«Или разводимся, или идем к психологу!» - «Отношения» » « Я - Женщина »

«Или разводимся, или идем к психологу!» - «Отношения»



«Или разводимся, или идем к психологу!» - «Отношения»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
Что происходит в кабинете семейного психолога? С какими вопросами приходят партнеры и чем психотерапевт может им помочь? Системный семейный психотерапевт Инна Хамитова поделилась случаем из своей практики.

Подготовила Инна Кравченко 
«Или разводимся, или идем к психологу!» - «Отношения»
 

На приеме молодая пара: 30-летняя Ирина и 34-летний Олег1. Они знакомы чуть меньше двух лет, поженились 1,5 года назад, дочери полгода. Ирина жалуется на отсутствие интереса, внимания и помощи по хозяйству со стороны мужа. Олег недоволен постоянной критикой и претензиями жены. Оба страдают от конфликтов и хотели бы их прекратить. Но все попытки самостоятельно разобраться в ситуации не дают результатов.

Первый сеанс: прояснение проблемы и постановка цели терапии

На первом приеме Ирина и Олег выглядят напряженно. Она упрекает, он замыкается.

Инициатором обращения к психологу была Ирина, Олег согласился не сразу: «Люди либо любят друг друга, либо нет. И никакой психолог тут не поможет». Но Ирина выдвинула ультиматум: «Или мы разводимся, или идем к семейному психотерапевту». Олег «поддался шантажу жены».

Я предлагаю Ирине взглянуть на эту ситуацию по-другому: ради отношений Олег готов на многое, даже прибегнуть к методам, в которые не верит.

Олег проясняет ситуацию: «Вначале я думал, что мне будут читать нотации, критиковать или давать советы. А потом подумал, вдруг и правда поможет».

Я добавляю: «Потому что отношения важны для вас, и жена – значимый для вас человек».

Олег соглашается. Я обращаюсь к Ирине: «Ирина, вы услышали то, что сейчас произнес ваш муж?» Она реагирует: «Кто бы мог подумать! По его поведению и не скажешь!»

Очевидно, что отношения в паре зашли в тупик: накопилось множество обид и недоверие друг к другу. Ирина думает, «что абсолютно не нужна мужу». А Олег уверен, что жена считает его «ничтожеством».

Я выясняю у пары историю создания их семьи.

Они вместе около полутора лет. До брака знакомы были два месяца, хотя работали в одной организации давно, а познакомились на корпоративе. По словам Олега, Ира «показалась ему умной, нежной, заботливой, очень красивой». Он понравился Ирине тем, что «захватывающе рассказывал про свои путешествия и увлечения». Ей было важно, что он влюблен: красивые ухаживания вселяли надежду на доверие.

Через два месяца выяснилось, что Ирина беременна. Олег тут же сделал предложение.

Молодожены отправились в свадебное путешествие в Италию. Это было чудесное время для обоих, несмотря на сильный токсикоз Ирины. Но муж «был терпелив, заботлив и внимателен».

По возвращении домой Ирине пришлось лечь в больницу на сохранение. Их настоящая совместная жизнь началась уже после рождения дочери.

И проблемы начались тогда же. «Он вечно пропадает на работе, – жалуется Ирина. – Постоянно раздражен и недоволен». Она не может «дождаться никакой помощи, видит лишь недовольство и отстранение». «Я молчу и терплю или просто ухожу, когда нет сил выносить нападки», – объясняет Олег.

Ирине кажется, что она абсолютно не нужна мужу, а Олег считает, что угодить ей невозможно.

Я подвожу итог: «Похоже, это – замкнутый круг. Вы были любящей и заботливой парой, но родилась Ульяна, и ситуация изменилась: потребовались новые усилия. И вы преодолеваете трудности каждый по-своему: Олег заботится о семье, все больше работая, а Ирина старается быть хорошей женой и мамой. В заботах о семье вы отдалились, но каждый нуждается в теплоте, принятии и заботе со стороны партнера. Мы установили сегодня, что вы практически перестали разговаривать, а вместо этого приписываете словам и поступкам другого свой смысл. Основная задача сейчас – научиться разговаривать, а не «читать мысли» другого».


Второй сеанс: история Ирины

Ирина рассказывает, что выросла с мамой и бабушкой. Дедушка умер еще до ее рождения, а папа и мама даже не были женаты. Бабушка говорила Ирине, что мама после школы уехала поступать в институт, не поступила, вернулась домой уже беременной. Мама больше замуж не выходила, так они и жили втроем. Тихое, мирное женское царство. Каждый занимался своим делом. Особой эмоциональной близости не было. А потом Ирина выросла, выучилась и тоже уехала.

Я уточняю: «Вы с детства хорошо усвоили, как женщины могут мирно жить без мужчин… А что говорилось про мужчин дома?» Ответ Ирины: «Что от них одно беспокойство, хаос и несчастья. И что им нельзя доверять».

У Ирины есть и печальный опыт отношений. Три года совместной жизни с молодым человеком завершились неожиданно и резко, как только Ирина забеременела. Он сказал, что не готов быть ни отцом, ни мужем, и разорвал отношения. Она унижалась, плакала, но он пропал, перестал отвечать на телефонные звонки. Противница абортов, с одной стороны, с другой – Ирина понимала, что ей в 20 лет (ни работы, ни жилья, ни помощи) одной ребенка не вырастить. «Можно было бы вернуться к маме и бабушке и продолжить семейную традицию матерей–одиночек, но я не хотела этого ребенка». Бабушке и маме она тогда ничего не сказала, они не одобрили бы ее решения. Но Ирина очень переживала: вина за сделанное и горечь от нежданного предательства долго не отпускали ее.

«И когда я решилась на отношения с Олегом, а потом забеременела, просто в ужас пришла. Все время мысль крутилась: «А вдруг все повторится?» Но Олег обрадовался. Да еще так романтично предложение сделал: сам ужин приготовил, кольцо в бокал положил, я его чуть не проглотила…»

Я уточняю: «Ваши ожидания от семейной жизни были примерно следующими: что все будет как в период ухаживаний, как в Италии. И поэтому невыносимо, когда Олег отдалился. Кажется, что вы его теряете…»


Третий сеанс: история Олега

Олег рассказывает, что вырос в полной семье: «Папа у нас – типичный подкаблучник, но только так и можно было выжить с моей матерью: жесткой, властной, громкой. В детстве я ее боялся. Она была начальницей в мужском коллективе. Там и без мата не обходилось, и без рукоприкладства… Она и дома с нами так обращалась. Я думаю, именно она отца сломала, орала на него, могла ударить, несмотря на присутствие детей. Так хотелось, чтобы это прекратилось! А отец постепенно стал пить. Мне было его очень жаль, иногда хотелось, чтобы он ушел из семьи. Я мечтал, что уйду вместе с ним. Уже взрослым я долгое время не понимал: зачем люди женятся? У меня не возникало желания жениться, пока я не встретил Иру».

Я подытоживаю: «Она нуждалась в вашей заботе. Непохоже было, что может повысить голос или потребовать от вас что-то… Ведь вам так невыносимы скандалы! Мучительные отношения между вашими родителями, заставлявшие вас долгое время избегать брака, продолжают пугать и сейчас».

Продолжение истории читайте по ссылке.

Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт, директор Центра Системной Семейной Терапии, сайт family-therapy.ru


1 Имена и некоторые факты изменены, печатается с согласия героев.

Что происходит в кабинете семейного психолога? С какими вопросами приходят партнеры и чем психотерапевт может им помочь? Системный семейный психотерапевт Инна Хамитова поделилась случаем из своей практики. Подготовила Инна Кравченко На приеме молодая пара: 30-летняя Ирина и 34-летний Олег1. Они знакомы чуть меньше двух лет, поженились 1,5 года назад, дочери полгода. Ирина жалуется на отсутствие интереса, внимания и помощи по хозяйству со стороны мужа. Олег недоволен постоянной критикой и претензиями жены. Оба страдают от конфликтов и хотели бы их прекратить. Но все попытки самостоятельно разобраться в ситуации не дают результатов. Первый сеанс: прояснение проблемы и постановка цели терапии На первом приеме Ирина и Олег выглядят напряженно. Она упрекает, он замыкается. Инициатором обращения к психологу была Ирина, Олег согласился не сразу: «Люди либо любят друг друга, либо нет. И никакой психолог тут не поможет». Но Ирина выдвинула ультиматум: «Или мы разводимся, или идем к семейному психотерапевту». Олег «поддался шантажу жены». Я предлагаю Ирине взглянуть на эту ситуацию по-другому: ради отношений Олег готов на многое, даже прибегнуть к методам, в которые не верит. Олег проясняет ситуацию: «Вначале я думал, что мне будут читать нотации, критиковать или давать советы. А потом подумал, вдруг и правда поможет». Я добавляю: «Потому что отношения важны для вас, и жена – значимый для вас человек». Олег соглашается. Я обращаюсь к Ирине: «Ирина, вы услышали то, что сейчас произнес ваш муж?» Она реагирует: «Кто бы мог подумать! По его поведению и не скажешь!» Очевидно, что отношения в паре зашли в тупик: накопилось множество обид и недоверие друг к другу. Ирина думает, «что абсолютно не нужна мужу». А Олег уверен, что жена считает его «ничтожеством». Я выясняю у пары историю создания их семьи. Они вместе около полутора лет. До брака знакомы были два месяца, хотя работали в одной организации давно, а познакомились на корпоративе. По словам Олега, Ира «показалась ему умной, нежной, заботливой, очень красивой». Он понравился Ирине тем, что «захватывающе рассказывал про свои путешествия и увлечения». Ей было важно, что он влюблен: красивые ухаживания вселяли надежду на доверие. Через два месяца выяснилось, что Ирина беременна. Олег тут же сделал предложение. Молодожены отправились в свадебное путешествие в Италию. Это было чудесное время для обоих, несмотря на сильный токсикоз Ирины. Но муж «был терпелив, заботлив и внимателен». По возвращении домой Ирине пришлось лечь в больницу на сохранение. Их настоящая совместная жизнь началась уже после рождения дочери. И проблемы начались тогда же. «Он вечно пропадает на работе, – жалуется Ирина. – Постоянно раздражен и недоволен». Она не может «дождаться никакой помощи, видит лишь недовольство и отстранение». «Я молчу и терплю или просто ухожу, когда нет сил выносить нападки», – объясняет Олег. Ирине кажется, что она абсолютно не нужна мужу, а Олег считает, что угодить ей невозможно. Я подвожу итог: «Похоже, это – замкнутый круг. Вы были любящей и заботливой парой, но родилась Ульяна, и ситуация изменилась: потребовались новые усилия. И вы преодолеваете трудности каждый по-своему: Олег заботится о семье, все больше работая, а Ирина старается быть хорошей женой и мамой. В заботах о семье вы отдалились, но каждый нуждается в теплоте, принятии и заботе со стороны партнера. Мы установили сегодня, что вы практически перестали разговаривать, а вместо этого приписываете словам и поступкам другого свой смысл. Основная задача сейчас – научиться разговаривать, а не «читать мысли» другого». Второй сеанс: история Ирины Ирина рассказывает, что выросла с мамой и бабушкой. Дедушка умер еще до ее рождения, а папа и мама даже не были женаты. Бабушка говорила Ирине, что мама после школы уехала поступать в институт, не поступила, вернулась домой уже беременной. Мама больше замуж не выходила, так они и жили втроем. Тихое, мирное женское царство. Каждый занимался своим делом. Особой эмоциональной близости не было. А потом Ирина выросла, выучилась и тоже уехала. Я уточняю: «Вы с детства хорошо усвоили, как женщины могут мирно жить без мужчин… А что говорилось про мужчин дома?» Ответ Ирины: «Что от них одно беспокойство, хаос и несчастья. И что им нельзя доверять». У Ирины есть и печальный опыт отношений. Три года совместной жизни с молодым человеком завершились неожиданно и резко, как только Ирина забеременела. Он сказал, что не готов быть ни отцом, ни мужем, и разорвал отношения. Она унижалась, плакала, но он пропал, перестал отвечать на телефонные звонки. Противница абортов, с одной стороны, с другой – Ирина понимала, что ей в 20 лет (ни работы, ни жилья, ни помощи) одной ребенка не вырастить. «Можно было бы вернуться к маме и бабушке и продолжить семейную традицию матерей–одиночек, но я не хотела этого ребенка». Бабушке и маме она тогда ничего не сказала, они не одобрили бы ее решения. Но Ирина очень переживала: вина за сделанное и горечь от нежданного предательства долго не отпускали ее. «И когда я решилась на отношения с Олегом, а потом забеременела, просто в ужас пришла. Все время мысль крутилась: «А вдруг все повторится?» Но Олег обрадовался. Да еще так романтично предложение сделал: сам ужин приготовил, кольцо в бокал положил, я его чуть не проглотила…» Я уточняю: «Ваши ожидания от семейной жизни были примерно следующими: что все будет как в период ухаживаний, как в Италии. И поэтому невыносимо, когда Олег отдалился. Кажется, что вы его теряете…» Третий сеанс: история Олега Олег рассказывает, что вырос в полной семье: «Папа у нас – типичный подкаблучник, но только так и можно было выжить с моей матерью: жесткой, властной, громкой. В детстве я ее боялся. Она была начальницей в мужском коллективе. Там и без мата не обходилось, и без рукоприкладства… Она и дома с нами так обращалась. Я думаю, именно она отца сломала, орала на него, могла ударить, несмотря на присутствие детей. Так хотелось, чтобы это прекратилось! А отец постепенно стал пить. Мне было его очень жаль, иногда хотелось, чтобы он ушел из семьи. Я мечтал, что уйду вместе с ним. Уже взрослым я долгое время не понимал: зачем люди женятся? У меня не возникало желания жениться, пока я не встретил Иру». Я подытоживаю: «Она нуждалась в вашей заботе. Непохоже было, что может повысить голос или потребовать от вас что-то… Ведь вам так невыносимы скандалы! Мучительные отношения между вашими родителями, заставлявшие вас долгое время избегать брака, продолжают пугать и сейчас». Продолжение истории читайте по ссылке. Инна Хамитова, клинический психолог, системный семейный психотерапевт, директор Центра Системной Семейной Терапии, сайт family-therapy.ru 1 Имена и некоторые факты изменены, печатается с согласия героев.
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика