Секреты творческого воспитания Дедушки Мокея - «Отцы и дети» » « Я - Женщина »

Секреты творческого воспитания Дедушки Мокея - «Отцы и дети»



Секреты творческого воспитания Дедушки Мокея - «Отцы и дети»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....


Для детей он просто веселый и добрый Дедушка Мокей. А вообще Михаил Мокиенко – и актер, и режиссер, и композитор, и писатель, и телеведущий, и даже Дед Мороз. А еще он многодетный отец, дед и прадед. Его творческие интересы часто тесно переплетаются с семейными. Так вышло, что предложенное им летнее совместное развлечение родителей и детей переросло в небольшой деревенский кинофестиваль. А потом сама эта история попала на фестиваль уже международный.


Читайте также - Для того, чтобы поднять настроение и зарядиться положительной энергией на целый день рекомендуется смотреть красивые картинки, поделки, про интерьер и дачный дизайн в фотографиях, про животных, насекомых, рыб, разнообразие флоры, фауны и многое другое - Торшер детский посмотреть.

«Батя» поговорил с Михаилом Мокиенко о творческом воспитании детей. 


Секреты творческого воспитания Дедушки Мокея - «Отцы и дети»

Михаил Мокиенко


Творческий клан Мокиенко


— Правда, что в вашей большой семье каждый человек, так или иначе, имеет отношение к театру? 


— Я окончил театральный институт в  1978 году, по образованию я актер театра и кино, и уже работал. А моему брату, который младше меня на 10 лет, пришло время выбирать профессию. Тогда еще была жива наша бабушка, и она спросила его: «Дима, ты кем хочешь быть?» Он говорит: «Как Мишка, хочу быть артистом!» На что бабушка сказала: «Хватит и одного дурака в семье!» (смеется)


Но у нас так получилось, что вся моя громадная семья – у меня пятеро детей, восемь внуков и внучек, на днях родился правнук, а еще один сын не женат и впереди тоже внуки и правнуки – практически вся имеет отношение к искусству и творчеству.


Мои родители работали на заводе. Но папа очень хорошо рисовал – у него есть и работы маслом. Это было его хобби. А мама, когда вышла на пенсию, поступила в театр им. Ленсовета и много лет работала там старшим билетером.


Моя старшая дочь Даша училась на визажиста, очень хотела быть гримером, но так случилось, что она работает в турагентстве. Никита стал продюсером и возит спектакли для детей по всей стране. Тимофей окончил Петербургский институт кино и телевидения по специальности режиссер анимации, снимал мультики и заставки, а сейчас работает на одном из питерских телеканалов, делает компьютерную графику.


Юра окончил курс режиссуры у Александра Николаевича Сокурова, и его дипломный фильм взяли на Московский международный кинофестиваль. И даже определили, что он придумал новый жанр – документальная комедия.


А младший Ванечка отслужил в армии, вернулся недавно и работает автомехаником. Еще до службы он окончил техникум и теперь ремонтирует машины своих многочисленных братьев, сестер и племянников.


Фестивальная жизнь – междеревенская и международная


— А внуки себя еще не проявили в творчестве?


— Проявили! Дело в том, что я вышел на пенсию, построил дом в Псковской области, в деревне под Гдовом, и переехал жить туда. Каждое лето ко мне приезжают внуки и внучки, и вообще там много детей – и в нашей деревне, и в соседних. Они с утра до вечера тыкают пальчиками в телефоны, а я им сказал: «А давайте лучше кино снимать!»


Мы начали делать с ними всякие коротенькие фильмы, вместе сценарии придумывали т.д.


Михаил Мокиенко с внуками и юными актерами во время обеденного перерыва на съемках фильма «Три богатыря».


— Именно с этого и начался ваш междеревенский кинофестиваль «Золотой шуруп»?


— Да, потом из других деревень нам тоже стали присылать фильмы. В прошлом году у нас в жюри были Таня Абрамова, Юрий Беляев – они у нас теперь председатели жюри. А в этом планируем, что к нам приедут Гриша Гладков, Сережа Селин. Вроде бы Наталья Бондарчук собирается приехать. Вот такой фестиваль детского кино в нашей маленькой глухой деревне!


Междеревенский кинофестиваль «Золотой шуруп» в третий раз пройдет в городе Гдов и деревне Колодье в августе 2023 года. На конкурс принимаются фильмы с участием детей, снятые в деревне.


— А какие на нем показывают фильмы?


— Разные – игровые и документальные. Вот, например, нам прислал один мальчик из деревни свой документальный фильм, который называется «Дорога памяти». Я как прочел название, думаю, ну, наверное, что-то патриотическое? А оказалось, фильм про дорожку, которая вела к его школе, и автор рассказывает, что он узнал от родителей – историю его семьи и как по этой дорожке когда-то ходили его бабушки и дедушки… Шикарная идея, и он ее воплотил!


Мы снимали игровые «Соловей-разбойник», «Три богатыря», «Дюймовочку». Дети сами придумывают сценарии, и мы немножко с моим сыном Никитой их обрабатываем.


Одна девочка прислала очень трогательный, отлично сделанный мультфильм о своем одиночестве.


В общем, у нас очень душевный получился фестиваль.


— Из которого и вырос представленный на Московском кинофестивале фильм вашего сына «Отцы»…


— Да, я снимал фильм с детьми и внуками. Мой сын Никита снимал со своими детьми. А другому моему сыну Юре надо было снять дипломную работу. Он взял операторов, звукорежиссеров и снимал нас. Получился очень смешной фильм.



  

— Вы давали сыну советы?


— Я пытался: «Юра, это хорошо бы с этим смонтировать, вот этот кадр лишний». А он мне сказал: «Папа, это мой фильм, я тебя очень прошу, не вмешивайся!» Но это было сказано не грубо, а как-то по сыновнему.


Я это понял и больше никаких советов не давал, хотя он взял мою музыку в этот фильм, ну, и меня там снял.


Михаил Мокиенко снимает фильм для фестиваля «Золотой шуруп», а Юрий Мокиенко снимает документальный фильм «Отцы», который представлен в конкурсной программе ММКФ в 2023 году.


— Значит, вы умеете отойти в сторону и дать простор для развития?


— Конечно, потому что я доверяю своему сыну. Он же и до этого снимал курсовые, они очень достойные, хотя я бы что-то сделал там по-другому. Но иначе сделали бы и Сокуров, и Михалков – каждый режиссер снял бы фильм по-своему.


Александр Сокуров вручает диплом Юрию Мокиенко.


Школьная кантата о капитализме и личный творческий пример


— Любовь к театру вам привили родители?


— Да, помню, я был еще совсем маленьким, когда меня водили в Театр юного зрителя. Уже не помню, что именно я там смотрел, но за неделю начинал собираться и спрашивал маму: «А где моя рубашечка вот такая? А штаны ты мне погладила?» Мама отвечала: «Миша, еще столько времени впереди!» Но я настаивал – так ждал этого чуда! В отличие от детей, которые сейчас, к сожалению, приходят в театр кто в чем, просто как на рядовое мероприятие. Думаю, что все это, конечно, зависит от родителей.


— Когда вы поняли, что будете заниматься театром, что вам это интересно?


— В детстве. Еще в школе играл в театральном кружке, начал писать музыку. У нас была школа с литературным и историческим уклоном. Однажды я так проникся уроком истории, что написал по его теме кантату.


На большой перемене все ходят, жуют бутерброды, а я забрался на сцену в рекреации, где стоял рояль, и сказал: «Минуточку внимания, сейчас будет исполнена кантата “Общий кризис капитализма!”» Сел за инструмент, все замолчали…


Это было в 1973 году. На следующий день меня вызвали к директору. У него в кабинете сидел человек в сером костюмчике, который меня спросил, почему кантата была такая жизнеутверждающая?


Я удивился: «А вы что, ее слышали?»


«Нет, но мне рассказали», – ответил он.


Проблем в итоге у меня не возникло. Но сейчас я понимаю, что это было. А тогда мне казалось, кто-то заинтересовался моим творчеством! (смеется)


Михаил Мокиенко


— А своих детей к творчеству вы как приобщали?


— Только личным примером. И это всего касается.


Вот весна началась – и сразу видны бутылки, фантики, грязь какая-то. Когда кто-то мне говорит, какое у нас плохое руководство города, плохо убирает, я отвечаю: во-первых, убирают дворники бедные, во-вторых, это зависит не от руководства. Кто мусорит?


Например, когда Ванечка был маленький, я у него в карманах все время находил обертки от конфет и мороженого, он на улице никогда ничего не бросал. Если ты будешь говорить ребенку, что нельзя бросать фантики на улице, он все равно когда-нибудь бросит. А если он заметит, что ты не мусоришь – будет делать так же.


В искусстве то же самое. Когда я Дашу отдал в музыкальную школу заниматься на флейте, ей очень это не нравилось, потому что надо заниматься, пальчики держать правильно и т.д. А время прошло и все хорошо – начала играть. Никита окончил музыкальную школу по классу фортепиано и сейчас очень неплохо играет. Его дочки занимаются фигурным катанием, и на одно из соревнований Никита сам написал музыку, под которую его дочка танцевала.


— Вы своих детей включали в свои проекты? Можно сказать, что они росли за кулисами?


— Да, я это очень любил, особенно наблюдать за их поведением. Они и на съемках у меня были, и снимались в некоторых программах, видели, как артисты гримируются, примеряют костюмы. Для них это было чудо, а я очень радовался, когда видел их горящие глаза.


Михаил Мокиенко с внуками


«Еще детей!»


— То, что вы стали многодетным отцом можно назвать семейной традицией?


— У мамы три сестры, а у папы – я только сейчас увидел параллель – была такая же семья, как моя. У папы старшая сестра и три брата, а у меня – дочь и четыре сына.


Я никогда не задумывался о многодетной семье, просто так сложилось. Хармсу приписывают такой рассказик. «Лев Толстой очень любил детей, и все ему было мало. Приведет полную комнату, шагу ступить негде, а он все кричит: «Еще! Еще!»» (смеется)


Семья Мокиенко


— Какие-то традиции воспитания вы перенесли в свою семью?


— У нас семья была дружная. Я видел отношения отца с матерью, как они любили друг друга, как общались, и это как-то перешло и в мою семью.


У родителей было странное общение. Папа был немножко под каблуком у мамы. Она управляла им: «Юра, надо то сделать, надо это!» Но если вдруг что-то не так, папа цыкнет – и все: мама становится шелковая, и она уже у него под каблуком. И вот эти «качельки» наблюдать было очень интересно.


По поводу моего воспитания вспоминаются такие моменты. Мне было четыре года, и мы с родителями переезжали из коммуналки одного дома в соседний – в комнату большей площади и с балконом. Жили небогато, вещи переносили на руках – кровать, шкаф, мама несла тюки с одеждой. Но и меня привлекли к участию – дали мне маленькую табуреточку. Помню, как гордо я шел с ней в руках!


А второй случай смешной. Я провинился в садике, мама меня привела домой и говорит: «Вот папа придет с работы и отлупит тебя ремешком!» Я так испугался, что взял свои детские книжки в мягком переплете и несколько штук запихнул себе в шортики — под попу, чтобы было не больно. Мама это видела и со смехом рассказала отцу, а он меня не наказал, но поругал.


Родители меня направляли как бы с двух сторон, но по-разному. Мама всегда следила, чтобы я был хорошо одет. Даже, когда уже взрослым я где-то давал интервью на телевидении или выступал, она мне говорила: «Миша, надо было причесаться, усы немножко подстричь». – «Так я нормально выступал?» – «Да нормально… Зачем ты эту рубашку надел? Надо было другую!» Папа наоборот, отмечал: «Мишка, ты молодец, ты все хорошо сказал!»


Родители Михаила Мокиенко Валентина Николаевна и Юрий Павлович


Воспитание без нравоучений и «неагрессивный пилеж» жены


— Как вам удавалось совмещать творчество и отцовство? Вы успевали заниматься с каждым ребенком?


— Я скорее был отцом, который весь в творчестве, но с детьми мне всегда было интересно куда-то сходить погулять, поговорить, узнать что-то. Все, что мне интересно, интересно и моим детям. И не только моим, потому что я много выступаю перед детьми, пишу детские сказки.


Домашние задания со своими детьми я не делал – может, очень редко, да разве что стихи учил. Это все было как-то немножко на самотек пущено с моей стороны. Сейчас время прошло, и я об этом не жалею.


Мама мне всегда говорила: «Маленькие детки – маленькие бедки, большие будут детки – большие будут бедки». Я все ждал этих «бедок», но, к счастью, ничего глобального не случилось.


Как-то все шло само собой. Я не был «Макаренко», и в тоже время я никогда не был равнодушным. Но и нравоучений старался избегать.


Вот и сейчас младший сын уходит на работу автомобили ремонтировать, я ему говорю: «Возьми с собой контейнер с едой, там макароны и котлеты — разогреешь в микроволновке». Знаю, что у него не всегда есть время сходить куда-то и пообедать. Ваня отвечает: «Да-да, папа, возьму!» А сам забывает. Когда вечером он возвращается, я ему: «Ну что ж ты так!» (улыбается) Вот на таком уровне, и это, пожалуй, все нравоучения.


Иногда передаю опыт: рассказываю, что я сделал такого, что лучше было бы не делать, когда у них похожие ситуации возникают. Но это тоже не навязчиво. Я не учу, не настаиваю, и дети это лучше понимают, чем если бы я повторял: «нельзя курить!» Я сам курю и очень много, но дети у меня не курят, только старший сын иногда.


Михаил Мокиенко с младшими сыновьями Юрой и Ваней


— Говорят, что старшим детям везет меньше, чем младшим — родители только учатся воспитывать. Вы чувствовали разницу в этом смысле?


— Нет, это совершенно не мой случай. У нас все было одинаково. Они друг от друга подпитываются, учатся, что-то подхватывают…


Я, наверное, счастливый в этом отношении человек, потому что об этом не задумывался и, может быть, именно поэтому у нас в семье все хорошо, нет каких-то конфликтов, как бывает в других семьях.


— Как творческому человеку сохранить семью?


— Это как повезет с женой или мужем. Мне повезло, моя жена – художник, тоже творческий человек.


Она окончила театральный институт, по специальности художник-постановщик и сейчас работает на телевидении. Приезжает в деревню на выходные, и я называю ее «жена выходного дня».


Она меня хорошо понимает. Конечно, иногда пилит, когда я, например, попрошу в качестве гонорара мало денег за какую-то работу, но это такой неагрессивный пилеж (смеется) и чаще по телефону.


Жена Михаила Мокиенко Светлана Бурякова участвует в спектакле мужа «Играем в театр» и рассказывает детям о работе театрального художника.


Главное пожелание родителям


— Имея большой опыт работы с детьми, можете дать какой-то совет родителям, как взрослым и детям лучше понимать друг друга?


— Когда внезапно закрыли мою авторскую программу «Сказки дедушки Мокея» на петербургском телеканале СТО, посыпалась куча писем от родителей и детей с вопросами и словами поддержки. И мой друг детский поэт и писатель Сергей Махотин написал: это была единственная детская передача, в которой к детям относились  с уважением.


Я мог бы пожелать родителям – к детям относиться с уважением!


Не нужно сюсюкать, но надо понимать, что дети это будущие взрослые. Это такие же люди, как и ты, только у них пока нет опыта и каких-то знаний – и в этом им необходимо помочь. Это, пожалуй, все.


Не могу сказать, что надо быть с ними на равных, естественно, это невозможно. Но вот, например, ты пришел вечером, тебе ничего не хочется, только отдохнуть или какая-то работа тебя еще ждет. А тут маленький сын начинает говорить: «Папа, я сегодня то-то и то-то делал!» Так и подмывает сказать: «Извини, мне сейчас некогда». Но я себя зажимаю, выслушиваю совершенно мне ненужную информацию, включаюсь в диалог… Надо иногда наступать на себя, на горло собственной занятости для того, чтобы найти время и просто спокойно, по-человечески поговорить со своим ребенком, объяснить ему что-то.


Мне вот, например, мой отец перед сном обязательно читал книжки, причем засыпал первым он, а я его будил: «Папа, дальше, что дальше?» Он просыпался и продолжал.


А я своим старшим, когда Даша и Никита были маленькими, сочинял. У меня все сказки начинались одинаково: в городе Ленинграде, на улице Варшавской, жили Никита и Даша, и вот как-то раз они… Я на ходу придумывал какую-то историю, и каждый вечер они просили: «Папа, давай про Никиту и Дашу!»


Написанная Михаилом Мокиенко в соавторстве с Андреем Усачевым книга «Большие Вруны и Малые Брехуны».  Вы можете также послушать аудиосказку М.Мокиенко, С. Махотина, А.Усачева «КАК БАБЫ-ЯГИ СКАЗКУ СПАСАЛИ»


Настоящий Дед Мороз


— А ведь вы еще и Дед Мороз…


— Когда я был студентом, среди маминых друзей молодости был директор детского садика. Там нужен был Дед Мороз – «а Мишка же вроде на актера учится?..» И вот на втором курсе я сшил костюм и долго готовился – учил тексты. Потом понял, что не всегда надо их учить, а лучше просто быть веселым добрым «дедушкой».


В саду была такая практика – я выступал, а потом надо было сказать детям, чтобы они шли по своим группам, где их ждут подарки. Я предложил, чтобы они получали их от Деда Мороза.  Мне сначала возразили: 30 подарков – сколько же это займет времени? Но согласились. И я с каждым ребенком немного стал говорить. Коротенькое общение – потом подарок. Одному: «Ты маму слушаешься? – Да». Другому: «Ручки моешь перед едой?» Но я заметил, что одна девочка не хотела водить хоровод, всегда отдергивала руку. Даже помню, что она была с огромным голубым бантом. И в момент вручения подарка она тоже отдернула руку, настороженно за мной наблюдала. А потом спросила: «Дедушка Мороз, а ты настоящий?» Я завис в этот момент. Что делать? И главное, как доказать? Тогда я разворачиваю подарок и спрашиваю ее: «Вот мандаринка настоящая? А конфетка?» Девочка соглашается. «Значит, и я настоящий?» Она обрадовалась и закричала «Да!» Этот момент искреннего общения запал мне в душу…


Поначалу я просто так работал, а потом это стало моей профессией.


Дед Мороз


— А для своих детей и внуков вы тоже Дед Мороз?


— А как же! Каждый год собираемся в деревне отмечать праздник, только сейчас взрослые дети сами мне подыгрывают – читают стихи и пр.


Как-то внучка меня разгадала. Маргаритке было шесть лет. Она подошла и говорит: «Дед, я знаю что ты — Дед Мороз!» – «А почему ты так решила?» – «А я твое кольцо на руке увидела, ты его забыл снять!»


Кстати, есть вещи, которым не научишь, они в ребенке возникают благодаря атмосфере в семье.


Когда младший сын еще был маленький, он был последний, кто у нас тогда верил в Деда Мороза. Мы делали так, чтобы подарки в Новый год под елкой появлялись волшебным образом: бьют куранты – ничего нет, пробило 12 – и вот подарки! Я объяснял, что, когда Дед Мороз кладет их под елку, они невидимые, а наступил Новый год – их видно. А Ванечка предложил: «Папа, а давай поставим камеру и включим, когда нас нет? Я хочу посмотреть, как Дедушка Мороз подарки приносит!» Я его слушаю, а сам думаю: надену костюм и сделаю запись, когда сына дома не будет. И вдруг Ваня говорит: «Нет, давай не будем так делать!» – «Почему?» – «Ну, получится, что мы за ним подглядываем…»


Вот этому не научишь, это уже само воспиталось.


Дед Мороз в кругу семьи


Житейская мудрость и отцовская радость


— Жизнь в деревне, наверное, требует определенных навыков? Вы можете назвать себя умельцем-хозяйственником?


— Мой папа был мастер на все руки. Они вдвоем с нанятым рабочим поставили на даче дом. Причем до этого отец особо ничего не умел, но научился управляться с топором, пилой, ножовкой, сам делал ремонт в квартире и все подключал.


Я от него этот талант не перехватил, хотя, конечно, могу гвоздь вбить, картошку посадить-выкопать.


Вот была история. Зимой прибился к нам маленький щеночек. Пришел к дому, сидит и не уходит. Я ему говорю: «Уходи, мне собачка не нужна!» А он все равно сидит. Я сжалился над ним, остатки супа вынес, а он под крыльцом поселился. Теперь вот даже когда в Петербург еду, беру его с собой и гуляю каждый вечер и утро. Но в деревне возник вопрос – надо будку ему сделать. Я взял доски, стал колотить – не выходит. Позвонил товарищу в соседнюю деревню, мол, проблема, что-то будка не получается. Он приехал, посмотрел молча на мое сооружение, разобрал, а потом часа за три-четыре сделал отличную будку!


— Так что не мастер вы будок для собак! 


— Нет, а вот сыновья дедовский талант переняли. Юра, например, для своей квартиры смастерил кровать особой конструкции, она экономит место в комнате.


Михаил Мокиенко с младшим сыном Ваней и подросшим щенком Огоньком


— А какую-то житейскую мудрость вашего отца детям и внукам вы передали?


— Я старался привить им любовь к Родине, чувство патриотизма – это мне передалось от отца. Я в детстве с его подачи читал «Сын полка», «Вовка – сын командира» и т.д..


А что касается житейской мудрости, то жизнь сама научит, в зависимости от обстоятельств и окружения. А также твой личный пример: какой ты есть, такими будут и твои дети.


— Что для вас значит быть отцом?


— Это гордиться своими детьми. Это мне доставляет такую радость! И я всеми своими детьми горжусь, каждым по-своему.


Михаил Мокиенко






Для детей он просто веселый и добрый Дедушка Мокей. А вообще Михаил Мокиенко – и актер, и режиссер, и композитор, и писатель, и телеведущий, и даже Дед Мороз. А еще он многодетный отец, дед и прадед. Его творческие интересы часто тесно переплетаются с семейными. Так вышло, что предложенное им летнее совместное развлечение родителей и детей переросло в небольшой деревенский кинофестиваль. А потом сама эта история попала на фестиваль уже международный. Читайте также - Для того, чтобы поднять настроение и зарядиться положительной энергией на целый день рекомендуется смотреть красивые картинки, поделки, про интерьер и дачный дизайн в фотографиях, про животных, насекомых, рыб, разнообразие флоры, фауны и многое другое - Торшер детский посмотреть. «Батя» поговорил с Михаилом Мокиенко о творческом воспитании детей. Михаил Мокиенко Творческий клан Мокиенко — Правда, что в вашей большой семье каждый человек, так или иначе, имеет отношение к театру? — Я окончил театральный институт в 1978 году, по образованию я актер театра и кино, и уже работал. А моему брату, который младше меня на 10 лет, пришло время выбирать профессию. Тогда еще была жива наша бабушка, и она спросила его: «Дима, ты кем хочешь быть?» Он говорит: «Как Мишка, хочу быть артистом!» На что бабушка сказала: «Хватит и одного дурака в семье!» (смеется) Но у нас так получилось, что вся моя громадная семья – у меня пятеро детей, восемь внуков и внучек, на днях родился правнук, а еще один сын не женат и впереди тоже внуки и правнуки – практически вся имеет отношение к искусству и творчеству. Мои родители работали на заводе. Но папа очень хорошо рисовал – у него есть и работы маслом. Это было его хобби. А мама, когда вышла на пенсию, поступила в театр им. Ленсовета и много лет работала там старшим билетером. Моя старшая дочь Даша училась на визажиста, очень хотела быть гримером, но так случилось, что она работает в турагентстве. Никита стал продюсером и возит спектакли для детей по всей стране. Тимофей окончил Петербургский институт кино и телевидения по специальности режиссер анимации, снимал мультики и заставки, а сейчас работает на одном из питерских телеканалов, делает компьютерную графику. Юра окончил курс режиссуры у Александра Николаевича Сокурова, и его дипломный фильм взяли на Московский международный кинофестиваль. И даже определили, что он придумал новый жанр – документальная комедия. А младший Ванечка отслужил в армии, вернулся недавно и работает автомехаником. Еще до службы он окончил техникум и теперь ремонтирует машины своих многочисленных братьев, сестер и племянников. Фестивальная жизнь – междеревенская и международная — А внуки себя еще не проявили в творчестве? — Проявили! Дело в том, что я вышел на пенсию, построил дом в Псковской области, в деревне под Гдовом, и переехал жить туда. Каждое лето ко мне приезжают внуки и внучки, и вообще там много детей – и в нашей деревне, и в соседних. Они с утра до вечера тыкают пальчиками в телефоны, а я им сказал: «А давайте лучше кино снимать!» Мы начали делать с ними всякие коротенькие фильмы, вместе сценарии придумывали т.д. Михаил Мокиенко с внуками и юными актерами во время обеденного перерыва на съемках фильма «Три богатыря». — Именно с этого и начался ваш междеревенский кинофестиваль «Золотой шуруп»? — Да, потом из других деревень нам тоже стали присылать фильмы. В прошлом году у нас в жюри были Таня Абрамова, Юрий Беляев – они у нас теперь председатели жюри. А в этом планируем, что к нам приедут Гриша Гладков, Сережа Селин. Вроде бы Наталья Бондарчук собирается приехать. Вот такой фестиваль детского кино в нашей маленькой глухой деревне! Междеревенский кинофестиваль «Золотой шуруп» в третий раз пройдет в городе Гдов и деревне Колодье в августе 2023 года. На конкурс принимаются фильмы с участием детей, снятые в деревне. — А какие на нем показывают фильмы? — Разные – игровые и документальные. Вот, например, нам прислал один мальчик из деревни свой документальный фильм, который называется «Дорога памяти». Я как прочел название, думаю, ну, наверное, что-то патриотическое? А оказалось, фильм про дорожку, которая вела к его школе, и автор рассказывает, что он узнал от родителей – историю его семьи и как по этой дорожке когда-то ходили его бабушки и дедушки… Шикарная идея, и он ее воплотил! Мы снимали игровые «Соловей-разбойник», «Три богатыря», «Дюймовочку». Дети сами придумывают сценарии, и мы немножко с моим сыном Никитой их обрабатываем. Одна девочка прислала очень трогательный, отлично сделанный мультфильм о своем одиночестве. В общем, у нас очень душевный получился фестиваль. — Из которого и вырос представленный на Московском кинофестивале фильм вашего сына «Отцы»… — Да, я снимал фильм с детьми и внуками. Мой сын Никита снимал со своими детьми. А другому моему сыну Юре надо было снять дипломную работу. Он взял операторов, звукорежиссеров и снимал нас. Получился очень смешной фильм. — Вы давали сыну советы? — Я пытался: «Юра, это хорошо бы с этим смонтировать, вот этот кадр лишний». А он мне сказал: «Папа, это мой фильм, я тебя очень прошу, не вмешивайся!» Но это было сказано не грубо, а как-то по сыновнему. Я это понял и больше никаких советов не давал, хотя он взял мою музыку в этот фильм, ну, и меня там снял. Михаил Мокиенко снимает фильм для фестиваля «Золотой шуруп», а Юрий Мокиенко снимает документальный фильм «Отцы», который представлен в конкурсной программе ММКФ в 2023 году. — Значит, вы умеете отойти в сторону и дать простор для развития? — Конечно, потому что я доверяю своему сыну. Он же и до этого снимал курсовые, они очень достойные, хотя я бы что-то сделал там по-другому. Но иначе сделали бы и Сокуров, и Михалков – каждый режиссер снял бы фильм по-своему. Александр Сокуров вручает диплом Юрию Мокиенко. Школьная кантата о капитализме и личный творческий пример — Любовь к театру вам привили родители? — Да, помню, я был еще совсем маленьким, когда меня водили в Театр юного зрителя. Уже не помню, что именно я там смотрел, но за неделю начинал собираться и спрашивал маму: «А где моя рубашечка вот такая? А штаны ты мне погладила?» Мама отвечала: «Миша, еще столько времени впереди!» Но я настаивал – так ждал этого чуда! В отличие от детей, которые сейчас, к сожалению, приходят в театр кто в чем, просто как на рядовое мероприятие. Думаю, что все это, конечно, зависит от родителей. — Когда вы поняли, что будете заниматься театром, что вам это интересно? — В детстве. Еще в школе играл в театральном кружке, начал писать музыку. У нас была школа с литературным и историческим уклоном. Однажды я так проникся уроком истории, что написал по его теме кантату. На большой перемене все ходят, жуют бутерброды, а я забрался на сцену в рекреации, где стоял рояль, и сказал: «Минуточку внимания, сейчас будет исполнена кантата “Общий кризис капитализма!”» Сел за инструмент, все замолчали… Это было в 1973 году. На следующий день меня вызвали к директору. У него в кабинете сидел человек в сером костюмчике, который меня спросил, почему кантата была такая жизнеутверждающая? Я удивился: «А вы что, ее слышали?» «Нет, но мне рассказали», – ответил он. Проблем в итоге у меня не возникло. Но сейчас я понимаю, что это было. А тогда мне казалось, кто-то заинтересовался моим творчеством! (смеется) Михаил Мокиенко — А своих детей к творчеству вы как приобщали? — Только личным примером. И это всего касается. Вот весна началась – и сразу видны бутылки, фантики, грязь какая-то. Когда кто-то мне говорит, какое у нас плохое руководство города, плохо убирает, я отвечаю: во-первых, убирают дворники бедные, во-вторых, это зависит не от руководства. Кто мусорит? Например, когда Ванечка был маленький, я у него в карманах все время находил обертки от конфет и мороженого, он на улице никогда ничего не бросал. Если ты будешь говорить ребенку, что нельзя бросать фантики на улице, он все равно когда-нибудь бросит. А если он заметит, что ты не мусоришь – будет делать так же. В искусстве то же самое. Когда я Дашу отдал в музыкальную школу заниматься на флейте, ей очень это не нравилось, потому что надо заниматься, пальчики держать правильно и т.д. А время прошло и все хорошо – начала играть. Никита окончил музыкальную школу по классу фортепиано и сейчас очень неплохо играет. Его дочки занимаются фигурным катанием, и на одно из соревнований Никита сам написал музыку, под которую его дочка танцевала. — Вы своих детей включали в свои проекты? Можно сказать, что они росли за кулисами? — Да, я это очень любил, особенно наблюдать за их поведением. Они и на съемках у меня были, и снимались в некоторых программах, видели, как артисты гримируются, примеряют костюмы. Для них это было чудо, а я очень радовался, когда видел их горящие глаза. Михаил Мокиенко с внуками «Еще детей!» — То, что вы стали многодетным отцом можно назвать семейной традицией? — У мамы три сестры, а у папы – я только сейчас увидел параллель – была такая же семья, как моя. У папы старшая сестра и три брата, а у меня – дочь и четыре сына. Я никогда не задумывался о многодетной семье, просто так сложилось. Хармсу приписывают такой рассказик. «Лев Толстой очень любил детей, и все ему было мало. Приведет полную комнату, шагу ступить негде, а он все кричит: «Еще! Еще!»» (смеется) Семья Мокиенко — Какие-то традиции воспитания вы перенесли в свою семью? — У нас семья была дружная. Я видел отношения отца с матерью, как они любили друг друга, как общались, и это как-то перешло и в мою семью. У родителей было странное общение. Папа был немножко под каблуком у мамы. Она управляла им: «Юра, надо то сделать, надо это!» Но если вдруг что-то не так, папа цыкнет – и все: мама становится шелковая, и она уже у него под каблуком. И вот эти «качельки» наблюдать было очень интересно. По поводу моего воспитания вспоминаются такие моменты. Мне было четыре года, и мы с родителями переезжали из коммуналки одного дома в соседний – в комнату большей площади и с балконом. Жили небогато, вещи переносили на руках – кровать, шкаф, мама несла тюки с одеждой. Но и меня привлекли к участию – дали мне маленькую
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика