Как учить ребенка играть в шахматы, если ему 4 года - «Образование» » « Я - Женщина »

Как учить ребенка играть в шахматы, если ему 4 года - «Образование»



Как учить ребенка играть в шахматы, если ему 4 года - «Образование»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
Судьбой мне, видно, напророчена
Была еще одна гроза
Олег Митяев

На дворе был солнечный октябрьский вечер. Через полчаса мне предстояло первое занятие в качестве тренера по шахматам. Про ученика я знал только, что зовут его Егорка, ему четыре года, он помнит названия фигур и как их правильно расставлять. Вообще я всегда считал, что умею ладить с детьми, а они, в свою очередь, проникаются ко мне самой искренней симпатией. Поэтому в том, что все пройдет гладко, я ни минуты не сомневался.


Уже с утра я начал вживаться в роль учителя и где-то к обеду мне это удалось. А вечером я уже казался себе старым и мудрым педагогом. Всю дорогу от дома до детского центра я прямо-таки физически ощущал, что во мне, причудливым образом переплетясь между собою, расцвели пышным цветом и многократно усилились педагогические таланты Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского. И, как знать, возможно, именно я, согласно позиции ЮНЕСКО, буду определять способы педагогического мышления не только в XXI веке, но и во всем третьем тысячелетии.


Подойдя к месту назначения, я вставил ключ в замочную скважину, и железные жалюзи с тихим жужжанием медленно поползли вверх, открывая моему мудрому взору массивную входную дверь. Переступив порог, правой рукой я нашарил на стене выключатель и нажал пару кнопок. Ничего не произошло. Во входной группе детского центра по-прежнему царил полумрак. Я снова понажимал те же кнопки, но уже сильнее. И снова ничего.


С тем же результатом, меняя силу и последовательность нажатия, я возился с выключателем минут пять, пока на пороге не появился сопровождаемый мамой симпатичный светловолосый мальчуган. По-видимому, это и был Егорка. Ему хватило двух секунд, чтобы понять проблему.


Со словами "тут ситок есть" он метнулся куда-то в угол, раздался легкий металлический скрип, потом что-то щелкнуло, и долгожданный свет заполнил собой помещение. Слегка щурясь, малыш ткнул пальцем в электрический щиток:


— Вот тут надо кнопку назать!


Вскоре мы уже входили в класс, где мне предстояло в течение сорока пяти минут знакомить мальчика с волшебным миром шахмат.


— Давай вспомним, Егорка, как располагаются наши войска перед сражением! — предложил я, расставляя шахматные фигуры в начальную позицию.


— Давай! — охотно ответил малыш и вдруг, радостно взвизгнув, зачерпнул горсть фигур и подкинул их в воздух, сопроводив ликующим воплем:


— Ура! Война!


"Лето 1927 года, памятный бросок в голову одноглазого васюкиного любителя", — подумал я и, упав на колени, принялся собирать шахматы, бормоча какую-то чушь, типа:


"Ах, Егорка, Егорка, ну разве так можно? Им же больно, и вообще это не по правилам".


Впрочем, малыш меня особо не слушал: он уже успел приставить стул к стоящим у стены стеллажам и, взобравшись на него, тянулся к здоровенным острым ножницам, лепеча что-то вроде: "Мне это не разрешают, но можно". Отставив сбор рассыпанных шахмат, я метнулся к ребенку, отобрал у него ножницы, после чего взял вождя краснокожих под мышки и усадил на стульчик рядом с собой.


В моей голове воспаленным клубком роились какие-то мысли об особых подходах к детям и умению их заинтересовать. Беспомощным взглядом я окинул стол, лежащие на нем шахматные фигурки, и в голове моей родилась спасительная, как мне показалось тогда, идея. На столе лежал черный король с отломанной после броска короной.


— Егорка! — позвал я. — Король ранен, давай его лечить!


Как и в случае со щитком малыш моментально оценил обстановку:


— Нам нузен клей, он тут есть! — Егорка метнулся к стеллажам и уже через несколько секунд стоял рядом со мной, сжимая в правой руке красный тюбик с клеем.


— Давай я тебе помогу! — предложил я, особо ни на что не надеясь.


— Я сям! — возмущенно ответил Егорка и выдавил треть тюбика на несчастного черного короля. — Сисяс я ему калону пликлею!


Спустя пару минут клеем были запачканы половина фигур, несколько полей шахматной доски, кончик носа и левая штанина Егорки. Я понимал, что такое лечение нужно срочно отменять. Поэтому со словами "больному королю нужен покой" я вручил ребенку набор фломастеров и бумагу, а злополучный тюбик с клеем спрятал в одной из стоящих на стеллаже коробок.


