Олег Куликович: «Надеюсь, мои слова смогут направить внука» - «Отцы и дети»
Davidson 21-июн, 12:04 876 Папа и ребенок. / Отцы и дети "Статьи".Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Голосом Олега Куликовича говорят сотни персонажей российских и зарубежных мультфильмов и кинокартин — Алеша Попович в «Трех богатырях», Майк Вазовский в «Корпорации монстров» и даже герой Леонардо Ди Каприо в «Титанике». Кроме того, появление поэта Куликовича с обязательным стихотворением-комплиментом для гостя стало традицией телепрограммы «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова».
Актер рассказал «Бате», почему не хотел, чтобы одна дочь шла по его стопам, как другая дочь оказалась в Индии, а также о том, воспитывает ли он внука голосами своих мультипликационных героев.
Куликович Олег Борисович – советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист РФ (2003). Один из самых известных актеров дубляжа России. Родился 13 мая 1959 года в Ленинграде. В 1980 году окончил ЛГИТМиК. Служил в Ленинградском ТЮЗе, театрах — им. Ленсовета, «На Литейном, «Балтийский дом», антрепризе им.А.Миронова. Озвучил свыше 300 ролей. Его голос звучит в к/ф «Титаник», «Пираты Карибского моря», «Стюарт Литтл», «Криминальное чтиво», «Санта Барбара», «Уолл Стрит», «Рыцари правосудия», мультфильмах «Король Лев», «Три богатыря», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Корпорация монстров», «Смешарики» и множество других. Отец двух взрослых дочерей и дед одного внука.
От «автомобильного психоза» к театральным подмосткам
— Олег Борисович, расскажите о ваших родителях. Ваш отец – Борис Куликович был кинооператором…
— Отец снял всего несколько картин, еще до войны, в частности на знаменитом фильме «Вратарь» 1936 года он был вторым оператором. Потом были «Три товарища» и еще что-то. Отец был очень хорошим фотографом. Во время войны занимался эвакуацией завода «ЛОМО», который производил перископы для подводных лодок.
Мама всю блокаду провела в Ленинграде. Она была очень артистичным человеком, преподавала теоретическую механику и играла в шахматы, причем настолько неплохо, что однажды сыграла вничью с самим Михаилом Ботвинником, трехкратным чемпионом мира.
Родители были удивительно талантливыми людьми и очень дружно жили, хотя у них, как тогда считалось, была безумная разница в возрасте. Папы был старше мамы на 14 лет, при этом они родились в один день — 7 июля.
Сразу после войны папа стал восстанавливать студию Леннаучфильм. Он брал меня с собой и в детстве я ездил там на самолете. ЯК со снятыми крыльями использовали в качестве ветродуя, и летчик, который был в штате студии, давал мне «порулить» самолетом.
Когда папе исполнилось 60 лет, на студии был назначен новый директор — партийный функционер и карьерист. Моего отца – деятельного и профессионального человека он сразу же отправил на пенсию. Папа тяжело это переживал, начал болеть и через несколько лет его не стало. Вероятно, тогда мне на всю жизнь запало в душу то, что иногда в искусстве многое решают ничего не понимающие в нем администраторы.
— Вы потом бывали на этой студии?
— Да, более того, именно там когда-то располагалась студия мультфильмов «Мельница». А в коллективе ее основателя Александра Боярского я застал женщину, которая еще помнила моего папу.
— Творческая среда в семье как-то повлияла на то, что вы выбрали профессию актера?
— Нет, я вообще не собирался быть артистом и очень любил машины. Когда еще совсем маленьким меня сажали за стол, я сразу начинал вертеть в руках тарелку, которую передо мной ставили. Меня спрашивали: «Олежа, а что ты делаешь?» Я отвечал: «Лулю и бибикаю!» В результате я начал заниматься автоспортом и стал чемпионом по картингу среди юниоров, за что даже был премирован путевкой в Артек (самый престижный в советские времена детский пионерский лагерь СССР – прим.ред.).
— Таким образом, за рулем вы оказались рано?
— У меня ощущение, что я водил машину всегда! (смеется) У отца был «Москвич», причем я застал еще автомобиль 407 модели. Помню, что сначала я сидел у папы на коленях и рулил, потом, сидя сбоку левой ногой нажимал на педаль газа и крутил руль. В общем, я абсолютно больной автомобилями человек.
— В актеры вы не собирались, а хотели быть автогонщиком…
— Наверное, я и стал бы отечественным Шумахером, если бы не один эпизод.
Однажды я собирался на какие-то серьезные соревнования, когда мама увидела на моей руке специальный браслет с гравировкой группы крови (используется на случай нештатных ситуаций во время автосоревнований для ускорения оказания мед. помощи участникам – прим. ред.). Спросила: «Сынуля, а что это?» Когда я объяснил, у мамы, видимо, состоялся серьезный разговор с отцом. Во всяком случае, это был последний день, когда я занимался автоспортом.
Не скажу, что папа меня туда активно направлял, он лишь поддерживал мое безумное желание – я ведь был просто автоманьяком. Возможно, дело в высокой скорости реакции у меня — я понял, что это можно как-то использовать. С другой стороны, кто знает, может быть, если бы не мама, то я и закончил бы так же печально, как Шумахер…
— Но к машинам вас сильно тянуло…
— Не то слово! Да я и до сих пор на них помешан. А в детстве, когда за отцом приезжал служебный автомобиль, я перед школьными занятиями обязательно подходил к шоферу и просил его открыть капот. Конечно, я сам уже ездил на карте, но здесь же была большая, «взрослая» машина…
Мама все это видела и решила действовать – перебить мой автомобильный психоз и направить меня в сторону театра. Я стал заниматься в ТЮТе – театре юношеского творчества, а в итоге стал актером. Но иногда я все же не могу понять, что за ерунда, как я в этой профессии очутился?
Удовольствие играть и смеяться
— Вы регулярно появляетесь в «Театральной гостиной» — телепрограмме руководителя театра-антрепризы им. А. Миронова — Рудольфа Фурманова. Как возникла эта традиция?
— Когда у театра появилась студия, где можно было что-то снимать, Фурманову не хватало для программы какой-то «фишки», и я предложил писать каждому гостю стихотворение. Традиция прижилась.
Однажды был смешной случай – я написал стихотворение А.Ширвиндту, где были такие строки: «Когда по жизни все паршиво и пьешь последний посошок, ты вспомни – есть на свете Ширвиндт — и сразу станет хорошо». Обычно говорят спасибо, благодарят, а Александр Анатольевич подошел ко мне и сказал: «Меня много славили в стихах, но со словами «паршиво» еще никогда!» (смеется) Мне было очень приятно.
Особенно трогательно, когда подходят, например, в электричке и спрашивают: «Мы вас видели по телевизору! Вы такие хорошие стихи читали! А чьи это стихи?» (улыбается)
— А как вы очутились в «детской теме»?
— Моим первым театром был ТЮЗ – Театр юных зрителей под руководством легендарного Зиновия Яковлевича Корогодского, и еще тогда я понял, что мне интересно играть детские спектакли.
Дело в том, что Корогодскому удалось изменить подход к посещению театра – дети стали приходить туда с родителями. До этого школьные культмассовые походы заканчивались отвратительно. Для детей они были развлечением, когда можно плевать из трубочек на сцену. Из-за чего, кстати, многие актеры увольнялись из труппы. Пройдя через чудовищные скандалы с РОНО и прочими образовательными учреждениями, Зиновий Яковлевич установил новую традицию. В результате дети видели, как папа или мама, открыв рот, смотрят на гениальных тюзовских артистов – Георгия Тараторкина, Николая Иванова, Антонину Шуранову, Александра Хочинского и др. и сами приобщались к театральному искусству. Мне повезло, что я работал с этими актерами!
Тогда я осознал, что играть для детей благороднее и благодарнее, чем для взрослых. Взрослые уже испорченные во многом люди, а дети – наивные. Они искренне все воспринимают, и для них надо работать так, чтобы не было стыдно.
— Актеры говорят, что детская публика требовательнее взрослой…
— Абсолютно! Дети тонко чувствуют фальшь. С ними можно играть, а взрослые стесняются, боятся. Они бы тоже с удовольствием сыграли, но поглядывают друг на друга – этот не смеется, ну и я не буду. Вот поэтому я с таким наслаждением занимаюсь мультфильмами, хотя начинал с озвучки кино.
Клубки, колобки и воспитание мультиками
— Правда, что ваш любимый персонаж – Майк Вазовский из «Корпорации монстров»?
— Да, но не единственный. Я люблю всех своих героев, а некоторых особенно. Обожаю Мышонка из кинофильма «Стюарт Литтл», а также Однорогого оленя Элиота из «Сезона охоты».
Кстати, совсем недавно узнал, что, оказывается, в мультфильме «Иван Царевич и Серый волк» я озвучивал Волшебного Клубка – этот тот, которого Баба-Яга посылает. Но я-то был уверен, что я – Колобок и играл соответственно — Колобка!
— Кстати, а трудно ли озвучивать Майка Вазовского – тоже, в общем-то «колобка» — только зеленого, одноглазого и на ножках, учитывая, что иногда он говорит одними междометиями?
— Элементарно! Между прочим, Алеша Попович произносит гораздо больше междометий, чем Майк! Разницы никакой между их озвучкой. Дубляж отличается от роли в театре тем, что на сцене актер играет роль, настроившись на нее раз и навсегда, а в озвучке могут быть «стопы» на каждом звуке (по разным причинам: технические, что-то не получилось, неверный тембр и т.п.) Я изначально настраиваюсь на голос и характер своего персонажа, и когда это произошло, то меня хоть пальцем ткни – я издам тот звук, который надо.
— Как дети и внуки реагируют на ваш голос в мультиках? Вы не пробовали их воспитывать голосом мультяшного героя?
— Не пробовал, но это идея — надо испытать на внуке!
Очень хотелось бы сказать что-нибудь своей взрослой дочке Любочке «Вупсенем» или «Пупсенем» из «Лунтика и его друзей», но это трудно сделать, потому что она живет в Индии.
— Вы согласны, что мультфильмы и сказки могут быть всегда актуальными в отличие от кино?
— Да, и взять, к примеру, ту же серию мультфильмов «Мельницы» про «Трех богатырей», где я озвучивал Алешу Поповича. Это история России в пересказе для детей, а значит, это всегда будет интересно.
Актерский быт
— Кто в актерской семье занимается бытом, например, моет посуду?
— Нам нравится мыть посуду – с этим проблем нет. Спасает взаимовыручка. Моя жена не любит гладить белье, а я — мыть пол, поэтому мы делегируем друг другу полномочия. Но с бытом у нас полный порядок.
— Одна из ваших дочерей – актриса Варвара Маркевич. Ведете с ней профессиональные разговоры?
— Начну с того, что я был категорически против ее похода в актрисы! Мы даже спорили с женой об этом. Профессия актера тяжелая, связана с интригами, предательством, завистью и пр. Я вот, например, очень сожалею, что мой внук не услышит мой голос в новой версии «Титаника», где в премьерной российской версии я озвучивал Леонардо Ди Каприо! Фильм решили переозвучить в 3D. Его можно было просто оцифровать, но это дорого. Московское начальство предложило сделать все, как было в старом варианте, с теми же участниками, а местные администраторы вдруг устроили кастинг! Человек, которого я знал многие годы, вдруг заявил мне, что мой голос изменился, испортился! (смеется) В то время, как режиссеры, наоборот меня спрашивают, что я делаю с голосом,и почему он не меняется? Такие моменты предательства очень обидны, их в актерской жизни много и этого я для Вари не хотел.
— Но жене удалось вас переубедить?
— Валентина сказала мне: «Даже если она не станет звездой, ее научат двигаться, раскрепостят, поставят речь. Мы этим не можем заняться, она нас не послушает, а там, в общей компании это сделают!» В общем, в итоге я позвонил главному режиссеру ТЮЗа Андрею Дмитриевичу Андрееву и попросил ее прослушать. Однако предупредил, чтобы при отсутствии дарования ее пинками отправили домой! (улыбается)
После прослушивания он позвонил мне сам и заявил, что я идиот, а моя дочь – гениальная актриса. Когда я побывал на ее спектаклях, убедился в этом лично.
Индийские мотивы
— Вы упомянули, что другая ваша дочь живет в Индии. Как так получилось?
— Люба в свое время окончила социологический факультет СПбГУ. Жить было трудно, ей подбрасывали «халтуры» и вот однажды понадобилось написать статью на тему СПИДа для семинара какого-то медицинского центра. Внезапно мы поняли, что центр имеет отношение к американскому Йельскому университету. А выяснилось это, когда Люба победила в конкурсе и выиграла грант на полтора года! Фантастика! Она уехала в США и там познакомилась с профессором из Индии – из бангалорского университета. Он попал в США точно таким же способом. У них завязался роман, а через какое-то время они уехали к нему на родину и поженились.
— Как вы приняли индийского зятя?
— Он приехал в Россию – знакомиться и привез 0,7 л индийского рома. Мы пошли с ним на берег Разлива, выпили, и я понял что это наш человек! Потому что он не превратился в омара и «держал удар». Все было в порядке, поэтому я совершенно спокойно отдал за него свою дочку. Она живет там уже 13 лет, а я два раза у них гостил.
— Какие впечатления от Индии? Это ведь другая культура…
— Конечно, это совсем другие люди. Но если дочка за столько лет не вернулась, хотя у нее здесь есть свое жилье, значит, ее все устраивает и ей там интересно. Зять не религиозный человек, такой веселый парень в джинсах… Бангалор, где она живет, находится в штате Карнатака. Он расположен выше уровня моря и там не так жарко. Я жару вообще не могу переносить, а там мне понравилось – чувствовал себя комфортно. Когда я приехал туда к дочери они для меня специально – во второй раз сыграли свадьбу.
— ???
— Первая была раньше, и юридически это надо было сделать срочно, иначе моя дочь не смогла бы там работать. Когда я спросил, как все прошло, Люба ответила: «Было всего 300 человек, остальные 500 обиделись».
— Индийский юмор?
— Я тоже так подумал, но когда выяснилось, что это не шутка — был в шоке. «Папа, ну хоть кто-то из моих родственников должен быть!» В общем, я поехал один и для меня они все повторили.
Первая поездка произвела неизгладимое впечатление – красота, отношение людей, дешевизна товаров, и, конечно, местная кухня. Они делают какие-то совершенно удивительно вкусные блюда из молока, похожие на оладьи. Основная масса кушаний острая, но европейской еды тоже достаточно – в местных ресторанах все доступно. Вообще, в Индии все будет замечательно, если правильно себя вести: не пить воду из уличных фонтанчиков, а покупать только бутилированную воду, не есть в уличных «забегаловках», не гладить бездомных животных – разносчиков болезней и чаще мыть руки. Просто!
— Вы легко справились?
— Мне было сложно, потому что я люблю собак, ко всем лезу, но дочь меня предупредила – папа, если погладишь на улице собаку, ее загрызут сородичи – такие там странные собаки. Это на меня очень подействовало!
Пара-тройка важных слов
— У вас пока один внук?
— Да, сын младшей дочери Вари. Даниле шесть лет.
— Он узнает ваш в голос в мультиках?
— Да, более того, мы нашли в Интернете детский сериал Ленинградского телевидения «Сказка за сказкой», где, когда мне было 25 лет, я в нескольких сериях играл Яноша. Естественно, в 60 я выгляжу иначе. Но как только мы показали это видео двухлетнему Даньке, он ткнул пальцем в экран и четко произнес: «Дед!»
Сейчас мы живем втроем – я, Данила и моя жена актриса Валентина Виноградова. Родители Дани не могут много им заниматься, потому что моя дочь – очень востребованная артистка. Она служит в театре «Балтийский дом», там же, где моя жена и где много лет работал я. У Вари есть свой папа, но поскольку я воспитываю ее с шести лет, то считаю, что дочка и внук – мои тоже! (смеется) Что касается места жительства Дани, мы решили, что поскольку наша квартира за городом, ребенку лучше жить в районе с хорошей экологией. А молодежь приезжает к нам в гости.
— Значит, внука воспитываете вы…
— Воспитываем мы его вдвоем с женой, но она его ужасно балует! Я не вмешиваюсь, но иногда выдаю ему «инструкции». Хотя, конечно, он понимает, что может сесть деду на шею. Но я могу остановить его проделки словами: «Старик, давай остановимся!»
Кстати, к автомобилям его тоже тянет.
— Унаследовал!
— Да, рулит сидя у меня на коленях, так же как я когда-то у своего папы. Но я считаю, что это хорошо, потому что, чем раньше начнет водить, тем лучше это будет делать.
— Когда вы воспитываете внука, вы применяете какие-то методы, например, вашего папы?
— В семье моих родителей не было никаких методов воспитания вообще! Я просто смотрел на маму и папу, как я сейчас понимаю, очень ими гордился, прислушивался к ним. Иногда на меня было достаточно просто строго глянуть.
Я помню, как-то мы ехали вдвоем с отцом на машине, он был за рулем и развернулся неправильно. Какой-то человек на «Волге», который ехал рядом, сделал ему замечание: «Как ты ездишь!» На что я открыл окно и крикнул: «Как надо!» Папа сказал мне: «Сынок, а зачем ты это говоришь – он прав, я ошибся!» Мне стало кошмарно стыдно.
Другой случай произошел у мамы на работе – она преподавала теоретическую механику в Кораблестроительном институте. Ко мне подошел заведующий кафедрой и спросил: «Олежек, а зачем ты пошел в картинг?» На что я гордо ответил: «Люблю скорость!» (улыбается) Мама отвела меня в сторону и говорит: «Сынок, ну зачем ты так выпендриваешься?»
Таким образом, какие-то пара-тройка слов ставили меня на место. Я очень надеюсь, что и мои слова при необходимости так же направят внука.
Голосом Олега Куликовича говорят сотни персонажей российских и зарубежных мультфильмов и кинокартин — Алеша Попович в «Трех богатырях», Майк Вазовский в «Корпорации монстров» и даже герой Леонардо Ди Каприо в «Титанике». Кроме того, появление поэта Куликовича с обязательным стихотворением-комплиментом для гостя стало традицией телепрограммы «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова». Актер рассказал «Бате», почему не хотел, чтобы одна дочь шла по его стопам, как другая дочь оказалась в Индии, а также о том, воспитывает ли он внука голосами своих мультипликационных героев. Куликович Олег Борисович – советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист РФ (2003). Один из самых известных актеров дубляжа России. Родился 13 мая 1959 года в Ленинграде. В 1980 году окончил ЛГИТМиК. Служил в Ленинградском ТЮЗе, театрах — им. Ленсовета, «На Литейном, «Балтийский дом», антрепризе им.А.Миронова. Озвучил свыше 300 ролей. Его голос звучит в к/ф «Титаник», «Пираты Карибского моря», «Стюарт Литтл», «Криминальное чтиво», «Санта Барбара», «Уолл Стрит», «Рыцари правосудия», мультфильмах «Король Лев», «Три богатыря», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Корпорация монстров», «Смешарики» и множество других. Отец двух взрослых дочерей и дед одного внука. От «автомобильного психоза» к театральным подмосткам — Олег Борисович, расскажите о ваших родителях. Ваш отец – Борис Куликович был кинооператором… — Отец снял всего несколько картин, еще до войны, в частности на знаменитом фильме «Вратарь» 1936 года он был вторым оператором. Потом были «Три товарища» и еще что-то. Отец был очень хорошим фотографом. Во время войны занимался эвакуацией завода «ЛОМО», который производил перископы для подводных лодок. Мама всю блокаду провела в Ленинграде. Она была очень артистичным человеком, преподавала теоретическую механику и играла в шахматы, причем настолько неплохо, что однажды сыграла вничью с самим Михаилом Ботвинником, трехкратным чемпионом мира. Родители были удивительно талантливыми людьми и очень дружно жили, хотя у них, как тогда считалось, была безумная разница в возрасте. Папы был старше мамы на 14 лет, при этом они родились в один день — 7 июля. Сразу после войны папа стал восстанавливать студию Леннаучфильм. Он брал меня с собой и в детстве я ездил там на самолете. ЯК со снятыми крыльями использовали в качестве ветродуя, и летчик, который был в штате студии, давал мне «порулить» самолетом. Когда папе исполнилось 60 лет, на студии был назначен новый директор — партийный функционер и карьерист. Моего отца – деятельного и профессионального человека он сразу же отправил на пенсию. Папа тяжело это переживал, начал болеть и через несколько лет его не стало. Вероятно, тогда мне на всю жизнь запало в душу то, что иногда в искусстве многое решают ничего не понимающие в нем администраторы. — Вы потом бывали на этой студии? — Да, более того, именно там когда-то располагалась студия мультфильмов «Мельница». А в коллективе ее основателя Александра Боярского я застал женщину, которая еще помнила моего папу. — Творческая среда в семье как-то повлияла на то, что вы выбрали профессию актера? — Нет, я вообще не собирался быть артистом и очень любил машины. Когда еще совсем маленьким меня сажали за стол, я сразу начинал вертеть в руках тарелку, которую передо мной ставили. Меня спрашивали: «Олежа, а что ты делаешь?» Я отвечал: «Лулю и бибикаю!» В результате я начал заниматься автоспортом и стал чемпионом по картингу среди юниоров, за что даже был премирован путевкой в Артек (самый престижный в советские времена детский пионерский лагерь СССР – прим.ред.). — Таким образом, за рулем вы оказались рано? — У меня ощущение, что я водил машину всегда! (смеется) У отца был «Москвич», причем я застал еще автомобиль 407 модели. Помню, что сначала я сидел у папы на коленях и рулил, потом, сидя сбоку левой ногой нажимал на педаль газа и крутил руль. В общем, я абсолютно больной автомобилями человек. Олег Куликович в молодости — В актеры вы не собирались, а хотели быть автогонщиком… — Наверное, я и стал бы отечественным Шумахером, если бы не один эпизод. Однажды я собирался на какие-то серьезные соревнования, когда мама увидела на моей руке специальный браслет с гравировкой группы крови (используется на случай нештатных ситуаций во время автосоревнований для ускорения оказания мед. помощи участникам – прим. ред.). Спросила: «Сынуля, а что это?» Когда я объяснил, у мамы, видимо, состоялся серьезный разговор с отцом. Во всяком случае, это был последний день, когда я занимался автоспортом. Не скажу, что папа меня туда активно направлял, он лишь поддерживал мое безумное желание – я ведь был просто автоманьяком. Возможно, дело в высокой скорости реакции у меня — я понял, что это можно как-то использовать. С другой стороны, кто знает, может быть, если бы не мама, то я и закончил бы так же печально, как Шумахер… — Но к машинам вас сильно тянуло… — Не то слово! Да я и до сих пор на них помешан. А в детстве, когда за отцом приезжал служебный автомобиль, я перед школьными занятиями обязательно подходил к шоферу и просил его открыть капот. Конечно, я сам уже ездил на карте, но здесь же была большая, «взрослая» машина… Мама все это видела и решила действовать – перебить мой автомобильный психоз и направить меня в сторону театра. Я стал заниматься в ТЮТе – театре юношеского творчества, а в итоге стал актером. Но иногда я все же не могу понять, что за ерунда, как я в этой профессии очутился? Олег Куликович в фильме «Экипаж машины боевой», 1983 г. Удовольствие играть и смеяться — Вы регулярно появляетесь в «Театральной гостиной» — телепрограмме руководителя театра-антрепризы им. А. Миронова — Рудольфа Фурманова. Как возникла эта традиция? — Когда у театра появилась студия, где можно было что-то снимать, Фурманову не хватало для программы какой-то «фишки», и я предложил писать каждому гостю стихотворение. Традиция прижилась. Однажды был смешной случай – я написал стихотворение А.Ширвиндту, где были такие строки: «Когда по жизни все паршиво и пьешь последний посошок, ты вспомни – есть на свете Ширвиндт — и сразу станет хорошо». Обычно говорят спасибо, благодарят, а Александр Анатольевич подошел ко мне и сказал: «Меня много славили в стихах, но со словами «паршиво» еще никогда!» (смеется) Мне было очень приятно. Особенно трогательно, когда подходят, например, в электричке и спрашивают: «Мы вас видели по телевизору! Вы такие хорошие стихи читали! А чьи это стихи?» (улыбается) — А как вы очутились в «детской теме»? — Моим первым театром был ТЮЗ – Театр юных зрителей под руководством легендарного Зиновия Яковлевича Корогодского, и еще тогда я понял, что мне интересно играть детские спектакли. Дело в том, что Корогодскому удалось изменить подход к посещению театра – дети стали приходить туда с родителями. До этого школьные культмассовые походы заканчивались отвратительно. Для детей они были развлечением, когда можно плевать из трубочек на сцену. Из-за чего, кстати, многие актеры увольнялись из труппы. Пройдя через чудовищные скандалы с РОНО и прочими образовательными учреждениями, Зиновий Яковлевич установил новую традицию. В результате дети видели, как папа или мама, открыв рот, смотрят на гениальных тюзовских артистов – Георгия Тараторкина, Николая Иванова, Антонину Шуранову, Александра Хочинского и др. и сами приобщались к театральному искусству. Мне повезло, что я работал с этими актерами! Тогда я осознал, что играть для детей благороднее и благодарнее, чем для взрослых. Взрослые уже испорченные во многом люди, а дети – наивные. Они искренне все воспринимают, и для них надо работать так, чтобы не было стыдно. — Актеры говорят, что детская публика требовательнее взрослой… — Абсолютно! Дети тонко чувствуют фальшь. С ними можно играть, а взрослые стесняются, боятся. Они бы тоже с удовольствием сыграли, но поглядывают друг на друга – этот не смеется, ну и я не буду. Вот поэтому я с таким наслаждением занимаюсь мультфильмами, хотя начинал с озвучки кино. Олег Куликович Клубки, колобки и воспитание мультиками — Правда, что ваш любимый персонаж – Майк Вазовский из «Корпорации монстров»? — Да, но не единственный. Я люблю всех своих героев, а некоторых особенно. Обожаю Мышонка из кинофильма «Стюарт Литтл», а также Однорогого оленя Элиота из «Сезона охоты». Кстати, совсем недавно узнал, что, оказывается, в мультфильме «Иван Царевич и Серый волк» я озвучивал Волшебного Клубка – этот тот, которого Баба-Яга посылает. Но я-то был уверен, что я – Колобок и играл соответственно — Колобка! — Кстати, а трудно ли озвучивать Майка Вазовского – тоже, в общем-то «колобка» — только зеленого, одноглазого и на ножках, учитывая, что иногда он говорит одними междометиями? — Элементарно! Между прочим, Алеша Попович произносит гораздо больше междометий, чем Майк! Разницы никакой между их озвучкой. Дубляж отличается от роли в театре тем, что на сцене актер играет роль, настроившись на нее раз и навсегда, а в озвучке могут быть «стопы» на каждом звуке (по разным причинам: технические, что-то не получилось, неверный тембр и т.п.) Я изначально настраиваюсь на голос и характер своего персонажа, и когда это произошло, то меня хоть пальцем ткни – я издам тот звук, который надо. — Как дети и внуки реагируют на ваш голос в мультиках? Вы не пробовали их воспитывать голосом мультяшного героя? — Не пробовал, но это идея — надо испытать на внуке! Очень хотелось бы сказать что-нибудь своей взрослой дочке Любочке «Вупсенем» или «Пупсенем» из «Лунтика и его друзей», но это трудно сделать, потому что она живет в Индии. — Вы согласны, что мультфильмы и сказки могут быть всегда актуальными в отличие от кино? — Да, и взять, к примеру, ту же серию мультфильмов «Мельницы» про «Трех богатырей», где я озвучивал Алешу Поповича. Это история России в пересказе для детей, а значит, это всегда будет интересно. Олег Куликович с супругой, дочкой и внуком Актерский быт — Кто в актерской семье занимается бытом, например, моет