Когда красота становится проклятьем - «Тренды» » « Я - Женщина »

Когда красота становится проклятьем - «Тренды»



Когда красота становится проклятьем - «Тренды»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
Много лет назад я работала с одной очень красивой девушкой. На нее все оглядывались, когда она шла по коридору. Именно тогда я поняла: в мире мало настолько несчастных людей, насколько могут быть несчастны действительно красивые женщины.

Когда красота становится проклятьем - «Тренды»

Светлана Бронникова  Все статьи
Когда красота становится проклятьем - «Тренды»
 


Светлана Бронникова, психолог, основатель Центра интуитивного питания Intueat.

Время было давнее, пластических операций тогда еще не делали, а моя подопечная просто была генетическим везунчиком: родилась такой. И всегда была невероятно хороша, с раннего детства. В возрасте 7-8 лет мама за руку отвела ее в дом моделей на Кузнецком Мосту, и она там демонстрировала детскую одежду. Семья жила тяжело, отец пил, и мама сделала это из финансовых соображений, в Доме моделей хорошо платили. Девушка с ужасом и отчаянием вспоминала, как зимой, по воскресеньям, когда остальные дети отдыхали от школы, ей надо было тащиться туда через всю Москву на метро и трамвае… Чем, скажите, эта ситуация кардинально отличается от ситуаций. знакомых нам по классической литературе, когда красивую девочку мать отводит на панель? Разве что антуражем. Потому что красота – расхожий товар – «не мыло, не смылится». И она делает человека товаром.


В аду сравнений

Маска красоты сбивает внутренний «прицел»: человеку трудно понять, кто он на самом деле. Девочка росла, на нее по-прежнему обращали внимание, и теперь не только товароведы, перед которыми она ходила по подиуму. Впоследствии у нее не было недостатка во внимании мужчин, в том числе состоятельных, которые хотели ее купить, как роскошный аксессуар. Помню эпизод в нашей работе, когда я обронила, что она очень красивая, и она невероятно болезненно на это отреагировала. «Что значит очень красивая? Я же не самая красивая на свете? А если так, то какую ценность имеет эта красота?» В душе красавицы творился ад, она мучилась, постоянно сравнивая себя с другими.

Жизнь у нее вообще была не сахар. Взрослый человек, в силу финансовых соображений она жила с родителями. Папа обитал в комнате в той же квартире, намертво пил, они не общались. Она, будучи человеком талантливым, умудрилась не получить никакого высшего образования. И, наверное, самым большим достижением нашей с ней терапии было не то, что она избавилась от булимии и депрессии, а то, что сумела накопить денег, съехать от родителей, найти хорошую работу. И занялась карьерой, вместо того чтобы бесконечно страдать по поводу своей внешности.

Она была одной из первых в моей практике пациенток с нарушенным пищевым поведением: ездила в клинику голодания в Карелии, периодически ела одну гречку или овощи, чтобы сохранить стройность. К сожалению, наша терапия прервалась, я уехала работать в Европу. И я совсем не уверена, что ей удалось в итоге принять бремя собственной красоты. А ведь в какой-то момент приходится еще и принять бремя собственного старения: понять, что красота не останется с тобой навсегда, что ты не сможешь ее удержать. Это генетический дар, выигрыш в лотерею, но ты его обязательно растратишь. Это не тот дар, который можно сохранить и преумножить.


Тело как бренд

Современная история про потребительское отношение к красоте как к товару или, наоборот, трепетное отношение к брендированию самого себя начинается с ощущения, что «я сама, такая, какая есть, не хороша». И вещи не украшают меня, не выполняют практическую функцию, а что-то сообщают обо мне. Ровно так же, как тело – это презентация меня, и хорошо, если оно подтянутое, спортивное, мускулистое, с гипертрофированными признаками пола – силиконовая грудь, большие искусственные губы… И дорогущая сумка продолжает меня: сообщает обо мне миру что-то важное. А дешевая несет другое сообщение.

До 1970-х годов в Америке основная идея рекламы любого товара заключалась в том, что у соседа есть что-то лучшее, чем у тебя. Соседка носит более модное пальто или сосед водит более крутую машину. На этой конкуренции была построена техника продаж. А потом американский мир наводнился пресыщенными людьми с высокой покупательской способностью, и реклама перестала работать. Тогда была создана гениальная маркетинговая стратегия всех времен и народов, которая используется до сих пор. Она про то, что с твоим телом что-то не так. Ты недостаточно хорош, чтобы соответствовать определенным стандартам. И сегодня это помогает продавать любой товар: лекарства, продукты, косметику и машины. Идея, что с твоим телом что-то не так, порождает огромную телесную тревогу и потребность достичь идеала, сделаться принятым. В результате мы имеем дело с постоянно молодеющей статистикой расстройств пищевого поведения, расстройств образа тела – они очень связаны друг с другом.


Зачем мне это тело?

Так что же делать? Мне кажется, в любой непонятной ситуации надо «отправляться на базу»: вспоминать, зачем тело изначально нам дано. Это совершенный, единственный инструмент, который есть у мозга, чтобы оперировать в мире. Ничего другого у мозга нет – он без тела беспомощен. Помните «Голову профессора Доуэля»? Очень показательная история про то, насколько зависимым становится даже абсолютно гениальный человек, когда у него отбирают тело. И получается, что мы все время промахиваемся: мы ценим ум как инструмент, способный создавать, ценим красоту как внешнюю эстетическую привлекательность, но при этом не уважаем сам инструмент, который дан нам природой. Мне кажется, пора вспомнить: тело дано мне не для того, чтобы я обслуживал им взор других людей. Телесное «товароведение» до добра не доводит.

На группах по интуитивному питанию, где мы говорим про образ тела, обязательно находится несколько женщин, которые говорят: я ухаживаю за собой для себя! И у меня всегда возникает вопрос: неужели? И когда начинаешь копать глубже, выясняется: для того, чтобы я нравилась другим, чтобы им было приятно на меня смотреть. И обязана делать как минимум то, что по мнению всех, обязана делать женщина: брить ноги, укладывать волосы, не выносить мусор без косметики.


Демоническое или божественное

Не толкает ли нас противоположная позиция к социофобии? Нет, поскольку здесь мы сталкиваемся с распространенной ошибкой мышления. Люди склонны рассуждать так: если мне разрешить есть все, я с утра до вечера буду есть сладости и не буду проходить в дверь. Если мне разрешить не мыться, я не буду мыться. То есть присутствует идея о том, что тело изначально – демоническая отвратительная сущность, которой только дай волю, и она будет поедать шоколад, толстеть, валяться на диване, не мыться, плохо пахнуть… Идея эта очень распространена среди современной молодежи, обожающей презентации. Типичное порождение современной культуры селфи: «посмотрите, вот у меня красивая еда, а тут красивая я, а вот я в спортивном зале»… Из классической психиатрии мы знаем, что когда человек перестает соблюдать базовые гигиенические правила, это свидетельствует о психическом расстройстве, о болезни. Даже у животных груминговое поведение – первый признак здоровья. Люди, страдающие шизофренией, перестают мыться, им не до этого, люди, страдающие клинической депрессией, тоже не моются, у них сил нет. А обычный нормальный человек, если снять с него социальное требование быть красивым, мыться не перестанет. Что он перестанет делать, так это работать над своей внешностью в направлении «я должен нравиться другим». И будет действовать в направлении «я хочу нравиться себе». А принимать душ приятно. Чистить зубы тоже приятно.


Выйти изнутри вовне

В книжке про Незнайку, если помните, был художник Тюбик. Он создал стандарт изображения малышки: маленький ротик, носик пуговкой, очень большие глаза. Рисовал портреты малышек по стандарту, и малышкам это очень нравилось. А когда Незнайка нарисовал их похожими, вышел скандал. Если мы живем в мире, в котором мы изначально нехороши, то приходим именно к стандарту.