Но Егорку почему-то фломастеры не привлекли. Вместо них он схватил толстенный красный маркер и принялся им на бумаге обводить раненого черного короля. Кое-как приклеенная корона снова откатилась в сторону. Малыш победно поднял лицо к потолку и засмеялся.


Схватив Егорку за руку, я потащил его мыть руки. Около раковины мне удалось раздобыть несколько влажных салфеток, которые пригодились в следующие пятнадцать оставшихся до конца урока минут, чтобы, бегая за счастливым мальчуганом, оттирать ими белые пятна клея и следы красного маркера.


Параллельно с оттирочными работами я следил за тем, чтобы ребенок не ложился на пол (плитка же холодная!), не вставал ногами на стул (стул маленький, вдруг перевернется!), не ползал по столу, не хватал со стеллажей что-нибудь колюще-режущее и прочее, прочее, прочее...


Изредка мне удавалось показать мальчишу какую-нибудь фигуру и спросить:


— А это кто? — и, получив, как правило, правильный ответ, я продолжал борьбу с пятнами и бдение за Егоркиной безопасностью.


Суматоха нарастала, бешеное колесо педагогики вращалось все быстрее, и я понимал, что надолго меня не хватит.


Но тут криком петухов для Хомы Брута прозвучали для меня шаги Егоркиной мамы. Я теперь "педагог, который выжил", только шрама на лбу не хватает. Когда дверь за ребенком закрылась, я смог спокойно приступить к уборке. Но перед этим подошел к висевшему на стене портрету Сухомлинского:


— Как же так, Василий Александрович? — прошептал я, прижавшись лбом к изображению великого педагога-новатора. Ответом мне явилось какое-то шевеление за окном — это Егорка на прощанье радостно махал рукой. Я слабо улыбнулся и, покачнувшись, помахал в ответ.


Спустя пятнадцать минут дрожащей рукой я кое-как вставил ключ в замочную скважину, и с тихим жужжанием поползли теперь уже вниз железные жалюзи, как бы успокоительно напоминая мне, что, по крайней мере, до понедельника моему сердцу инфаркт не угрожает.


А по дороге к дому в бесприютной темноте октябрьского вечера мерещилась мне спрятавшаяся под детским столом белая ладья, и почему-то вспоминалось, что именно в ее честь был назван мой первый турнир по шахматам, и что был я тогда всего на каких-то пару лет старше Егорки — моего первого, суматошного, но от этого ничуть не менее любимого ученика.


Личный опыт

Судьбой мне, видно, напророчена Была еще одна гроза Олег Митяев На дворе был солнечный октябрьский вечер. Через полчаса мне предстояло первое занятие в качестве тренера по шахматам. Про ученика я знал только, что зовут его Егорка, ему четыре года, он помнит названия фигур и как их правильно расставлять. Вообще я всегда считал, что умею ладить с детьми, а они, в свою очередь, проникаются ко мне самой искренней симпатией. Поэтому в том, что все пройдет гладко, я ни минуты не сомневался. Уже с утра я начал вживаться в роль учителя и где-то к обеду мне это удалось. А вечером я уже казался себе старым и мудрым педагогом. Всю дорогу от дома до детского центра я прямо-таки физически ощущал, что во мне, причудливым образом переплетясь между собою, расцвели пышным цветом и многократно усилились педагогические таланты Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского. И, как знать, возможно, именно я, согласно позиции ЮНЕСКО, буду определять способы педагогического мышления не только в XXI веке, но и во всем третьем тысячелетии. Подойдя к месту назначения, я вставил ключ в замочную скважину, и железные жалюзи с тихим жужжанием медленно поползли вверх, открывая моему мудрому взору массивную входную дверь. Переступив порог, правой рукой я нашарил на стене выключатель и нажал пару кнопок. Ничего не произошло. Во входной группе детского центра по-прежнему царил полумрак. Я снова понажимал те же кнопки, но уже сильнее. И снова ничего. С тем же результатом, меняя силу и последовательность нажатия, я возился с выключателем минут пять, пока на пороге не появился сопровождаемый мамой симпатичный светловолосый мальчуган. По-видимому, это и был Егорка. Ему хватило двух секунд, чтобы понять проблему. Со словами "тут ситок есть" он метнулся куда-то в угол, раздался легкий металлический скрип, потом что-то щелкнуло, и долгожданный свет заполнил собой помещение. Слегка щурясь, малыш ткнул пальцем в электрический щиток: — Вот тут надо кнопку назать! Вскоре мы уже входили в класс, где мне предстояло в течение сорока пяти минут знакомить мальчика с волшебным миром шахмат. — Давай вспомним, Егорка, как располагаются наши войска перед сражением! — предложил я, расставляя шахматные фигуры в начальную позицию. — Давай! — охотно ответил малыш и вдруг, радостно взвизгнув, зачерпнул горсть фигур и подкинул их в воздух, сопроводив ликующим воплем: — Ура! Война! "Лето 1927 года, памятный бросок в голову одноглазого васюкиного любителя", — подумал я и, упав на колени, принялся собирать шахматы, бормоча какую-то чушь, типа: "Ах, Егорка, Егорка, ну разве так можно? Им же больно, и вообще это не по правилам". Впрочем, малыш меня особо не слушал: он уже успел приставить стул к стоящим у стены стеллажам и, взобравшись на него, тянулся к здоровенным острым ножницам, лепеча что-то вроде: "Мне это не разрешают, но можно". Отставив сбор рассыпанных шахмат, я метнулся к ребенку, отобрал у него ножницы, после чего взял вождя краснокожих под мышки и усадил на стульчик рядом с собой. В моей голове воспаленным клубком роились какие-то мысли об особых подходах к детям и умению их заинтересовать. Беспомощным взглядом я окинул стол, лежащие на нем шахматные фигурки, и в голове моей родилась спасительная, как мне показалось тогда, идея. На столе лежал черный король с отломанной после броска короной. — Егорка! — позвал я. — Король ранен, давай его лечить! Как и в случае со щитком малыш моментально оценил обстановку: — Нам нузен клей, он тут есть! — Егорка метнулся к стеллажам и уже через несколько секунд стоял рядом со мной, сжимая в правой руке красный тюбик с клеем. — Давай я тебе помогу! — предложил я, особо ни на что не надеясь. — Я сям! — возмущенно ответил Егорка и выдавил треть тюбика на несчастного черного короля. — Сисяс я ему калону пликлею! Спустя пару минут клеем были запачканы половина фигур, несколько полей шахматной доски, кончик носа и левая штанина Егорки. Я понимал, что такое лечение нужно срочно отменять. Поэтому со словами "больному королю нужен покой" я вручил ребенку набор фломастеров и бумагу, а злополучный тюбик с клеем спрятал в одной из стоящих на стеллаже коробок. Но Егорку почему-то фломастеры не привлекли. Вместо них он схватил толстенный красный маркер и принялся им на бумаге обводить раненого черного короля. Кое-как приклеенная корона снова откатилась в сторону. Малыш победно поднял лицо к потолку и засмеялся. Схватив Егорку за руку, я потащил его мыть руки. Около раковины мне удалось раздобыть несколько влажных салфеток, которые пригодились в следующие пятнадцать оставшихся до конца урока минут, чтобы, бегая за счастливым мальчуганом, оттирать ими белые пятна клея и следы красного маркера. Параллельно с оттирочными работами я следил за тем, чтобы ребенок не ложился на пол (плитка же холодная!), не вставал ногами на стул (стул маленький, вдруг перевернется!), не ползал по столу, не хватал со стеллажей что-нибудь колюще-режущее и прочее, прочее, прочее. Изредка мне удавалось показать мальчишу какую-нибудь фигуру и спросить: — А это кто? — и, получив, как правило, правильный ответ, я продолжал борьбу с пятнами и бдение за Егоркиной безопасностью. Суматоха нарастала, бешеное колесо педагогики вращалось все быстрее, и я понимал, что надолго меня не хватит. Но тут криком петухов для Хомы Брута прозвучали для меня шаги Егоркиной мамы. Я теперь "педагог, который выжил", только шрама на лбу не хватает. Когда дверь за ребенком закрылась, я смог спокойно приступить к уборке. Но перед этим подошел к висевшему на стене портрету Сухомлинского: — Как же так, Василий Александрович? — прошептал я, прижавшись лбом к изображению великого педагога-новатора. Ответом мне явилось какое-то шевеление за окном — это Егорка на прощанье радостно махал рукой. Я слабо улыбнулся и, покачнувшись, помахал в ответ. Спустя пятнадцать минут дрожащей рукой я кое-как вставил ключ в замочную скважину, и с тихим жужжанием поползли теперь уже вниз железные жалюзи, как бы успокоительно напоминая мне, что, по крайней мере, до понедельника моему сердцу инфаркт не угрожает. А по дороге к дому в бесприютной темноте октябрьского вечера мерещилась мне спрятавшаяся под детским столом белая ладья, и почему-то вспоминалось, что именно в ее честь был назван мой первый турнир по шахматам, и что был я тогда всего на каких-то пару лет старше Егорки — моего первого, суматошного, но от этого ничуть не менее любимого ученика. Личный опыт
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.




Добавить комментарий

добавить комментарий

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru