Медитация снижает стресс и учит состраданию - «Гармония жизни»
Kingsman 07-май, 00:01 2 389 Я и Здоровье. / Образ жизни.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Николай Проценко
Группа психологов под руководством Ерики Розенберг (Erika Rosenberg) из Калифорнийского университета в Дэвисе (University of California, Davis) решила проверить, насколько обоснованы подобные утверждения. Ученые сравнили, как реагируют на чужие страдания 30 человек, проходивших 3-месячное обучение буддистской медитации в ретрите, и участники того же пола, возраста и с тем же опытом медитации, но не проходившие ретрит.
Ретрит, который прошли часть участников, был в основном посвящен обучению буддистской медитации шаматха. Участники также занимались практиками, связанными с достижением так называемых «четырех безмерных состояний ума»: безмерной любви, безмерного сострадания, безмерной радости и безмерного беспристрастия. К примеру, им могли дать задание говорить «Желаю тебе найти счастье и понять пути, ведущие к счастью», обращаясь к воображаемым собеседникам.
До и после ретрита все участники исследования проходили различные психологические тесты. Для изучения их способности к состраданию исследователи демонстрировали им фильмы и видеозаписи, отображавших человеческую боль и страдания в различных формах. При этом реакции самих участников также записывались на видео. Затем ученые проанализировали мимику участников, наблюдавших за чужими страданиями, ища определенные реакции, связанные с переживанием грусти и сострадания (в частности, приподнятые брови). До прохождения ретрита различий в подобных реакциях между двумя группами участников не наблюдалось. Однако при повторном тестировании участники, прошедшие ретрит, чаще демонстрировали сострадание.
Помимо эмоциональных реакций, связанных с состраданием, исследователей интересовали также эмоции, связанные с отторжением – злость, презрение, отвращение, поскольку эти чувства могут подавлять желание помогать другим. У участников, прошедших ретрит, уменьшились проявления подобных эмоций – к примеру, они реже демонстрировали злость или отвращение, смотря фильм, в котором солдаты обсуждали совершенные ими военные преступления.
После просмотра фильма участникам повторно показывали отдельные кадры из этого фильма и просили устно описать, какие эмоции вызывают у них эти изображения. У участников, прошедших ретрит, описания более точно соответствовали тем мимическим реакциям, которые они демонстрировали, когда смотрели эти же моменты в фильме – то есть они были способны точнее распознавать свои настоящие чувства и честно о них рассказывать.
Множество исследований подтверждают, что медитация развивает способность к концентрации внимания и снижает уровень стресса. По многим традиционным (в том числе религиозным) представлениям, эта практика также учит нас сочувствию и состраданию. Николай Проценко Группа психологов под руководством Ерики Розенберг (Erika Rosenberg) из Калифорнийского университета в Дэвисе (University of California, Davis) решила проверить, насколько обоснованы подобные утверждения. Ученые сравнили, как реагируют на чужие страдания 30 человек, проходивших 3-месячное обучение буддистской медитации в ретрите, и участники того же пола, возраста и с тем же опытом медитации, но не проходившие ретрит. Ретрит, который прошли часть участников, был в основном посвящен обучению буддистской медитации шаматха. Участники также занимались практиками, связанными с достижением так называемых «четырех безмерных состояний ума»: безмерной любви, безмерного сострадания, безмерной радости и безмерного беспристрастия. К примеру, им могли дать задание говорить «Желаю тебе найти счастье и понять пути, ведущие к счастью», обращаясь к воображаемым собеседникам. До и после ретрита все участники исследования проходили различные психологические тесты. Для изучения их способности к состраданию исследователи демонстрировали им фильмы и видеозаписи, отображавших человеческую боль и страдания в различных формах. При этом реакции самих участников также записывались на видео. Затем ученые проанализировали мимику участников, наблюдавших за чужими страданиями, ища определенные реакции, связанные с переживанием грусти и сострадания (в частности, приподнятые брови). До прохождения ретрита различий в подобных реакциях между двумя группами участников не наблюдалось. Однако при повторном тестировании участники, прошедшие ретрит, чаще демонстрировали сострадание. Помимо эмоциональных реакций, связанных с состраданием, исследователей интересовали также эмоции, связанные с отторжением – злость, презрение, отвращение, поскольку эти чувства могут подавлять желание помогать другим. У участников, прошедших ретрит, уменьшились проявления подобных эмоций – к примеру, они реже демонстрировали злость или отвращение, смотря фильм, в котором солдаты обсуждали совершенные ими военные преступления. После просмотра фильма участникам повторно показывали отдельные кадры из этого фильма и просили устно описать, какие эмоции вызывают у них эти изображения. У участников, прошедших ретрит, описания более точно соответствовали тем мимическим реакциям, которые они демонстрировали, когда смотрели эти же моменты в фильме – то есть они были способны точнее распознавать свои настоящие чувства и честно о них рассказывать.