Стандарты красоты есть производное времени, социума, экономических условий. Мы в конце концов оказались в мире изобилия, с которым не знаем, что делать. Российская реальность на фоне кризиса начала меняться, и к изобилию сейчас возникают вопросы. Люди беднеют, но в целом мы продолжаем оставаться в ситуации перепроизводства товаров, которые нам не нужны и которые никоим образом не меняют нашу жизнь к лучшему. Мы, как дети, которых заваливают игрушками, очень быстро устаем от вещей и хотим новых. Это компульсивная попытка придать «Я» какую-то особенную ценность. «Я могу позволить себе много вещей», «разные вещи», «дорогие вещи», могу постоянно покупать себе новую одежду. Для многих российских женщин это реализованная мечта. А когда какое-то количество лет изобилия проходит, люди начинают понимать, что оно ничего не добавляет к ощущению счастья. Одно у тебя платье или десять, мало влияет на то, как ты себя чувствуешь. Что влияет на самоощущение, так это чувство, что ты можешь себе позволить это платье купить.

Я думаю, в конечном итоге ценность жизни возникает от способности что-то созидать. Что останется после меня? Музыка или картина, построенная школа или больница, или что-то совсем небольшое. Посмотрите, как некоторые люди тщательно возделывают свой сад, хотя у них нет необходимости питаться со своей грядки.

Смысл заключается в том, чтобы перенести интерес изнутри вовне. Следование стандартам перестает быть смыслом жизни, когда я принимаю свое тело таким, какое оно есть, и не пытаюсь сломать свой морфологический тип. Еда перестает быть центром вселенной, когда мне не нужно судорожно контролировать свой вес. Тело перестает быть центром вселенной, когда я перестаю воспринимать его как транслятор. И тогда у меня высвобождается энергия, потому что судорожная избыточная забота о красоте тела перестает меня волновать. Мне дано тело, я им оперирую в мире, чтобы сделать этот мир лучше. Это то, что наделяет смыслом нашу жизнь.

Я мечтаю о мире, где на красивых людей будет смотреть так же приятно, как на красивый пейзаж. В котором красота не будет наделять людей ни излишними правами, ни излишними обязательствами или багажом, который надо нести всю жизнь.

Древние греки понимали, что красота в какой-то момент становится проклятием. Я сейчас про Елену и Троянскую войну. Она становится источником раздора, что не отменяет потребности наслаждаться и восхищаться красотой. Надо уловить дихотомию, присутствующую в обществе с дневнегреческих времен, и понять: благословением красота становится, когда мы ее отпускаем и получаем возможность наслаждаться ею как фактом реальности. А когда монетизируем или пытаемся решить, кому принадлежит Елена, начинается война. И когда я пытаюсь увеличить объем собственной красоты, чтобы увеличить свою значимость в мире, начинается история о проклятье.


Много лет назад я работала с одной очень красивой девушкой. На нее все оглядывались, когда она шла по коридору. Именно тогда я поняла: в мире мало настолько несчастных людей, насколько могут быть несчастны действительно красивые женщины. Светлана Бронникова Все статьи Светлана Бронникова, психолог, основатель Центра интуитивного питания Intueat. Время было давнее, пластических операций тогда еще не делали, а моя подопечная просто была генетическим везунчиком: родилась такой. И всегда была невероятно хороша, с раннего детства. В возрасте 7-8 лет мама за руку отвела ее в дом моделей на Кузнецком Мосту, и она там демонстрировала детскую одежду. Семья жила тяжело, отец пил, и мама сделала это из финансовых соображений, в Доме моделей хорошо платили. Девушка с ужасом и отчаянием вспоминала, как зимой, по воскресеньям, когда остальные дети отдыхали от школы, ей надо было тащиться туда через всю Москву на метро и трамвае… Чем, скажите, эта ситуация кардинально отличается от ситуаций. знакомых нам по классической литературе, когда красивую девочку мать отводит на панель? Разве что антуражем. Потому что красота – расхожий товар – «не мыло, не смылится». И она делает человека товаром. В аду сравнений Маска красоты сбивает внутренний «прицел»: человеку трудно понять, кто он на самом деле. Девочка росла, на нее по-прежнему обращали внимание, и теперь не только товароведы, перед которыми она ходила по подиуму. Впоследствии у нее не было недостатка во внимании мужчин, в том числе состоятельных, которые хотели ее купить, как роскошный аксессуар. Помню эпизод в нашей работе, когда я обронила, что она очень красивая, и она невероятно болезненно на это отреагировала. «Что значит очень красивая? Я же не самая красивая на свете? А если так, то какую ценность имеет эта красота?» В душе красавицы творился ад, она мучилась, постоянно сравнивая себя с другими. Жизнь у нее вообще была не сахар. Взрослый человек, в силу финансовых соображений она жила с родителями. Папа обитал в комнате в той же квартире, намертво пил, они не общались. Она, будучи человеком талантливым, умудрилась не получить никакого высшего образования. И, наверное, самым большим достижением нашей с ней терапии было не то, что она избавилась от булимии и депрессии, а то, что сумела накопить денег, съехать от родителей, найти хорошую работу. И занялась карьерой, вместо того чтобы бесконечно страдать по поводу своей внешности. Она была одной из первых в моей практике пациенток с нарушенным пищевым поведением: ездила в клинику голодания в Карелии, периодически ела одну гречку или овощи, чтобы сохранить стройность. К сожалению, наша терапия прервалась, я уехала работать в Европу. И я совсем не уверена, что ей удалось в итоге принять бремя собственной красоты. А ведь в какой-то момент приходится еще и принять бремя собственного старения: понять, что красота не останется с тобой навсегда, что ты не сможешь ее удержать. Это генетический дар, выигрыш в лотерею, но ты его обязательно растратишь. Это не тот дар, который можно сохранить и преумножить. Тело как бренд Современная история про потребительское отношение к красоте как к товару или, наоборот, трепетное отношение к брендированию самого себя начинается с ощущения, что «я сама, такая, какая есть, не хороша». И вещи не украшают меня, не выполняют практическую функцию, а что-то сообщают обо мне. Ровно так же, как тело – это презентация меня, и хорошо, если оно подтянутое, спортивное, мускулистое, с гипертрофированными признаками пола – силиконовая грудь, большие искусственные губы… И дорогущая сумка продолжает меня: сообщает обо мне миру что-то важное. А дешевая несет другое сообщение. До 1970-х годов в Америке основная идея рекламы любого товара заключалась в том, что у соседа есть что-то лучшее, чем у тебя. Соседка носит более модное пальто или сосед водит более крутую машину. На этой конкуренции была построена техника продаж. А потом американский мир наводнился пресыщенными людьми с высокой покупательской способностью, и реклама перестала работать. Тогда была создана гениальная маркетинговая стратегия всех времен и народов, которая используется до сих пор. Она про то, что с твоим телом что-то не так. Ты недостаточно хорош, чтобы соответствовать определенным стандартам. И сегодня это помогает продавать любой товар: лекарства, продукты, косметику и машины. Идея, что с твоим телом что-то не так, порождает огромную телесную тревогу и потребность достичь идеала, сделаться принятым. В результате мы имеем дело с постоянно молодеющей статистикой расстройств пищевого поведения, расстройств образа тела – они очень связаны друг с другом. Зачем мне это тело? Так что же делать? Мне кажется, в любой непонятной ситуации надо «отправляться на базу»: вспоминать, зачем тело изначально нам дано. Это совершенный, единственный инструмент, который есть у мозга, чтобы оперировать в мире. Ничего другого у мозга нет – он без тела беспомощен. Помните «Голову профессора Доуэля»? Очень показательная история про то, насколько зависимым становится даже абсолютно гениальный человек, когда у него отбирают тело. И получается, что мы все время промахиваемся: мы ценим ум как инструмент, способный создавать, ценим красоту как внешнюю эстетическую привлекательность, но при этом не уважаем сам инструмент, который дан нам природой. Мне кажется, пора вспомнить: тело дано мне не для того, чтобы я обслуживал им взор других людей. Телесное «товароведение» до добра не доводит. На группах по интуитивному питанию, где мы говорим про образ тела, обязательно находится несколько женщин, которые говорят: я ухаживаю за собой для себя! И у меня всегда возникает вопрос: неужели? И когда начинаешь копать глубже, выясняется: для того, чтобы я нравилась другим, чтобы им было приятно на меня смотреть. И обязана делать как минимум то, что по мнению всех, обязана делать женщина: брить ноги, укладывать волосы, не выносить мусор без косметики. Демоническое или божественное Не толкает ли нас противоположная позиция к социофобии? Нет, поскольку здесь мы сталкиваемся с распространенной ошибкой мышления. Люди склонны рассуждать так: если мне разрешить есть все, я с утра до вечера буду есть сладости и не буду проходить в дверь. Если мне разрешить не мыться, я не буду мыться. То есть присутствует идея о том, что тело изначально – демоническая отвратительная сущность, которой только дай волю, и она будет поедать шоколад, толстеть, валяться на диване, не мыться, плохо пахнуть… Идея эта очень распространена среди современной молодежи, обожающей презентации. Типичное порождение современной культуры селфи: «посмотрите, вот у меня красивая еда, а тут красивая я, а вот я в спортивном зале»… Из классической психиатрии мы знаем, что когда человек перестает соблюдать базовые гигиенические правила, это свидетельствует о психическом расстройстве, о болезни. Даже у животных груминговое поведение – первый признак здоровья. Люди, страдающие шизофренией, перестают мыться, им не до этого, люди, страдающие клинической депрессией, тоже не моются, у них сил нет. А обычный нормальный человек, если снять с него социальное требование быть красивым, мыться не перестанет. Что он перестанет делать, так это работать над своей внешностью в направлении «я должен нравиться другим». И будет действовать в направлении «я хочу нравиться себе». А принимать душ приятно. Чистить зубы тоже приятно. Выйти изнутри вовне В книжке про Незнайку, если помните, был художник Тюбик. Он создал стандарт изображения малышки: маленький ротик, носик пуговкой, очень большие глаза. Рисовал портреты малышек по стандарту, и малышкам это очень нравилось. А когда Незнайка нарисовал их похожими, вышел скандал. Если мы живем в мире, в котором мы изначально нехороши, то приходим именно к стандарту. Стандарты красоты есть производное времени, социума, экономических условий. Мы в конце концов оказались в мире изобилия, с которым не знаем, что делать. Российская реальность на фоне кризиса начала меняться, и к изобилию сейчас возникают вопросы. Люди беднеют, но в целом мы продолжаем оставаться в ситуации перепроизводства товаров, которые нам не нужны и которые никоим образом не меняют нашу жизнь к лучшему. Мы, как дети, которых заваливают игрушками, очень быстро устаем от вещей и хотим новых. Это компульсивная попытка придать «Я» какую-то особенную ценность. «Я могу позволить себе много вещей», «разные вещи», «дорогие вещи», могу постоянно покупать себе новую одежду. Для многих российских женщин это реализованная мечта. А когда какое-то количество лет изобилия проходит, люди начинают понимать, что оно ничего не добавляет к ощущению счастья. Одно у тебя платье или десять, мало влияет на то, как ты себя чувствуешь. Что влияет на самоощущение, так это чувство, что ты можешь себе позволить это платье купить. Я думаю, в конечном итоге ценность жизни возникает от способности что-то созидать. Что останется после меня? Музыка или картина, построенная школа или больница, или что-то совсем небольшое. Посмотрите, как некоторые люди тщательно возделывают свой сад, хотя у них нет необходимости питаться со своей грядки. Смысл заключается в том, чтобы перенести интерес изнутри вовне. Следование стандартам перестает быть смыслом жизни, когда я принимаю свое тело таким, какое оно есть, и не пытаюсь сломать свой морфологический тип. Еда перестает быть центром вселенной, когда мне не нужно судорожно контролировать свой вес. Тело перестает быть центром вселенной, когда я перестаю воспринимать его как транслятор. И тогда у меня высвобождается энергия, потому что судорожная избыточная забота о красоте тела перестает меня волновать. Мне дано тело, я им оперирую в мире, чтобы сделать этот мир лучше. Это то, что наделяет смыслом нашу жизнь. Я мечтаю о мире, где на красивых людей будет смотреть так же приятно, как на красивый пейзаж. В котором красота не будет наделять людей ни излишними правами, ни излишними обязательствами или багажом, который надо нести всю жизнь. Древние греки понимали, что красота в какой-то момент становится проклятием. Я сейчас про Елену и Троянскую
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru