Если цель иная, то велика вероятность, что разбирательство приведет именно к синдрому колобка.



Разобраться нужно только затем, чтобы собраться. Чтобы понять себя, обрести целостность и полноту. Само же по себе разбирательство целью становиться не должно.



Тот, кто не понял, что обидчики – тоже немощные и, возможно, куда сильнее травмированные и куда более растерянные, дезориентированные люди, чем он сам, кто не примирился с ними, не простил их, не сумел их пожалеть, тот по сути дела так и остался разобранным.



Часто целью разбирательства в себе является достижение психологического комфорта. Но ведь он совсем не обязательно совместим с правдой. Этот самый комфорт может достигаться и через обесценивание окружающих: «Вот, я такой травмированный, все должны понимать мое особое состояние!» (Вроде как у других-то оно не «особое», куда им.) Но рано или поздно человек должен будет взглянуть правде в глаза. И лучше, чтобы в этой жизни…



Понятно, что есть такие травмы, после которых человек не может примириться с теми, кто их нанес, собственными силами. Но в таких случаях вообще едва ли возможна чья-либо помощь, кроме помощи Божьей.



И ведь человек с синдромом колобка, уверенный, что его родили и вырастили только ради «съедения», становится очень уязвим. Нет, он как будто осторожен, он говорит: «Больше не позволю себя унижать!» А дальше следует припев: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от тебя, всякий встречный, и подавно уйду». И к любым намекам в стиле «колобок, я тебя съем!» он склонен относиться крайне серьезно.



Но человек, страдающий синдромом колобка, часто оказывается падок на лесть, его легко обмануть и использовать, просто поддакивая ему и провоцируя на то, чтобы он то и дело повторял рассказы о своих реальных и мнимых обидах. Критику и даже легкие сомнения в своих словах он воспринимает болезненно, а вот когда с ним во всем соглашаются, рад стараться – и имеет много шансов оказаться если не полностью съеденным, то получить новую травму.



У кого из нас нет старых обид?



Кому-то необходимо в них разобраться. Какие-то вопросы снимает сама жизнь. Но в любом случае выход из этого круга возможен только тогда, когда ты живешь настоящим и берешь на себя ответственность, учишься воспринимать разные стороны жизни, видеть и помнить не только плохое, но и хорошее. Только так можно избавиться от синдрома колобка.



О других сказочных и несказочных сюжетах читайте в рубрике «В гостях у сказки»:



Буратино. Завести ребёнка «для себя»



О рыбаке, рыбке, жадности и слабой воле



«Варвара-краса» — не очень добрая сказка



Руру. Не отвернуться от «дикаря»



Как Анфиса Агафона «под землю провалила»



Король Дроздобород избавляет от капризов



Дочь разбойника: чтить отца, но не идти по стопам



Робин Гуд: правда и ложь о «благородном разбойнике»



«Ночь перед Рождеством»: про любовь или про черевички?


 


Кролик Эдвард и наука быть беззащитным




Другие тексты из цикла «В гостях у сказки» Ничего удивительно в том, что в связи с некоторыми размышлениями мне пришел на ум именно образ беглого хлебца, или хлебного беглеца, как хотите. Образ Колобка растиражирован и эксплуатировался многократно как серьезными исследователями, так и насмешниками. Сейчас разговор будет нешуточный. Художник: Даниил Молодкин Порядка ради освежим в памяти сюжет. Старик со старухой, живущие небогато, решили поскрести по сусеку и испечь колобок – небольшой пшеничный хлеб шарообразной формы. Колобок был приготовлен и предназначен к съедению. Но сбежал, чтобы поведать в веселой песенке всему белому свету о том, как обрел свободу. Разные звери взалкали, завидев колобка, да ни один не смог его поймать – всякий оставался голодным и далее был высмеян в песне главного героя. Только хитрая лиса усыпила бдительность колобка льстивыми речами – и полакомилась этим весельчаком. Колобок, несомненно, бунтарь. Образ бунтаря вообще востребован в культуре. Часто людям не важно, за что и как на самом деле боролся тот или иной герой: куда дороже исторической правды оказывается миф о том, что ратовал какой-нибудь Че Гевара «против всего плохого за все хорошее». Можно носить майку с его портретом и чувствовать себя причастным к этой борьбе. Современная светская психология тоже нередко приводит человека к бунту, к мысленному бегству из alma mater, причем порой убеждая его в том, что он – как раз вот такой продукт, предназначенный теми, кто его «испек», к съедению. Здесь даже не обязательно апеллировать к языческим мифам о богах, пожирающих своих детей. Достаточно просто дать человеку понять, что его родители или учителя были не просто немощными, чего-то не знавшими или не умевшими людьми, а теми, кто целенаправленно разрушал его психику, подавлял его волю… И вот уже человек чувствует себя этаким колобком. Психологи иногда даже перегибают палку, сосредотачиваясь исключительно на чувствах того маленького обиженного ребенка, которого уже не существует, а не на отношениях реальных взрослых людей. В отношениях людей, конечно, как и везде, имеют место быть причинно-следственные связи. И влияние старших – родственников и не только – на маленького ребенка очень велико, глупо это отрицать. Но влияние это все же не абсолютно. И сам человек – все-таки нечто большее, чем проекция своего прошлого на свое настоящее. Так что у него в отличие от сказочного персонажа, с упоминания о котором мы начали нашу беседу, есть выбор – чувствовать себя колобком или нет. А чрезмерно фиксируясь на детских травмах, то и дело оправдывая ими свое сегодняшнее поведение, обвиняя в своих бедах предков, учителей и кого-то еще, мы сами себя превращаем именно в колобков, освобожденных от ответственности. Какая может быть ответственность у колобка? Нас ведь хотели съесть – и вот мы убегаем. Разве что песенки у этих булочек различаются – у кого веселые, а у кого и не очень, так как в них добавляются жалобные куплеты, например, про то, что горе-кулинары плохо нас испекли и теперь нам неудобно катиться. Сейчас многие пытаются разбираться в себе – в своем прошлом, выкапывая из глубин памяти мельчайшие подробности. Вот только делают это с разными целями. Если цель такого разбирательства – покаяние, примирение с другими людьми, прощение, то такое разбирательство (в том числе и с участием психологов) может принести пользу. Если цель иная, то велика вероятность, что разбирательство приведет именно к синдрому колобка. Разобраться нужно только затем, чтобы собраться. Чтобы понять себя, обрести целостность и полноту. Само же по себе разбирательство целью становиться не должно. Тот, кто не понял, что обидчики – тоже немощные и, возможно, куда сильнее травмированные и куда более растерянные, дезориентированные люди, чем он сам, кто не примирился с ними, не простил их, не сумел их пожалеть, тот по сути дела так и остался разобранным. Часто целью разбирательства в себе является достижение психологического комфорта. Но ведь он совсем не обязательно совместим с правдой. Этот самый комфорт может достигаться и через обесценивание окружающих: «Вот, я такой травмированный, все должны понимать мое особое состояние!» (Вроде как у других-то оно не «особое», куда им.) Но рано или поздно человек должен будет взглянуть правде в глаза. И лучше, чтобы в этой жизни… Понятно, что есть такие травмы, после которых человек не может примириться с теми, кто их нанес, собственными силами. Но в таких случаях вообще едва ли возможна чья-либо помощь, кроме помощи Божьей. И ведь человек с синдромом колобка, уверенный, что его родили и вырастили только ради «съедения», становится очень уязвим. Нет, он как будто осторожен, он говорит: «Больше не позволю себя унижать!» А дальше следует припев: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от тебя, всякий встречный, и подавно уйду». И к любым намекам в стиле «колобок, я тебя съем!» он склонен относиться крайне серьезно. Но человек, страдающий синдромом колобка, часто оказывается падок на лесть, его легко обмануть и использовать, просто поддакивая ему и провоцируя на то, чтобы он то и дело повторял рассказы о своих реальных и мнимых обидах. Критику и даже легкие сомнения в своих словах он воспринимает болезненно, а вот когда с ним во всем соглашаются, рад стараться – и имеет много шансов оказаться если не полностью съеденным, то получить новую травму. У кого из нас нет старых обид? Кому-то необходимо в них разобраться. Какие-то вопросы снимает сама жизнь. Но в любом случае выход из этого круга возможен только тогда, когда ты живешь настоящим и берешь на себя ответственность, учишься воспринимать разные стороны жизни, видеть и помнить не только плохое, но и хорошее. Только так можно избавиться от синдрома колобка. О других сказочных и несказочных сюжетах читайте в рубрике «В гостях у сказки»: Буратино. Завести ребёнка «для себя» О рыбаке, рыбке, жадности и слабой воле «Варвара-краса» — не очень добрая сказка Руру. Не отвернуться от «дикаря» Как Анфиса Агафона «под землю провалила» Король Дроздобород избавляет от капризов Дочь разбойника: чтить отца, но не идти по стопам Робин Гуд: правда и ложь о «благородном разбойнике» «Ночь перед Рождеством»: про любовь или про черевички? Кролик Эдвард и наука быть беззащитным
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика