Стоит ли молиться? - «Стиль жизни» » « Я - Женщина »

Стоит ли молиться? - «Стиль жизни»



Стоит ли молиться? - «Стиль жизни»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....

Стоит ли молиться, если не готов принять о себе волю Бога, какой бы она ни была? Я не могу искренне просить Бога о сотворении Его воли, потому что не знаю, чего Он хочет. Какая-то лукавая, нечестная молитва у меня получается. Хорошо, если Его задумка для меня — это здоровье, богатство и процветание до конца дней. Но что, если по какой-то причине Он считает, что мне полезнее болезни, скорби и одиночество? Я этого панически страшусь и не могу честно ответить на такой план Бога: «Хорошо, Господи, да будет воля Твоя».

Это, наверное, явный признак гордыни, раз я готов принять от Бога только хорошее, но стоит ли вообще тогда молиться? Может, честнее уйти из веры и самому как-нибудь справляться с трудностями, но уже без опаски, что они даны свыше и положены тебе для твоего же блага?

Никита

Протоиерей Игорь ФОМИН

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Письмо Никиты — это письмо достаточно разбирающегося в православии человека: автор понимает, что воля Божия о нем непредсказуема, что его временное бытие не обязательно будет таким, каким он себе его в идеале представляет — состоящим только из радостей, красоты, любви и внешнего комфорта. Чтобы ввести в жизнь вечную, она, воля Божия о человеке, может быть и такой, как о мучениках или как о святой Матроне Московской , лишенной физического зрения, но наделенной зрением духовным. Но такой вариант воли Божией о себе Никита не готов принять даже гипотетически. А именно вопрос принятия — главный для него: Никите принципиально важно внутренне заранее согласиться на то состояние, о котором он еще не знает.

Тезис первый:

Да, Бог может попустить болезни и скорби, но Он точно так же может послать и благополучие — и неизвестно, что лучше, спасительнее для вашей души.

Ведь может случиться, что именно благополучие станет для вас разрушительным и губительным, а преодоление испытания болезнью дарует внутреннее счастье и полноту.

О чем же мечтает Никита? Он готов попросить Бога помочь выстроить свою жизнь так, как ему выгодно: «Господи, не надо мне богатства, но и страданий не надо. Пошли мне сезонный насморк и стабильную зарплату, среднюю по региону, а все остальное я сам решу. И я буду вполне доволен».

Но Бог не факир, который выполняет любые наши просьбы, веселя нас. Он — прежде всего — не хочет смерти грешника. И если человек смиряется, то есть с благодарностью и радостью принимает то, что посылается ему на жизненном пути, все становится на свои места. Он не тратит время на мечты о грядущем и не боится того, чего еще нет и, возможно, никогда не будет, а сосредотачивается на решении тех задач, которые стоят перед ним сейчас.

Страх Никиты — от недоверия Богу. А Бога не надо бояться, Его надо любить. Помните, что Бог Сам есть Любовь, которая не дает ни радости, ни горя сверх того, что человек может вынести. И страданий Бог человеку не посылает.

Тезис второй:

Страдание — это реакция на происходящие вокруг нас события, рожденная в душе самого человека, а не посланная нам Богом.

Эта реакция зависит от того, как мы принимаем волю Бога о себе. Ведь даже раковую опухоль можно принять смиренно, со словами: «Слава Тебе, Господи, что Ты посетил меня!»

У нас же страху грядущих страданий сопутствует страх смерти — сам по себе естественный, служащий нам средством самосохранения. Но в наших силах направить его как на благо, так и на погибель себе и ближним. Он может стать страхом духовным, страхом снова распять Христа, отступиться от Него или прославить Его. А может — страхом утратить свое материальное благополучие и временные блага. Следствие такого страха — трусость, подлость и ложь.

В Евангелии Спаситель чаще всего обращается к нам со словами Не бойтесь. А апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании утверждает:

Совершенная любовь изгоняет страх. То есть там, где присутствует страх, там нет любви, а значит, нет и Бога. А где есть любовь, там нет страха: чего бояться, если я с Богом?

Бог так возлюбил нас, что Сына своего Единородного отдал на смерть, чтобы спасти род человеческий от смерти вечной. И те, кто не боятся умирать, просто понимают, что жизнь будет продолжаться и после смерти тела. Но пока человек не разберется для себя в понятиях физической смерти и духовного бессмертия, он будет видеть лишь одну сторону медали: «Жалко, что человек умер, мог бы еще пожить».

А тот, кто понимает, что на физической смерти наше бытие не заканчивается, знает, что почивший уже пребывает с Богом, а значит, он в лучшем положении, чем мы здесь, на земле. Так что боязнь смерти — это не трусость. Это недостаточная осведомленность.

Однако автору письма знаком еще один страх, побуждающий его рассуждать, мол, все хорошее, что со мной случается, — это моя заслуга, а все испытания и тяготы жизни — от Бога. Но Господь даже в этом случае говорит: «Если тебе нравится видеть источник всех твоих бед во Мне, можешь валить все на Меня. Только помни, что утешение в этих бедах ты тоже можешь найти во Мне — вместе мы все преодолеем».

И еще важный момент. Твоими устами буду судить тебя (Лк 19:22) — такие слова Господа можно найти в Евангелии от Луки. Он говорит: «Тебе выбирать. Но твоими устами Я буду судить тебя. Как ты думал обо Мне, так и буду общаться с тобой».

Тезис третий:

Боязнь что-то потерять часто отрезает нам путь к тому, что намного ценнее этой потери.

И все же главный страх, который мучает Никиту, — страх любых изменений. Он напоминает мне евангельскую историю о юноше, который был праведен, но богат, и не нашел в себе силы откликнуться на призыв Христа оставить все и пойти за Ним. Этот юноша жил в комфорте и никак не ожидал, что для того, чтобы его жизнь стала еще лучше, надо от всего отказаться. Что вместо того, чтобы сказать: «У тебя такой красивый дом! А давай-ка мы тебе еще мансарду пристроим!», Христос скажет: «Тебе надо все оставить, отдать, и тогда жизнь твоя может стать полнее».

На такие серьезные изменения действительно способен не каждый. Вот и Никита этого боится: видимо, он уже достиг чего-то и не хочет это потерять.

Вспомните слова Христа: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21). Сердце человека может быть отдано семье, работе, машине. А может — Богу.

И если сердце Никиты будет отдано Богу, а Бог есть источник всяческих благ, то какая разница, что будет от Него исходить? Какая разница, как или за счет чего ты будешь счастлив? Ты уже счастлив.

Почему-то христианам часто кажется, что «Божие посещение» — это только страдания, связанные с какой-то потерей. А нам так не хочется расставаться с какой-нибудь «любимой кофточкой», что даже мысли не возникает, что можно в будущем купить новую, более красивую и удобную. Только для этого надо расстаться со старой. В идеале нам просто не надо привязываться к земным сокровищам. Вино новое вливают в мехи новые, но эти мехи должны быть у человека, а это всегда связано с трудом, лишением и радостью приобретения.

Главный же совет, который я могу дать Никите: не бойтесь принять волю Бога о себе, ведь сделать это рано или поздно все равно придется. Промысл осуществляется над каждым человеком, причем даже после его смерти.

Тезис четвертый:

Человек, который принял то, что с ним происходит, счастлив уже хотя бы потому, что не тратит силы на то, чтобы переварить, переосмыслить, ужиться с этим Промыслом и смириться.

Да, ситуации бывают разные. Например, человек лишается рук — оголенный провод, ожог, ампутация. В жизни его происходит резкое изменение, насущными становятся самые простые вопросы: как поесть, как себя обслужить? Может ли тот, с кем случилось такое несчастье, не принять эту волю Божию? Может. Руки, правда, от этого не отрастут, и время не отмотается назад, но сам он впадет в уныние, депрессию и быстро угаснет. Если же он примет эту данность, жизнь его сложится. Да, не так, как он представлял, подругому, но сложится.

В моей жизни есть человек, который смог принять волю Божью о себе. Он является для меня учителем в этом вопросе. Его зовут Андрей — мы вместе ходили в храм в подростковом возрасте. У Андрея ДЦП — неудачные роды. Ему всегда были присущи тонкое чувство юмора и ясный ум.

Однажды мы гуляли по Красной площади — не спеша шли и так же неспешно разговаривали, быстро он это делать, понятно, не мог. Да и жизнь его в целом была не сахар: отец бросил семью, узнав о болезни сына, мама одна поднимала и воспитывала его. Ему часто приходилось терпеть издевки дворовых мальчишек: то грязью кинут в него, то подножку подставят. Но он не унывал, помогал маме чем мог, печатая тексты на машинке одним непослушным пальцем.

И вот идем мы с ним из Казанского собора и вдруг он мне говорит:

— Знаешь, я так благодарен Богу за все, что в моей жизни происходит! Даже выразить не могу!

Эти слова меня поразили как гром. Я в недоумении спросил:

— За что, Андрюша?

— За то, что я такой, какой есть. Понимаешь, я очень страстный человек — если бы у меня были такие же руки и ноги, как у тебя, то я обязательно был бы кем-нибудь из негодных: пьяницей, блудником, может быть, вором или даже убийцей. Чувствую, что моя свободная воля привела бы меня не туда, о чем мечтают родители для своих детей. А милостивый Господь меня от этого уберег.

Иными словами, воля Божия нас все равно настигнет. А мы можем лишь согласиться с ней. Или не согласиться. Но тогда начнется борьба с тем, что непобедимо, что не в нашей власти — и этим мы только ухудшим свое состояние.

Из слов Никиты о Божией воле создается впечатление, что он в принципе готов жить так, как ему уготовано, но только не признаваясь самому себе, что все это — от Бога. Это самообман. Мы представляем себе добро как набор положительных качеств, приводящих человека к физическому комфорту. На самом же деле добро — это то, что делает нас лучше. Шезлонг на пляже и бесконечный отдых этого не сделает, а напряжение и тяжелый духовный труд — сделает.

В заключение повторю — для Никиты: воля Бога о Вас все равно свершится. Так что я бы посоветовал молиться не о том, чтобы она свершилась, а о том, чтобы направить ее во благо. А обманывать себя и гадать, может ли от Бога исходить что-то плохое, нет никакого смысла. Бог зла не творит. Но есть возможность призвать Бога, чтобы Он помог Вам и утешил в любых жизненных трудностях.

Подготовила Анастасия Бавинова


Стоит ли молиться, если не готов принять о себе волю Бога, какой бы она ни была? Я не могу искренне просить Бога о сотворении Его воли, потому что не знаю, чего Он хочет. Какая-то лукавая, нечестная молитва у меня получается. Хорошо, если Его задумка для меня — это здоровье, богатство и процветание до конца дней. Но что, если по какой-то причине Он считает, что мне полезнее болезни, скорби и одиночество? Я этого панически страшусь и не могу честно ответить на такой план Бога: «Хорошо, Господи, да будет воля Твоя».Это, наверное, явный признак гордыни, раз я готов принять от Бога только хорошее, но стоит ли вообще тогда молиться? Может, честнее уйти из веры и самому как-нибудь справляться с трудностями, но уже без опаски, что они даны свыше и положены тебе для твоего же блага? Никита Протоиерей Игорь ФОМИН Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО: Письмо Никиты — это письмо достаточно разбирающегося в православии человека: автор понимает, что воля Божия о нем непредсказуема, что его временное бытие не обязательно будет таким, каким он себе его в идеале представляет — состоящим только из радостей, красоты, любви и внешнего комфорта. Чтобы ввести в жизнь вечную, она, воля Божия о человеке, может быть и такой, как о мучениках или как о святой Матроне Московской , лишенной физического зрения, но наделенной зрением духовным. Но такой вариант воли Божией о себе Никита не готов принять даже гипотетически. А именно вопрос принятия — главный для него: Никите принципиально важно внутренне заранее согласиться на то состояние, о котором он еще не знает. Тезис первый: Да, Бог может попустить болезни и скорби, но Он точно так же может послать и благополучие — и неизвестно, что лучше, спасительнее для вашей души. Ведь может случиться, что именно благополучие станет для вас разрушительным и губительным, а преодоление испытания болезнью дарует внутреннее счастье и полноту. О чем же мечтает Никита? Он готов попросить Бога помочь выстроить свою жизнь так, как ему выгодно: «Господи, не надо мне богатства, но и страданий не надо. Пошли мне сезонный насморк и стабильную зарплату, среднюю по региону, а все остальное я сам решу. И я буду вполне доволен». Но Бог не факир, который выполняет любые наши просьбы, веселя нас. Он — прежде всего — не хочет смерти грешника. И если человек смиряется, то есть с благодарностью и радостью принимает то, что посылается ему на жизненном пути, все становится на свои места. Он не тратит время на мечты о грядущем и не боится того, чего еще нет и, возможно, никогда не будет, а сосредотачивается на решении тех задач, которые стоят перед ним сейчас. Страх Никиты — от недоверия Богу. А Бога не надо бояться, Его надо любить. Помните, что Бог Сам есть Любовь, которая не дает ни радости, ни горя сверх того, что человек может вынести. И страданий Бог человеку не посылает. Тезис второй: Страдание — это реакция на происходящие вокруг нас события, рожденная в душе самого человека, а не посланная нам Богом. Эта реакция зависит от того, как мы принимаем волю Бога о себе. Ведь даже раковую опухоль можно принять смиренно, со словами: «Слава Тебе, Господи, что Ты посетил меня!» У нас же страху грядущих страданий сопутствует страх смерти — сам по себе естественный, служащий нам средством самосохранения. Но в наших силах направить его как на благо, так и на погибель себе и ближним. Он может стать страхом духовным, страхом снова распять Христа, отступиться от Него или прославить Его. А может — страхом утратить свое материальное благополучие и временные блага. Следствие такого страха — трусость, подлость и ложь. В Евангелии Спаситель чаще всего обращается к нам со словами Не бойтесь. А апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании утверждает: Совершенная любовь изгоняет страх. То есть там, где присутствует страх, там нет любви, а значит, нет и Бога. А где есть любовь, там нет страха: чего бояться, если я с Богом? Бог так возлюбил нас, что Сына своего Единородного отдал на смерть, чтобы спасти род человеческий от смерти вечной. И те, кто не боятся умирать, просто понимают, что жизнь будет продолжаться и после смерти тела. Но пока человек не разберется для себя в понятиях физической смерти и духовного бессмертия, он будет видеть лишь одну сторону медали: «Жалко, что человек умер, мог бы еще пожить». А тот, кто понимает, что на физической смерти наше бытие не заканчивается, знает, что почивший уже пребывает с Богом, а значит, он в лучшем положении, чем мы здесь, на земле. Так что боязнь смерти — это не трусость. Это недостаточная осведомленность. Однако автору письма знаком еще один страх, побуждающий его рассуждать, мол, все хорошее, что со мной случается, — это моя заслуга, а все испытания и тяготы жизни — от Бога. Но Господь даже в этом случае говорит: «Если тебе нравится видеть источник всех твоих бед во Мне, можешь валить все на Меня. Только помни, что утешение в этих бедах ты тоже можешь найти во Мне — вместе мы все преодолеем». И еще важный момент. Твоими устами буду судить тебя (Лк 19:22) — такие слова Господа можно найти в Евангелии от Луки. Он говорит: «Тебе выбирать. Но твоими устами Я буду судить тебя. Как ты думал обо Мне, так и буду общаться с тобой». Тезис третий: Боязнь что-то потерять часто отрезает нам путь к тому, что намного ценнее этой потери. И все же главный страх, который мучает Никиту, — страх любых изменений. Он напоминает мне евангельскую историю о юноше, который был праведен, но богат, и не нашел в себе силы откликнуться на призыв Христа оставить все и пойти за Ним. Этот юноша жил в комфорте и никак не ожидал, что для того, чтобы его жизнь стала еще лучше, надо от всего отказаться. Что вместо того, чтобы сказать: «У тебя такой красивый дом! А давай-ка мы тебе еще мансарду пристроим!», Христос скажет: «Тебе надо все оставить, отдать, и тогда жизнь твоя может стать полнее». На такие серьезные изменения действительно способен не каждый. Вот и Никита этого боится: видимо, он уже достиг чего-то и не хочет это потерять. Вспомните слова Христа: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф 6:21). Сердце человека может быть отдано семье, работе, машине. А может — Богу. И если сердце Никиты будет отдано Богу, а Бог есть источник всяческих благ, то какая разница, что будет от Него исходить? Какая разница, как или за счет чего ты будешь счастлив? Ты уже счастлив. Почему-то христианам часто кажется, что «Божие посещение» — это только страдания, связанные с какой-то потерей. А нам так не хочется расставаться с какой-нибудь «любимой кофточкой», что даже мысли не возникает, что можно в будущем купить новую, более красивую и удобную. Только для этого надо расстаться со старой. В идеале нам просто не надо привязываться к земным сокровищам. Вино новое вливают в мехи новые, но эти мехи должны быть у человека, а это всегда связано с трудом, лишением и радостью приобретения. Главный же совет, который я могу дать Никите: не бойтесь принять волю Бога о себе, ведь сделать это рано или поздно все равно придется. Промысл осуществляется над каждым человеком, причем даже после его смерти. Тезис четвертый: Человек, который принял то, что с ним происходит, счастлив уже хотя бы потому, что не тратит силы на то, чтобы переварить, переосмыслить, ужиться с этим Промыслом и смириться. Да, ситуации бывают разные. Например, человек лишается рук — оголенный провод, ожог, ампутация. В жизни его происходит резкое изменение, насущными становятся самые простые вопросы: как поесть, как себя обслужить? Может ли тот, с кем случилось такое несчастье, не принять эту волю Божию? Может. Руки, правда, от этого не отрастут, и время не отмотается назад, но сам он впадет в уныние, депрессию и быстро угаснет. Если же он примет эту данность, жизнь его сложится. Да, не так, как он представлял, подругому, но сложится. В моей жизни есть человек, который смог принять волю Божью о себе. Он является для меня учителем в этом вопросе. Его зовут Андрей — мы вместе ходили в храм в подростковом возрасте. У Андрея ДЦП — неудачные роды. Ему всегда были присущи тонкое чувство юмора и ясный ум. Однажды мы гуляли по Красной площади — не спеша шли и так же неспешно разговаривали, быстро он это делать, понятно, не мог. Да и жизнь его в целом была не сахар: отец бросил семью, узнав о болезни сына, мама одна поднимала и воспитывала его. Ему часто приходилось терпеть издевки дворовых мальчишек: то грязью кинут в него, то подножку подставят. Но он не унывал, помогал маме чем мог, печатая тексты на машинке одним непослушным пальцем. И вот идем мы с ним из Казанского собора и вдруг он мне говорит: — Знаешь, я так благодарен Богу за все, что в моей жизни происходит! Даже выразить не могу! Эти слова меня поразили как гром. Я в недоумении спросил: — За что, Андрюша? — За то, что я такой, какой есть. Понимаешь, я очень страстный человек — если бы у меня были такие же руки и ноги, как у тебя, то я обязательно был бы кем-нибудь из негодных: пьяницей, блудником, может быть, вором или даже убийцей. Чувствую, что моя свободная воля привела бы меня не туда, о чем мечтают родители для своих детей. А милостивый Господь меня от этого уберег. Иными словами, воля Божия нас все равно настигнет. А мы можем лишь согласиться с ней. Или не согласиться. Но тогда начнется борьба с тем, что непобедимо, что не в нашей власти — и этим мы только ухудшим свое состояние. Из слов Никиты о Божией воле создается впечатление, что он в принципе готов жить так, как ему уготовано, но только не признаваясь самому себе, что все это — от Бога. Это самообман. Мы представляем себе добро как набор положительных качеств, приводящих человека к физическому комфорту. На самом же деле добро — это то, что делает нас лучше. Шезлонг на пляже и бесконечный отдых этого не сделает, а напряжение и тяжелый духовный труд — сделает. В заключение повторю — для Никиты: воля Бога о Вас все равно свершится. Так что я бы посоветовал молиться не о том, чтобы она свершилась, а о том, чтобы направить ее во благо. А обманывать себя и гадать, может ли от Бога
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru