5 нелепых мифов о монашестве - «Стиль жизни»
Екатерина 19-май, 12:41 467 Я и Красота. / Новинки.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
«Монах» – само слово-то какое загадочное, покрытое налетом тайны! С появлением монаха фильм ужасов становится еще ужаснее, сказка – еще сказочнее, в детектив вводится дополнительная линия… «Монастырь» – это не то секта, не то волшебный замок. О ложных поводах к уходу в этот замок мы уже говорили. А сегодня – что люди думают о самой монашеской жизни и почему это неправда?
1. Монахи только молятся и не работают
Романтики умиленно завидуют: «Вот она, истинная духовная жизнь!», циники морщат нос: «Бездельники!» И те, и другие ошибаются. Монахи трудятся очень много, причем работы – послушания – могут быть самыми разными.
Монаха можно встретить в огороде в дырявом подряснике, а можно – в качестве лектора по религиоведению или истории в наглаженной рясе.
Монахиня в монастыре печет просфоры для богослужений, варит обед для сестер, продает свечки паломникам. Монахиня на канцелярском послушании выполняет обычную офисную работу с отчетами и планами, официальной перепиской и так далее.
Монахи и монахини могут доить коров и редактировать тексты, чинить проводку и воспитывать детей в приюте.
Пожалуй, не существует легальной области деятельности, которой не может заниматься монах. Только воевать монах не может.
Что же касается «только» молитвы – и романтикам, и циникам стоит попробовать почитать неусыпаемую Псалтирь или хотя бы сосредоточенно помолиться по четкам. Вопросы станут излишни…
2. Монахам нечего делать за монастырскими стенами
Произносится обычно максимально язвительно: «А я вот читал, что монахи живут в монастыре и не выходят наружу!» Высказывание неверное. Монахи живут, где благословят, и выходят туда, куда направляют на послушание.
Единственный образ жизни, который монаху запрещен – бездуховный. Нельзя называться монахом и не молиться. Нельзя называться монахом и жить в нераскаянном грехе. Нельзя называться монахом и проводить время в праздности и праздной болтовне.
Разумеется, не вполне нормальна ситуация, сложившаяся в советские годы, когда монахи живут дома. Это – редкие исключения, но и здесь нельзя высказывать резких и однозначных суждений. Иногда проживание монаха дома связано с большим количеством послушаний «в городе».
3. Монаху нельзя ни с кем общаться
А вот этот миф основан на вполне реальном аскетическом упражнении. Молчание – добродетель, многоглаголание (болтовня) – грех. Обет молчания – это погружение себя в тишину. Только ты и Бог.
Большинство монахов могут только мечтать о такой роскоши. Беседы с паломниками, хозяйственные разговоры, просто необходимость человеческого общения – иногда для себя, иногда для уставшего брата (сестры) – все это от аскетической практики отвлекает. И на самом деле это не плохо: в конце концов, монашество – это не только работа над собственным спасением, но и служение Богу. А служение Богу – это не только посещение храма, но и забота о людях.
4. Монахи – лицемеры, под своими черными одеждами они скрывают грехи и похоти
К сожалению, среди монахов есть и лицемеры. Как и среди мирян. Как и среди вообще неверующих людей. И, действительно, если монах впадает в грех, часто ошибка завершается катастрофой. Причин несколько.
Одна из них – духовная. Ее хорошо видно на иллюстрации к «Лествице» преподобного Иоанна Синайского. Монахи лезут по лестнице в небо, а бесы их сталкивают. Понятно, что чем выше залез, тем больнее падать.
Другая причина психологическая. Обычно монашество принимают люди, которые все-таки грешить не хотят. И когда грех происходит, наступает отчаяние, а за ним и бравада: «Пропадай моя телега, все четыре колеса!»
И, наконец, на стыке духовности и психологии находится самая неприятная причина – привычка и стремление человека все оправдывать.
Хорошо еще, если оправдание звучит как: «Все так делают». Хуже – если зло начинают называть добром.
Я присвоил себе церковное имущество? Так я же часть Церкви, люди мне пожертвовали. Я впал в блуд? Ну что ж, любовь – великий дар, Господь простит, а может, и оценит. Я накричал на младшего? Это я его смирению учу.
Впрочем, не стоит слишком предвзято относиться к людям в черном. Монахи чаще всего грешат ничуть не больше, чем все остальные.
5. Нет, подождите! Все монахи – святые при жизни!
Так этот миф редко звучит. А вот его модификации – постоянно: «Монахи – возлюбленные Божьи чада, не смей их осуждать!», «Молитвами монахов стоит мир!»…
Осуждать нельзя никого, но указать на явный грех монаху – это не хамство, а забота о его душе. Монах призван молиться за весь мир, но далеко не всегда у него это хорошо получается. К сожалению, не каждый из нас – Силуан Афонский, готовый в молитве за ближних проливать собственную кровь, не каждый из нас – Серафим Саровский, чья молитва за ближних лучилась освящающей и освещающей весь мир пасхальной радостью. Но мы должны стараться.
«Монах» – само слово-то какое загадочное, покрытое налетом тайны! С появлением монаха фильм ужасов становится еще ужаснее, сказка – еще сказочнее, в детектив вводится дополнительная линия… «Монастырь» – это не то секта, не то волшебный замок. О ложных поводах к уходу в этот замок мы уже говорили. А сегодня – что люди думают о самой монашеской жизни и почему это неправда?1. Монахи только молятся и не работают Романтики умиленно завидуют: «Вот она, истинная духовная жизнь!», циники морщат нос: «Бездельники!» И те, и другие ошибаются. Монахи трудятся очень много, причем работы – послушания – могут быть самыми разными. Монаха можно встретить в огороде в дырявом подряснике, а можно – в качестве лектора по религиоведению или истории в наглаженной рясе. Монахиня в монастыре печет просфоры для богослужений, варит обед для сестер, продает свечки паломникам. Монахиня на канцелярском послушании выполняет обычную офисную работу с отчетами и планами, официальной перепиской и так далее. Монахи и монахини могут доить коров и редактировать тексты, чинить проводку и воспитывать детей в приюте. Пожалуй, не существует легальной области деятельности, которой не может заниматься монах. Только воевать монах не может. Что же касается «только» молитвы – и романтикам, и циникам стоит попробовать почитать неусыпаемую Псалтирь или хотя бы сосредоточенно помолиться по четкам. Вопросы станут излишни… 2. Монахам нечего делать за монастырскими стенами Произносится обычно максимально язвительно: «А я вот читал, что монахи живут в монастыре и не выходят наружу!» Высказывание неверное. Монахи живут, где благословят, и выходят туда, куда направляют на послушание. Единственный образ жизни, который монаху запрещен – бездуховный. Нельзя называться монахом и не молиться. Нельзя называться монахом и жить в нераскаянном грехе. Нельзя называться монахом и проводить время в праздности и праздной болтовне. Разумеется, не вполне нормальна ситуация, сложившаяся в советские годы, когда монахи живут дома. Это – редкие исключения, но и здесь нельзя высказывать резких и однозначных суждений. Иногда проживание монаха дома связано с большим количеством послушаний «в городе». 3. Монаху нельзя ни с кем общаться А вот этот миф основан на вполне реальном аскетическом упражнении. Молчание – добродетель, многоглаголание (болтовня) – грех. Обет молчания – это погружение себя в тишину. Только ты и Бог. Большинство монахов могут только мечтать о такой роскоши. Беседы с паломниками, хозяйственные разговоры, просто необходимость человеческого общения – иногда для себя, иногда для уставшего брата (сестры) – все это от аскетической практики отвлекает. И на самом деле это не плохо: в конце концов, монашество – это не только работа над собственным спасением, но и служение Богу. А служение Богу – это не только посещение храма, но и забота о людях. 4. Монахи – лицемеры, под своими черными одеждами они скрывают грехи и похоти К сожалению, среди монахов есть и лицемеры. Как и среди мирян. Как и среди вообще неверующих людей. И, действительно, если монах впадает в грех, часто ошибка завершается катастрофой. Причин несколько. Одна из них – духовная. Ее хорошо видно на иллюстрации к «Лествице» преподобного Иоанна Синайского. Монахи лезут по лестнице в небо, а бесы их сталкивают. Понятно, что чем выше залез, тем больнее падать. Другая причина психологическая. Обычно монашество принимают люди, которые все-таки грешить не хотят. И когда грех происходит, наступает отчаяние, а за ним и бравада: «Пропадай моя телега, все четыре колеса!» И, наконец, на стыке духовности и психологии находится самая неприятная причина – привычка и стремление человека все оправдывать. Хорошо еще, если оправдание звучит как: «Все так делают». Хуже – если зло начинают называть добром. Я присвоил себе церковное имущество? Так я же часть Церкви, люди мне пожертвовали. Я впал в блуд? Ну что ж, любовь – великий дар, Господь простит, а может, и оценит. Я накричал на младшего? Это я его смирению учу. Впрочем, не стоит слишком предвзято относиться к людям в черном. Монахи чаще всего грешат ничуть не больше, чем все остальные. 5. Нет, подождите! Все монахи – святые при жизни! Так этот миф редко звучит. А вот его модификации – постоянно: «Монахи – возлюбленные Божьи чада, не смей их осуждать!», «Молитвами монахов стоит мир!»… Осуждать нельзя никого, но указать на явный грех монаху – это не хамство, а забота о его душе. Монах призван молиться за весь мир, но далеко не всегда у него это хорошо получается. К сожалению, не каждый из нас – Силуан Афонский, готовый в молитве за ближних проливать собственную кровь, не каждый из нас – Серафим Саровский, чья молитва за ближних лучилась освящающей и освещающей весь мир пасхальной радостью. Но мы должны стараться.