«От папы пахнет кожувинками» - «Отцы и дети» » « Я - Женщина »

«От папы пахнет кожувинками» - «Отцы и дети»



«От папы пахнет кожувинками» - «Отцы и дети»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....


Художник и предприниматель Алексей Максаков о том, как одновременно существовать в бизнесе, сохраняться в искусстве и воспитывать детей.



«От папы пахнет кожувинками» - «Отцы и дети»
У него своя кожгалантерейная мастерская в Петербурге, нет художественного образования, зато есть огромное желание рисовать: не для выставок – для себя.

Из троих его детей только старшая дочь Юля (23 года) окончила музыкальную школу. Вторая дочь Варя (16 лет) музыкалку бросила и мечтает пойти в медицину, а сын Ваня (18 лет) недоучился в художественной – не будешь же там силой держать.


При этом, Алексей Максаков все равно уверен, что «стремление к творчеству – свойство каждой души, а люди – соработники Творца». Просто проявляться это может по-разному. И даже если это твои дети, которым очень хочется передать то, что любишь, знаешь и умеешь, они могут самовыражаться по-своему.


Все началось с фенечек


— Вы начали своё дело в 90-х — это было что-то вынужденное? Были ли другие амбиции? Например, заниматься только живописью?


— Я учился в институте, а по вечерам писал картины. Ни то, ни другое не приносило никаких доходов (смеётся). А моя мама всегда шила. Как-то мой институтский приятель попросил её сшить кожаную куртку, и остались обрезки, из которых я сделал браслеты. Тогда многие носили такие, еще они называются фенечками. В то время Гостиный двор ремонтировался и был со стороны Невского проспекта закрыт забором, на котором вывешивалось огромное количество прокламаций – это называлось «Стеной гласности». Народу разного было много: демократы, анархисты, монархисты, рядом бандиты… Появилось много новых печатных изданий, которые продавали дети, студенты или сами активисты. Среди торгующих газетами у меня был знакомый. Я попросил его сверху на газеты положить эти браслетики – отдал ему штук десять и полчаса погулял по Невскому. Вернулся, а он мне отдал 80 рублей – по тем временам это была очень приличная сумма, ещё в ходу были старые советские деньги. Это было самое начало 90-х.


Всё шло поэтапно. От женских и мужских украшений я перешёл к ремням и поясам. Первые три-четыре года я работал один. Хотя у нас была творческая группа – мы общались между собой, помогали друг другу купить какие-то материалы, инструментиками разжиться. Никакого образования, наставничества мы не имели, то есть всё это – только опыт. С одной стороны, мы потеряли очень много времени, пока сами прошли этот путь и достигли чего-то, с другой – мы не были отягощены правилами. Так мы начали работать с материалами, которые в этой области ранее не использовались.


Параллельно я продолжал учиться в педагогическом институте имени Герцена. Диплом у меня учителя истории. Но почти сразу я понял, что в школе работать не буду. Когда я первый раз пришёл на практику в школу, мне там очень не понравилось – много людей, которых нужно контролировать. Эта ответственность меня, вероятно, испугала. Я почувствовал, что всё равно буду стремиться в свой «улиточный панцирь». Мне очень хотелось иметь свою мастерскую. Это как раз то место, своя территория, где ты существуешь, находишь какой-то мир внутри себя и строишь его вокруг.


Семья, кожгалантерея и «идеальный день художника»


— Семья – это тоже такой мир?


— Нет, семья мной всегда воспринималась традиционно. У моих родителей была полная семья, у старшего брата, и я понимал, что у меня будет точно так же. А творческая реализация была для меня новым ощущением потому, что в семье моих родителей никто этим не занимался. И среды общения – с художниками, ещё с кем-то таким – у меня не было и до сих пор нет. С одной стороны, это плохо, с другой – хорошо. Иметь выход в эту среду по необходимости неплохо, но постоянно в ней общаться я бы не хотел.


Алексей Максаков с супругой.


У меня никогда не стояло выбора: семья или творчество. Я это для себя не разделяю. Тем более, что с годами это всё пришло к таким формам, что противоречия не возникает. Единственное, я бы хотел, чтобы основная работа – кожгалантерейная – занимала намного меньше времени, чтобы можно было больше заниматься живописью.


Как я себе представляю идеальный день художника: просыпаешься и, не вставая с кровати, делаешь какие-то наброски, которые впоследствии могут перерасти в нечто большее. Человек ведь не может всё время стоять у мольберта и писать, писать. Нужно делить творческий процесс на какие-то этапы. Потом идёшь готовить холсты, потом работаешь с уже готовыми набросками, приводишь их к каким-то размерам. Ещё у тебя есть уже начатые работы – можешь какое-то время посвятить им. Это очень важно, когда никуда не торопишься и постоянно себя контролируешь – что тебе сейчас нужно и что у тебя получается лучше всего. Возникла какая-то идея, ты взял холст и сделал эскиз. Можешь его оставить на время, потом вернуться и ещё на него посмотреть. Вечером, бывает, три-четыре часа поработаешь за мольбертом – физически устаёшь. Ведь это действительно тяжело – стоять в напряжении, под разными углами зрения всё это рассматривать, ловить свет. Но отвлёкся, возвращаешься к эскизу и живёшь с ним, разговариваешь с ним – он тебе нравится или не нравится, или ты его боишься. Причём он может пугать тебя по-разному. Иногда видишь, что это не твоё, но тебе хочется это сделать. Или видишь, что хорошо получилось сейчас и боишься это испортить потом. И вот если поймал волну, можешь остаться на какой-то глубине, можешь ещё глубже в это нырнуть, а можешь всплыть.


Но между этим всем, конечно, семья – самое главное. Им показываешь наброски, что-то обсуждаешь.


— Как семья относится к вашему творчеству?


— С пониманием, во всяком случае (смеётся). Дети особого интереса не проявляют. Я так понимаю, это объясняется тем, что они выросли среди этого: сколько дети себя помнят, картины на стенах висят. Другое дело, если возникает сюжет или какая-то форма, которые их могут затронуть.


Например, очень интересный сюжет возник в Крыму во время летнего отдыха: мы спускались по склону и держались за руки, чтобы никто из нас не упал вниз, а солнце было у нас за спиной – и мы все одновременно увидели нашу тень, которая очень длинной проекцией легла на склон. Это был готовый сюжет для картины. В этом всё: солнце, любовь, дети, отдых, счастье. Картины нет, но есть эскиз.


Фото из семейного архивам Максаковых.


Рождение идеи и работа над эскизом – это самое интересное. Здесь больше всего выражена творческая составляющая. А когда начинаешь это воплощать, нужно проявить упорство. Бывает, приложишь много труда и видишь, что не вытягиваешь эту тему – нужно найти в себе силы переделать это всё. Можно не один раз переделывать. Может вообще не получиться. И это моё слабое место – отсутствие профессионального образования: я часто не могу нарисовать то, что вижу. Или понимаю, что мне воплощение какого-то замысла будет стоить такого труда, что не берусь за него.


— А как дети воспринимают вашу работу?


— Думаю, что они воспринимают её, как продолжение нашей общей семейной жизни. О том, кем работает их папа, мои дети говорят по-разному. Как правило, говорят, что кожгалантерейщик. Поскольку они понимают, что единственный доход семьи связан с этим, то моя профессиональная принадлежность определяется так.


Про то, что я художник, они говорят очень редко, в каких-то общих разговорах. Во всяком случае, я не слышал, чтобы они между собой или своим друзьям говорили: «У меня папа – художник». Вот соседи по даче почему-то воспринимают как художников и меня, и моего тестя. Возможно потому, что мы оба носим бороды, а тесть ещё в своё время ходил по деревне в чёрном берете (улыбается).


Картина Алексея Максакова.


Бизнес без риска и без конкуренции


— Малый бизнес — это риск. Вы сознательно на него шли? Когда вы начинали, у вас были запасные варианты, чтобы прокормить семью?


— Варианты с риском не для меня. Могу сказать: за всю жизнь я взял кредит только однажды – когда мы купили стиральную машину. Хотя запасного варианта, чтобы прокормить семью, у меня на сегодняшний день нет. А до 40 лет я думал, что в случае чего могу пойти работать в школу. Другое дело, что в начале 90-х у школьного учителя была мизерная зарплата и отсутствие всяческих перспектив.


На самом деле этот вопрос меня волновал – как долго существовать в бизнесе и как сохраниться надолго в искусстве?


Для бизнеса я придумал такую формулу: конкуренции не существует в принципе.


То есть вот об этом не нужно думать никогда. Это не психологический выверт такой, не самовнушение, это убеждённость в том, что если человек честно делает свою работу, если не пытается кого-то обманывать, если не ищет быстрых больших денег – тогда никаких особенных опасений возникать не должно.


Такая убеждённость подтверждается и моим личным опытом, и опытом многих людей, с которыми я работал на протяжении всех этих лет. Конечно, бывают обстоятельства непреодолимой силы, но они бывают в любой области – например, ты можешь заболеть, потерять трудоспособность и тому подобное.


Конечно, какой-то бизнес может и не выжить. Но человек, который откроет ремонтную мастерскую, будет существовать. Это не история с высоким доходом, это одна из альтернативных форм выживания: можно пойти работать на государственное или частное предприятие, а можешь заняться чем-то сам.


То есть конкуренция есть – как явление экономического характера, её невозможно отменить. Её нет у меня в голове для меня самого (улыбается).


Когда я захожу в кожгалантерейный магазин и вижу разнообразие товаров, всегда себя спрашиваю: «А кто покупает твое?» Ответа не нахожу и понимаю, что нужно просто вернуться в свою мастерскую и работать. Заказы, как правило, есть. Если нет – то я работаю на склад и разрабатываю новые модели. Обновление ассортимента не должно останавливаться никогда – в буквальном смысле: ты едешь куда-то, идешь, ешь и смотришь на людей. Рассматривая их, я нахожу информацию о сочетаниях цветов и стилей, о том, что для них органично, удобно, функционально.


— Насколько стабильно вы себя чувствуете?


— В моём восприятии существует какой-то религиозный план. С его помощью я для себя решаю очень много вопросов, в том числе и связанных с предпринимательской деятельностью. Это касается общения с работниками, с заказчиками.


Вот ситуация: летняя жара – 35o. Швеи говорят: «Работать невозможно». Ну, значит, не работаем. Они спрашивают: «А что по деньгам?» Отвечаю: «Заплачу среднюю зарплату».


Как ты хочешь, чтоб с тобой поступили, так и ты с людьми поступаешь. Поступай с людьми по-божески. Если используешь опыт православного общения, тебе не нужно ломать голову над профессиональной этикой. Может быть, это не приносит прибыли, но, безусловно, сохраняет твой бизнес в целом. На сегодняшний день другого способа выживания я не вижу.


Витрина магазинчика Алексея Максакова.


 Дети и деньги: откуда что берется


— Если возникают проблемы в бизнесе…


— Они всегда есть (смеётся).


— …семья должна о них знать?


— Обязательно.


— Детям нужно объяснять: «Мы сейчас не можем то и то позволить себе потому, что…»?


— С детьми вообще нужно обо всём разговаривать, в том числе и о работе. Иначе с ними кто-то другой поговорит, и ты потом вообще не будешь знать, что делать.


Очень многие хотят с детьми поговорить, как я теперь понимаю, особенно на уровне поколений — поколениями пытаются управлять, насаждать детям разные идеи. Так что родителям нужно говорить с детьми хотя бы с профилактической точки зрения. Понятно, важна открытость, искренность, всё должно делаться с любовью.


Вот у тебя, допустим, случились какие-то перебои с поставками, ты не получил деньги, на которые что-то обещал детям купить. Ты приходишь и рассказываешь всё как есть, предлагаешь или отложить покупку или рассмотреть другие варианты. Дети это воспринимают нормально.


— Как воспитать в детях правильное отношение к деньгам, к труду?


— Передача знаний от родителей к детям происходит в другой форме, нежели обучение в школе, то есть она происходит естественным образом при обычном общении. Труд — только через вовлечение, через совместные дела.


Я привожу детей в мастерскую, но не заставляю там работать, а просто показываю, объясняю, даю потрогать, даже понюхать кожу. Дети всё время раньше говорили: «Папа, от тебя пахнет кожувинками» (улыбается). Это у нас слово семейное такое — «кожувинки». Иногда дома делаю какую-то работу. Главное — не что именно ты делаешь, а чтобы дети видели: ты что-то делаешь. Они понимают, откуда что берётся. Этого достаточно.


Это проблема, когда дети видят, только как родители приходят после рабочего дня и отдыхают, смотрят телевизор… А надо, чтобы они видели и другое.


А что касается денег, то здесь у нас сталкиваются две точки зрения. Жена выросла в условиях, когда её ограждали от денег, и она эту же систему проецирует на наших детей. Меня от денег не ограждали — родители всегда давали какие-то деньги. Причём, насколько помню, только они и давали — ни бабушки, ни дедушки, никакие другие родственники. В основном это делал отец. И я точно так же поступаю в отношении детей. То есть такая преемственность.


Воспитание: не навязывать, а дать возможность попробовать


— Трое детей — насколько по-разному вы их воспитывали?


— Ну, во-первых, очень по-разному приходится воспитывать мальчика и девочек. Мальчишкам больше прощается, больше разрешается. Девочки по дому больше хлопочут, так как они традиционно образ матери воспринимают и вовлекаются в это всё. А мальчишка убежал на улицу, шалит по дворам – какое уж тут воспитание… (смеётся) На самом деле, у нас дети домашние, но всё равно это сказалось.


Во-вторых, очень трудно проанализировать, насколько по-разному я отношусь к своим детям. Но, естественно, по-разному. Например, знаю, что могу сказать одной дочери и что не могу сказать другой, так как сказанное её обидит.


А есть вещи, про которые я знаю, что они неприятны, но всё равно говорю, так как какие-то ситуации надо менять. И есть предел, до которого я как папа могу оказывать давление на девочек, тем более сейчас, когда они уже серьезные взрослые люди.


Алексей Максаков с дочками.


— Когда родилась ваша старшая дочь, вы были церковным неофитом. Отразилось ли это на её воспитании?


— Да, я уже был крещён и только начинал воцерковляться. Первый ребёнок всегда собирает на себя максимальное количество родительских экспериментов. Но от этого бывает и самая большая отдача. Младший ребёнок, особенно когда он у родителей пятый или шестой, уже идёт по накатанной. А с первым – первая музыкальная школа, первый институт…


Что касается влияния нашей воцерковлённости, то, конечно, мы Юлю отправляли в православные школы, ездили в паломнические поездки. Когда она подросла и стала ходить в музыкальную школу, я ей говорил: «Закончишь музыкальную школу, будешь у батюшки в хоре петь, потом поступишь на регентское отделение в семинарию». А она мне всё отвечала: «Папа, не приставай ты ко мне! Не хочу я быть регентом!»


Потом репетитор, которая с ней занималась, предлагала ей поступить в музыкальное училище, говорила о возможности в дальнейшем работать с детьми. Но Юля отвечала, что не воспринимает детей как тех, с кем можно работать. Но чудесным образом случилось так, что она тоже закончила институт (теперь уже университет) им. Герцена, работает логопедом с маленькими детьми в коррекционной школе. И почему-то она довольна – для меня до сих пор это загадка (смеётся).


— Дети соответствуют вашим ожиданиям?


— Мне раньше казалось, что в молодости человеку всё надо, всё интересно, он всего хочет. И я настраивал себя на то, что буду сдерживать своих детей – чтобы они не делали многих вещей, от которых я хочу их уберечь. Но произошло по-другому.


Интегрироваться в современную жизнь со всеми её особенностями и опасностями они не очень-то стремятся, но при этом они не восприняли и наш с женой уклад – уклад обычных постсоветских людей, которые до сих пор не очень хорошо себя чувствуют в нынешней эпохе.


Хотя, конечно, про моих детей нельзя сказать, что они совсем не вовлечены в современность: социальные сети, информация, которая там захлёстывает человека – это всё присутствует и у них. Ребенок может часами смотреть какие-то ролики. Я спрашиваю: «Ты за это время сколько роликов посмотрела?», отвечает: «Я даже не считаю» – «А смысл?» – «Нет никакого смысла. Просто убиваю время». Получается, что человек загружает себя информацией, которую не воспринимает, как важную, он просто «выключается». Это как беллетристику читать и перечитывать, потому что через год уже не помнишь сюжет. Но когда читаешь – выставляешь внутренние цензурные рамки, то есть рисуешь в воображении события в приемлемом для тебя виде – те же сцены насилия, например. А в ролике получаешь то, что дают, определенное психологическое воздействие. Но дети этого не боятся, они с этим выросли.


При этом – у них есть что-то своё. И они туда не пускают никого. Во всяком случае, с  мамой девчонки более откровенны, а для меня этот мир закрыт. А я готов им открыться полностью. Но им это неинтересно…


На самом деле, проламываться через этот барьер и не нужно. Всё намного живее, если открывается в двухстороннем общении. Иногда мы чувствуем, что находимся на одной волне. Происходит какой-то толчок, событие (это может быть даже удачная шутка, совместный просмотр чего-либо, гости) – и мы чувствуем единение и общаемся.


Семья Максаковых.


— Как вы считаете, у родителя есть моральное право запрещать детям то, что он  делает сам?


— Да, обязательно. Здесь опять же приходит на помощь опыт Православия. Да, у меня есть проблемы, но я с ними борюсь – и дети должны это видеть. Как раз на примере этой борьбы, может быть, даже не очень удачной, у детей формируется их представления.


В этом гениальная придумка мироустройства: ты должен понимать, что будешь нести ответственность за своих детей. Что тебя должно заставить жить по-евангельски? Именно это понимание. И какая разница, сколько лет ребёнку? Даже если он уже взрослый. Иногда понимаешь, что не можешь уже повлиять на что-то. Но всё равно ты должен исполнять родительский долг. А там уже – как получится.


— Вы думаете о том, чтобы передать детям своё дело?


— Конечно. Представить, как ты в старости находишься рядом со своим ребёнком и вы занимаетесь одним делом — это самый лучший вариант. У кого-то это получается в реальности. Я, во всяком случае, надеюсь, что ещё сохраняю шансы. Хотя Ваня и недоучился год в художественной школе, его творческие наклонности могут сработать — занятие творчеством в любой области, в том числе и в кожгалантерее, дают возможность самореализации.


Думаю, что заставлять нельзя, но предлагать всегда надо. Вероятно, и ребёнку хорошо, если он знает, что у него всегда есть возможность заняться чем-то близким и понятным — ведь они всё равно с детства в этой всей кухне. Я не предлагаю им настойчиво, но они знают, что всегда есть возможность прийти в мастерскую и поучиться.


Картина Алексея Максакова.




Художник и предприниматель Алексей Максаков о том, как одновременно существовать в бизнесе, сохраняться в искусстве и воспитывать детей. У него своя кожгалантерейная мастерская в Петербурге, нет художественного образования, зато есть огромное желание рисовать: не для выставок – для себя. Из троих его детей только старшая дочь Юля (23 года) окончила музыкальную школу. Вторая дочь Варя (16 лет) музыкалку бросила и мечтает пойти в медицину, а сын Ваня (18 лет) недоучился в художественной – не будешь же там силой держать. При этом, Алексей Максаков все равно уверен, что «стремление к творчеству – свойство каждой души, а люди – соработники Творца». Просто проявляться это может по-разному. И даже если это твои дети, которым очень хочется передать то, что любишь, знаешь и умеешь, они могут самовыражаться по-своему. Все началось с фенечек — Вы начали своё дело в 90-х — это было что-то вынужденное? Были ли другие амбиции? Например, заниматься только живописью? — Я учился в институте, а по вечерам писал картины. Ни то, ни другое не приносило никаких доходов (смеётся). А моя мама всегда шила. Как-то мой институтский приятель попросил её сшить кожаную куртку, и остались обрезки, из которых я сделал браслеты. Тогда многие носили такие, еще они называются фенечками. В то время Гостиный двор ремонтировался и был со стороны Невского проспекта закрыт забором, на котором вывешивалось огромное количество прокламаций – это называлось «Стеной гласности». Народу разного было много: демократы, анархисты, монархисты, рядом бандиты… Появилось много новых печатных изданий, которые продавали дети, студенты или сами активисты. Среди торгующих газетами у меня был знакомый. Я попросил его сверху на газеты положить эти браслетики – отдал ему штук десять и полчаса погулял по Невскому. Вернулся, а он мне отдал 80 рублей – по тем временам это была очень приличная сумма, ещё в ходу были старые советские деньги. Это было самое начало 90-х. Всё шло поэтапно. От женских и мужских украшений я перешёл к ремням и поясам. Первые три-четыре года я работал один. Хотя у нас была творческая группа – мы общались между собой, помогали друг другу купить какие-то материалы, инструментиками разжиться. Никакого образования, наставничества мы не имели, то есть всё это – только опыт. С одной стороны, мы потеряли очень много времени, пока сами прошли этот путь и достигли чего-то, с другой – мы не были отягощены правилами. Так мы начали работать с материалами, которые в этой области ранее не использовались. Параллельно я продолжал учиться в педагогическом институте имени Герцена. Диплом у меня учителя истории. Но почти сразу я понял, что в школе работать не буду. Когда я первый раз пришёл на практику в школу, мне там очень не понравилось – много людей, которых нужно контролировать. Эта ответственность меня, вероятно, испугала. Я почувствовал, что всё равно буду стремиться в свой «улиточный панцирь». Мне очень хотелось иметь свою мастерскую. Это как раз то место, своя территория, где ты существуешь, находишь какой-то мир внутри себя и строишь его вокруг. Семья, кожгалантерея и «идеальный день художника» — Семья – это тоже такой мир? — Нет, семья мной всегда воспринималась традиционно. У моих родителей была полная семья, у старшего брата, и я понимал, что у меня будет точно так же. А творческая реализация была для меня новым ощущением потому, что в семье моих родителей никто этим не занимался. И среды общения – с художниками, ещё с кем-то таким – у меня не было и до сих пор нет. С одной стороны, это плохо, с другой – хорошо. Иметь выход в эту среду по необходимости неплохо, но постоянно в ней общаться я бы не хотел. Алексей Максаков с супругой. У меня никогда не стояло выбора: семья или творчество. Я это для себя не разделяю. Тем более, что с годами это всё пришло к таким формам, что противоречия не возникает. Единственное, я бы хотел, чтобы основная работа – кожгалантерейная – занимала намного меньше времени, чтобы можно было больше заниматься живописью. Как я себе представляю идеальный день художника: просыпаешься и, не вставая с кровати, делаешь какие-то наброски, которые впоследствии могут перерасти в нечто большее. Человек ведь не может всё время стоять у мольберта и писать, писать. Нужно делить творческий процесс на какие-то этапы. Потом идёшь готовить холсты, потом работаешь с уже готовыми набросками, приводишь их к каким-то размерам. Ещё у тебя есть уже начатые работы – можешь какое-то время посвятить им. Это очень важно, когда никуда не торопишься и постоянно себя контролируешь – что тебе сейчас нужно и что у тебя получается лучше всего. Возникла какая-то идея, ты взял холст и сделал эскиз. Можешь его оставить на время, потом вернуться и ещё на него посмотреть. Вечером, бывает, три-четыре часа поработаешь за мольбертом – физически устаёшь. Ведь это действительно тяжело – стоять в напряжении, под разными углами зрения всё это рассматривать, ловить свет. Но отвлёкся, возвращаешься к эскизу и живёшь с ним, разговариваешь с ним – он тебе нравится или не нравится, или ты его боишься. Причём он может пугать тебя по-разному. Иногда видишь, что это не твоё, но тебе хочется это сделать. Или видишь, что хорошо получилось сейчас и боишься это испортить потом. И вот если поймал волну, можешь остаться на какой-то глубине, можешь ещё глубже в это нырнуть, а можешь всплыть. Но между этим всем, конечно, семья – самое главное. Им показываешь наброски, что-то обсуждаешь. — Как семья относится к вашему творчеству? — С пониманием, во всяком случае (смеётся). Дети особого интереса не проявляют. Я так понимаю, это объясняется тем, что они выросли среди этого: сколько дети себя помнят, картины на стенах висят. Другое дело, если возникает сюжет или какая-то форма, которые их могут затронуть. Например, очень интересный сюжет возник в Крыму во время летнего отдыха: мы спускались по склону и держались за руки, чтобы никто из нас не упал вниз, а солнце было у нас за спиной – и мы все одновременно увидели нашу тень, которая очень длинной проекцией легла на склон. Это был готовый сюжет для картины. В этом всё: солнце, любовь, дети, отдых, счастье. Картины нет, но есть эскиз. Фото из семейного архивам Максаковых. Рождение идеи и работа над эскизом – это самое интересное. Здесь больше всего выражена творческая составляющая. А когда начинаешь это воплощать, нужно проявить упорство. Бывает, приложишь много труда и видишь, что не вытягиваешь эту тему – нужно найти в себе силы переделать это всё. Можно не один раз переделывать. Может вообще не получиться. И это моё слабое место – отсутствие профессионального образования: я часто не могу нарисовать то, что вижу. Или понимаю, что мне воплощение какого-то замысла будет стоить такого труда, что не берусь за него. — А как дети воспринимают вашу работу? — Думаю, что они воспринимают её, как продолжение нашей общей семейной жизни. О том, кем работает их папа, мои дети говорят по-разному. Как правило, говорят, что кожгалантерейщик. Поскольку они понимают, что единственный доход семьи связан с этим, то моя профессиональная принадлежность определяется так. Про то, что я художник, они говорят очень редко, в каких-то общих разговорах. Во всяком случае, я не слышал, чтобы они между собой или своим друзьям говорили: «У меня папа – художник». Вот соседи по даче почему-то воспринимают как художников и меня, и моего тестя. Возможно потому, что мы оба носим бороды, а тесть ещё в своё время ходил по деревне в чёрном берете (улыбается). Картина Алексея Максакова. Бизнес без риска и без конкуренции — Малый бизнес — это риск. Вы сознательно на него шли? Когда вы начинали, у вас были запасные варианты, чтобы прокормить семью? — Варианты с риском не для меня. Могу сказать: за всю жизнь я взял кредит только однажды – когда мы купили стиральную машину. Хотя запасного варианта, чтобы прокормить семью, у меня на сегодняшний день нет. А до 40 лет я думал, что в случае чего могу пойти работать в школу. Другое дело, что в начале 90-х у школьного учителя была мизерная зарплата и отсутствие всяческих перспектив. На самом деле этот вопрос меня волновал – как долго существовать в бизнесе и как сохраниться надолго в искусстве? Для бизнеса я придумал такую формулу: конкуренции не существует в принципе. То есть вот об этом не нужно думать никогда. Это не психологический выверт такой, не самовнушение, это убеждённость в том, что если человек честно делает свою работу, если не пытается кого-то обманывать, если не ищет быстрых больших денег – тогда никаких особенных опасений возникать не должно. Такая убеждённость подтверждается и моим личным опытом, и опытом многих людей, с которыми я работал на протяжении всех этих лет. Конечно, бывают обстоятельства непреодолимой силы, но они бывают в любой области – например, ты можешь заболеть, потерять трудоспособность и тому подобное. Конечно, какой-то бизнес может и не выжить. Но человек, который откроет ремонтную мастерскую, будет существовать. Это не история с высоким доходом, это одна из альтернативных форм выживания: можно пойти работать на государственное или частное предприятие, а можешь заняться чем-то сам. То есть конкуренция есть – как явление экономического характера, её невозможно отменить. Её нет у меня в голове для меня самого (улыбается). Когда я захожу в кожгалантерейный магазин и вижу разнообразие товаров, всегда себя спрашиваю: «А кто покупает твое?» Ответа не нахожу и понимаю, что нужно просто вернуться в свою мастерскую и работать. Заказы, как правило, есть. Если нет – то я работаю на склад и разрабатываю новые модели. Обновление ассортимента не должно останавливаться никогда – в буквальном смысле: ты едешь куда-то, идешь, ешь и смотришь на людей. Рассматривая их, я нахожу информацию о сочетаниях цветов и стилей, о том, что для них органично, удобно, функционально. — Насколько стабильно вы себя чувствуете? — В моём восприятии существует какой-то религиозный план. С его помощью я для себя решаю очень много вопросов, в том числе и связанных с предпринимательской деятельностью. Это касается общения с работниками, с
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика