Вот почему мы должны поставить памятник человеку, который изобрел лень!
Наталия 11-ноя, 05:55 1 463 Я и Дети. / Здоровье.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Лень — мать всех пороков, но,
как недавно выяснилось, она
одновременно сестра гениальности
и двоюродная бабушка успеха.
Сейчас мы расскажем, как это
получается.
За время существования нашего замечательного журнала мы написали
примерно миллион статей на темы
вроде «Как справиться с ленью»,
«Как победить прокрастинацию»,
«Как, собрав волю в кулак, переделать все свои дела, исполнившись
похвального трудолюбия». Примерно так. И ни разу мы не задались вопросом: а зачем?
Почему быть ленивым — плохо, а махать лопатой с утра
до полуночи — это, видите ли, похвально и замечательно? Что не так с людьми, если нам все время необходимо изнывать на работе?
Душа обязана трудиться?
В вышедшей в 2011 году книге «Искусство и наука ничегонеделания»* американский инженер, биолог и ученый
Эндрю Смарт убеждает человечество работать меньше.
«Праздность, — пишет он, — одно из самых важных занятий
в жизни, и я надеюсь убедить в этом своих читателей».
Мистер Смарт напоминает нам, что человек как биологический вид сформировался задолго до того, как
эффективный труд стал основой его существования.
Вот муравьи — трудяги по природе своей неизбежно.
А первые homo sapiens — не очень: вели жизнь, прямо
скажем, не слишком напряженную. Когда они были голодны, то, как всякие собиратели, что-нибудь находили
и ели. А потом валялись на песке и любовались большими пальцами своих ног. А еще любили друг друга, играли и изучали окружающую среду, повинуясь любопытству куда более, чем необходимости.
«На русском языке эта полезная книга издана под названием «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию». Издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2014.
Даже сегодня самые первобытные племена незнакомы с идеей создания
пищевых запасов, если не считать недоеденных кусков,
засунутых в какое-нибудь укромное дупло. А вот целенаправленный сбор, хранение и сберегание (не говоря уж
о выращивании) продовольствия на черный день — это
революция уже фактически неолитическая, то есть совершенная новация по историческим меркам.
Несколько миллионов лет наши предки не имели никакого представления о постоянном труде — как физическом, так и интеллектуальном. И это очень важный
момент. Потому что наш мозг в результате оказался не
слишком хорошо специализирован для последовательной и планомерной работы. Более того, он вообще работает лучше, когда мы оставляем его в покое.
Вот как описывает эту ситуацию Эндрю Смарт.
«В мозге сто миллиардов нейронов, соединенных
двумястами триллионами синапсов. Его деятельность
регулируется удивительным оркестром электрической
активности, синхронизирующей и десинхронизирующей отдельные нейроны и целые области мозга для создания сложной гармонии, которая позволяет нам быть
людьми».
«У нашего мозга тоже есть автопилот. Он включается,
когда мы погружаемся в состояние покоя, ослабляя «ручное управление» своей жизнью. Мысли, которые приходят на ум в периоды безделья, зачастую поднимаются из
глубин бессознательного и не всегда бывают приятными.
Однако мозг привлекает наше внимание неспроста. Благодаря бездействию великие идеи, погребенные в бессознательном, получают шанс проникнуть в сознание».
«Позволяя мозгу отдыхать, мы даем ему возможность
задействовать механизмы нелинейности и случайности,
усилить его естественную склонность объединять образы восприятия и памяти в новые представления».
Понимание того, что мозг активно работает без нашего участия (и куда плодотворнее, чем при этом участии) произошло в начале двухтысячных годов. Тогда целая серия исследований на томографах подтвердила удивительный факт: в состоянии покоя, дремы, расслабленности мозг увеличивает свою активность, задействуя те зоны, которые обычно бездействуют, когда мы чем-то заняты или о чем-то размышляем. Этой нейронной иллюминации дали название «сеть пассивного режима работы мозга» (СПРРМ).
Пока ученые еще очень плохо знакомы с ее возможностями, так как ее работа невероятно сложна. К тому же очень многим из них категорически несимпатична идея о том, что человек, по сути, является марионеткой, управляемой мозгом, куда менее подчиненным нашей воле и желаниям, чем считалось раньше. Сама мысль о том, что в нашей черепной коробке всем заправляет фактически чужой самовластный интеллект, — это, скорее, тема для фильмов ужасов. Одно дело, когда всякие странности рассудка можно было свалить на подсознание, на маленький темный сундучок с сюрпризами, который изредка всплывает из глубин. Но когда оказывается, что в маленький сундучок как раз упрятано наше великое и неповторимое «я», а основная работа в мозге идет без нас, то становится совсем не комфортно.
Тихий помощник
Но, к счастью, СПРРМ — не инопланетный захватчик нашего тела. Это, собственно говоря, мы сами в состоянии доразумности. Судя по всему, у СПРРМ нет более важной задачи, чем обеспечить наше благополучие. И хотя мы почти никак не можем следить за процессами, которые в ней происходят, уж она-то в курсе наших желаний, страхов и надежд. Похоже, что часть из них СПРРМ отметает как несущественные, но в целом склонна к нам прислушиваться и приходить на помощь.
Ты сам прекрасно знаешь, как это бывает.
Два часа ты сходил с ума, пытаясь вспомнить столицу Мадагаскара, а потом, обессилев, пошел пить чай. И, когда ползал по ящикам в поисках заварки, кто-то ласково шепнул тебе: «Антананариву».
Ты был совершенно не готов к экзамену, но, сев за стол перед экзаменатором, открыл рот — и не то чтобы поверг преподавателя в экстаз, но «удовлетворительно» он тебе поставил почти без натяжки. Чудо не иначе.
Ты почти запихал в рот эту прекрасную черную ягоду, но тебе не понравилось, как она выглядит. Хотя словосочетание «вороний глаз» ты последний раз слышал года в три, когда бабушка что-то такое бормотала.
Ты проснулся с замечательной идеей, которая взялась из ниоткуда. Просто пришла в голову и сидит там, выжидательно постукивая лапками.
Эндрю Смарт убежден (и многие эксперименты с добровольцами подтверждают это убеждение), что мы можем контактировать с СПРРМ, оставляя ей свои заказы. Она действительно умеет хорошо решать твои задачи, если ей не мешать. Проблема в том, что многие люди практически не умеют ей не мешать.
Мы сидим в Интернете, пялимся в телевизор, читаем, куда-то бежим, с кем-то общаемся, копаемся в телефонах все свободное время. В несвободное время мы делаем все то же самое и еще сосредоточенно размышляем над поставленными задачами.
В результате СПРРМ практически не может функционировать, потому что мы безостановочно забиваем другие области мозга потоками информации и решением задач.
В выигрышном положении оказываются курильщики, которые, предаваясь своей порочной привычке, каждый час хотя бы несколько минут не делают ничего, а пялятся в пространство, пуская колечки. Прежде всего благодаря этому обстоятельству курильщики во многих тестах показывают несколько большую креативность по сравнению с некурящими испытуемыми.
Проклятие труда
Человек не родился трудолюбивым — его сделало таким общество. Специализированная осознанная деятельность всегда решительно увеличивала качество жизни группы, и на многих цивилизационных этапах эта деятельность была важнее любой креативности. Чем больше развивалось общество, тем мощнее требовалась палка, которой можно было принуждать большинство его представителей к изматывающему труду.
Протестантские оды труду, марксистский взгляд на труд как на фундаментальный способ человеческой жизни, современное отношение к труду как к одному из важнейших факторов производства — все это программы принуждения. Потому что нет ничего естественного в том, чтобы монотонно вспахивать сотни гектаров, ткать километры полотна и зазубривать тонны священных гимнов. Людям традиционно ставят в пример муравьев и пчел, но суть в том, что пчелу никто не заставляет летать с цветка на цветок, она делает это сама и явно от этого тащится. Наше категорическое нежелание работать планомерно, упорно и настойчиво — ярчайшее свидетельство того, что для труда человек приспособлен плохо.
И уж если на то пошло, то даже не самые давние наши предки понимали это куда лучше нас, детей постхристианской, постмарксистской и постиндустриальной эры. В Библии труд назван проклятием («В поте лица своего будешь есть хлеб свой» и т. д.). В средневековых японских текстах поэты и писатели как аксиому утверждают, что трудятся только люди низкие, близкие к скотам по положению и что высоты духа открыты лишь тем, кто живет в созерцательной праздности. Восток в поисках истины открывает медитацию — умение максимально отрешаться от всего происходящего вокруг. Французская литература до эпохи Просвещения рисует крестьян и ремесленников тяжелых профессий как презренную чернь, копошащуюся в грязи и не умеющую поднять лицо к небу. Арабские и персидские тексты полностью разделяют эту точку зрения.
В самых разных культурах труд, особенно тяжелый, признается недопустимым, позорным занятием для представителей высших сословий. Даже англичане, одни из создателей протестантской этики, признавали положение свободного, не отягощенного профессией джентльмена наилучшим из возможных. У итальянцев воспевалась культура праздности — dolce far niente (дольче фар ниентэ — сладкое безделье). Русский образ Обломова, возлежащего на диване в мечтах и думах, вовсе не воспринимался современниками Гончарова как однозначно карикатурный (трагичный, не приспособленный к жизни в жестоком обществе — да).
Лишь в двух мировых цивилизациях знамя труда было воздето максимально высоко — в США и СССР. И так случилось, что эти цивилизации и продиктовали свои предпочтения нашей эпохе.
Когда избавление?
Грядущее будет великим, когда человек избавится от труда — к такому выводу приходит Эндрю Смарт. «Я хочу предложить нечто радикальное: так как наша социальная система основывается на убежденности большинства в фундаментальной необходимости работы, резкое увеличение праздности, абсентеизм, лень и отрицание трудолюбия могут оказаться самым эффективным способом позитивных социальных и политических изменений».
Посттрудовое общество, в котором человеку предоставлены обильные социальные и материальные блага просто по факту его существования, вызывает возмущение у людей, выросших в совсем иных традициях. «Кто не работает, тот не ест», «Праздными руками водит сатана», «Как потопаешь, так и полопаешь» — все эти народные и авторские мудрости изрядно туманят нам мозги.
В 2016 году в Швейцарии проходил референдум по введению безусловного базового дохода. Предполагалось, что каждому взрослому гражданину страны будут ежемесячно выплачивать по 2500 франков (примерно 2500 долларов), а каждому ребенку — по 625 франков. Просто так, ни за что. По подсчетам одних специалистов, экономику страны это бы не подкосило — наоборот, при современных технологиях производства можно было бы уничтожить огромное количество лишних рабочих мест, не уронив покупательскую способность населения. По расчетам других — 208 миллиардов франков ежегодно легли бы непосильной ношей на бюджет страны. Так или иначе, швейцарцы пока высказались против введения такого дохода. А вот Финляндия уже без всяких референдумов наметила ввод пилотной фазы безусловного дохода с января 2017 года. Каждый гражданин будет получать 800 евро в месяц, дальше — больше.
Похоже, уже при жизни нынешнего поколения мы увидим оазисы, в которых лентяи наконец будут чувствовать себя полноценными членами общества. Смарт и его единомышленники убеждены, что такие территории будут намного успешнее любых других. Миллионы людей, освободившись от бессмысленной работы, смогут больше времени посвящать образованию, отношениям и прежде всего отдыху. Работать будут лишь те, кто увлечен своим делом. И даже они будут работать не больше, чем им захочется.
Но при этом количество инноваций, открытий и гениальных озарений будет намного выше, чем в любой другой популяции, где огромное количество людей в самом креативном возрасте десятилетиями выполняют работу роботов и где человеку физически некогда размышлять, фантазировать и придумывать новое, потому что годовой отчет еще не отправлен в налоговую. Правда, прежде чем создавать такое замечательное общество, человечеству придется принять и признать культуру праздности как неизбежный этап своего грядущего развития.
Как бездельничать правильно,
чтобы избавиться от бремени разума и передать бразды правления СПРРМ. Пускай трудится она.
Некоторые умеют впадать в транс во время прогулок, сидя в кресле или выполняя монотонную, не требующую особой концентрации и усилий работу (перебирая, например, пшено или моя посуду). Однако подавляющему большинству людей правильнее будет лечь поудобнее.
Тебе должно стать скучно. Не невыносимо скучно, а так, слегка. Поэтому телевизор исключен.
А вот музыка фоном — вполне уместна. Правда, кроме 30% специальных личностей, для которых следование за мелодией — это тяжелый труд и раздражающий фактор.
Если вместо решения своей проблемы ты вдруг придумал гениальный способ дрессировать лососей апельсинами — ну что же, такое бывает. Запиши его на всякий случай, пока не забыл: плоды трудов СПРРМ имеют тенденцию улетучиваться из нашей головы почти так же быстро, как сны, которые ты не успел никому пересказать. Это связано с устройством хранилищ нашей памяти.
Не стоит закрывать глаза: мозг начнет показывать тебе цветные картинки, за которыми прикольно наблюдать, но они будут отвлекать СПРРМ от более сложных действий. Впрочем, если ты художник или дизайнер, это все равно полезно.
Наблюдение за летящими облаками, за текущей водой, всматривание в пятна на штукатурке и в тени на потолке позволят быстрее прийти в то полумедитативное состояние, во время которого СПРРМ особенно охотно вступает с нами в контакт.
Если в голову без усилий будут приходить мысли о твоей проблеме — не гони их. Возможно, это началось выполнение заказа. Если ты поймаешь себя на том, что размышления требуют от тебя значительной концентрации, стоит ослабить внимание и опять позволить сознанию работать произвольно.
Если у тебя будет возникать ощущение, что ты не понимаешь, спишь ты или нет, — это очень хорошо: СПРРМ как раз сейчас активничает вовсю.
Если у тебя есть какая-то проблема, несколько минут обдумывай ее. Проартикулируй (можно даже вслух), что именно тебя волнует или беспокоит. Потом прекрати думать о ней и позволь мыслям течь свободно. Пусть в голову лезет всякая бредятина — лежи расслабленно и тихонько следуй за движением образов, не выдавая особенно своего присутствия.
Приснится
же такое
Открытия и прочие полезные свершения, сделанные во сне!
Философ, физик и математик Рене Декарт придумал систему координат X и Y, когда лежал в постели и мучился бессонницей, глядя в потолок.
Дмитрий Менделеев, как ты и сам знаешь, увидел прообраз своей великой таблицы во сне. Правда, он в совокупности лет двадцать потратил на классификацию химических элементов и сведение их в периодическую систему.
Теоретик средневековой архитектуры Леон Баттиста Альберти чаще всего работал в кровати. В трактате «О душевном спокойствии» он писал: «Я имею обыкновение, главным образом по ночам, когда движения моей души побуждают меня беспокоиться и бодрствовать, исследовать и строить в уме неслыханные машины для передвижения и переноски, утверждения и укрепления вещей огромнейших и трудно представляемых...»
Бетховен часто сочинял во сне.
Документально засвидетельствовано, что Пушкин и Маяковский всегда держали рядом с постелью бумагу и письменные принадлежности, потому что часто гениальные строки рождались у них во сне или в полудреме.
Скрипачу и композитору Джузеппе Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели». Считается, что это лучшее его произведение. Вот как он описал ее создание: «Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал: мой новый слуга был готов исполнить любое мое желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлен, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которое я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать. И тут я проснулся».
Формулу бензола впервые правильно записал немецкий химик Фридрих Август Кекуле. Она приснилась ему в виде змеи, кусающей себя за хвост.
Лень — мать всех пороков, но, как недавно выяснилось, она одновременно сестра гениальности и двоюродная бабушка успеха. Сейчас мы расскажем, как это получается. За время существования нашего замечательного журнала мы написали примерно миллион статей на темы вроде «Как справиться с ленью», «Как победить прокрастинацию», «Как, собрав волю в кулак, переделать все свои дела, исполнившись похвального трудолюбия». Примерно так. И ни разу мы не задались вопросом: а зачем? Почему быть ленивым — плохо, а махать лопатой с утра до полуночи — это, видите ли, похвально и замечательно? Что не так с людьми, если нам все время необходимо изнывать на работе? Душа обязана трудиться? В вышедшей в 2011 году книге «Искусство и наука ничегонеделания»* американский инженер, биолог и ученый Эндрю Смарт убеждает человечество работать меньше. «Праздность, — пишет он, — одно из самых важных занятий в жизни, и я надеюсь убедить в этом своих читателей». Мистер Смарт напоминает нам, что человек как биологический вид сформировался задолго до того, как эффективный труд стал основой его существования. Вот муравьи — трудяги по природе своей неизбежно. А первые homo sapiens — не очень: вели жизнь, прямо скажем, не слишком напряженную. Когда они были голодны, то, как всякие собиратели, что-нибудь находили и ели. А потом валялись на песке и любовались большими пальцами своих ног. А еще любили друг друга, играли и изучали окружающую среду, повинуясь любопытству куда более, чем необходимости. «На русском языке эта полезная книга издана под названием «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию». Издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2014. Даже сегодня самые первобытные племена незнакомы с идеей создания пищевых запасов, если не считать недоеденных кусков, засунутых в какое-нибудь укромное дупло. А вот целенаправленный сбор, хранение и сберегание (не говоря уж о выращивании) продовольствия на черный день — это революция уже фактически неолитическая, то есть совершенная новация по историческим меркам. Несколько миллионов лет наши предки не имели никакого представления о постоянном труде — как физическом, так и интеллектуальном. И это очень важный момент. Потому что наш мозг в результате оказался не слишком хорошо специализирован для последовательной и планомерной работы. Более того, он вообще работает лучше, когда мы оставляем его в покое. Вот как описывает эту ситуацию Эндрю Смарт. «В мозге сто миллиардов нейронов, соединенных двумястами триллионами синапсов. Его деятельность регулируется удивительным оркестром электрической активности, синхронизирующей и десинхронизирующей отдельные нейроны и целые области мозга для создания сложной гармонии, которая позволяет нам быть людьми». «У нашего мозга тоже есть автопилот. Он включается, когда мы погружаемся в состояние покоя, ослабляя «ручное управление» своей жизнью. Мысли, которые приходят на ум в периоды безделья, зачастую поднимаются из глубин бессознательного и не всегда бывают приятными. Однако мозг привлекает наше внимание неспроста. Благодаря бездействию великие идеи, погребенные в бессознательном, получают шанс проникнуть в сознание». «Позволяя мозгу отдыхать, мы даем ему возможность задействовать механизмы нелинейности и случайности, усилить его естественную склонность объединять образы восприятия и памяти в новые представления». Понимание того, что мозг активно работает без нашего участия (и куда плодотворнее, чем при этом участии) произошло в начале двухтысячных годов. Тогда целая серия исследований на томографах подтвердила удивительный факт: в состоянии покоя, дремы, расслабленности мозг увеличивает свою активность, задействуя те зоны, которые обычно бездействуют, когда мы чем-то заняты или о чем-то размышляем. Этой нейронной иллюминации дали название «сеть пассивного режима работы мозга» (СПРРМ). Пока ученые еще очень плохо знакомы с ее возможностями, так как ее работа невероятно сложна. К тому же очень многим из них категорически несимпатична идея о том, что человек, по сути, является марионеткой, управляемой мозгом, куда менее подчиненным нашей воле и желаниям, чем считалось раньше. Сама мысль о том, что в нашей черепной коробке всем заправляет фактически чужой самовластный интеллект, — это, скорее, тема для фильмов ужасов. Одно дело, когда всякие странности рассудка можно было свалить на подсознание, на маленький темный сундучок с сюрпризами, который изредка всплывает из глубин. Но когда оказывается, что в маленький сундучок как раз упрятано наше великое и неповторимое «я», а основная работа в мозге идет без нас, то становится совсем не комфортно. Тихий помощник Но, к счастью, СПРРМ — не инопланетный захватчик нашего тела. Это, собственно говоря, мы сами в состоянии доразумности. Судя по всему, у СПРРМ нет более важной задачи, чем обеспечить наше благополучие. И хотя мы почти никак не можем следить за процессами, которые в ней происходят, уж она-то в курсе наших желаний, страхов и надежд. Похоже, что часть из них СПРРМ отметает как несущественные, но в целом склонна к нам прислушиваться и приходить на помощь. Ты сам прекрасно знаешь, как это бывает. Два часа ты сходил с ума, пытаясь вспомнить столицу Мадагаскара, а потом, обессилев, пошел пить чай. И, когда ползал по ящикам в поисках заварки, кто-то ласково шепнул тебе: «Антананариву». Ты был совершенно не готов к экзамену, но, сев за стол перед экзаменатором, открыл рот — и не то чтобы поверг преподавателя в экстаз, но «удовлетворительно» он тебе поставил почти без натяжки. Чудо не иначе. Ты почти запихал в рот эту прекрасную черную ягоду, но тебе не понравилось, как она выглядит. Хотя словосочетание «вороний глаз» ты последний раз слышал года в три, когда бабушка что-то такое бормотала. Ты проснулся с замечательной идеей, которая взялась из ниоткуда. Просто пришла в голову и сидит там, выжидательно постукивая лапками. Эндрю Смарт убежден (и многие эксперименты с добровольцами подтверждают это убеждение), что мы можем контактировать с СПРРМ, оставляя ей свои заказы. Она действительно умеет хорошо решать твои задачи, если ей не мешать. Проблема в том, что многие люди практически не умеют ей не мешать. Мы сидим в Интернете, пялимся в телевизор, читаем, куда-то бежим, с кем-то общаемся, копаемся в телефонах все свободное время. В несвободное время мы делаем все то же самое и еще сосредоточенно размышляем над поставленными задачами. В результате СПРРМ практически не может функционировать, потому что мы безостановочно забиваем другие области мозга потоками информации и решением задач. В выигрышном положении оказываются курильщики, которые, предаваясь своей порочной привычке, каждый час хотя бы несколько минут не делают ничего, а пялятся в пространство, пуская колечки. Прежде всего благодаря этому обстоятельству курильщики во многих тестах показывают несколько большую креативность по сравнению с некурящими испытуемыми. Проклятие труда Человек не родился трудолюбивым — его сделало таким общество. Специализированная осознанная деятельность всегда решительно увеличивала качество жизни группы, и на многих цивилизационных этапах эта деятельность была важнее любой креативности. Чем больше развивалось общество, тем мощнее требовалась палка, которой можно было принуждать большинство его представителей к изматывающему труду. Протестантские оды труду, марксистский взгляд на труд как на фундаментальный способ человеческой жизни, современное отношение к труду как к одному из важнейших факторов производства — все это программы принуждения. Потому что нет ничего естественного в том, чтобы монотонно вспахивать сотни гектаров, ткать километры полотна и зазубривать тонны священных гимнов. Людям традиционно ставят в пример муравьев и пчел, но суть в том, что пчелу никто не заставляет летать с цветка на цветок, она делает это сама и явно от этого тащится. Наше категорическое нежелание работать планомерно, упорно и настойчиво — ярчайшее свидетельство того, что для труда человек приспособлен плохо. И уж если на то пошло, то даже не самые давние наши предки понимали это куда лучше нас, детей постхристианской, постмарксистской и постиндустриальной эры. В Библии труд назван проклятием («В поте лица своего будешь есть хлеб свой» и т. д.). В средневековых японских текстах поэты и писатели как аксиому утверждают, что трудятся только люди низкие, близкие к скотам по положению и что высоты духа открыты лишь тем, кто живет в созерцательной праздности. Восток в поисках истины открывает медитацию — умение максимально отрешаться от всего происходящего вокруг. Французская литература до эпохи Просвещения рисует крестьян и ремесленников тяжелых профессий как презренную чернь, копошащуюся в грязи и не умеющую поднять лицо к небу. Арабские и персидские тексты полностью разделяют эту точку зрения. В самых разных культурах труд, особенно тяжелый, признается недопустимым, позорным занятием для представителей высших сословий. Даже англичане, одни из создателей протестантской этики, признавали положение свободного, не отягощенного профессией джентльмена наилучшим из возможных. У итальянцев воспевалась культура праздности — dolce far niente (дольче фар ниентэ — сладкое безделье). Русский образ Обломова, возлежащего на диване в мечтах и думах, вовсе не воспринимался современниками Гончарова как однозначно карикатурный (трагичный, не приспособленный к жизни в жестоком обществе — да). Лишь в двух мировых цивилизациях знамя труда было воздето максимально высоко — в США и СССР. И так случилось, что эти цивилизации и продиктовали свои предпочтения нашей эпохе. Когда избавление? Грядущее будет великим, когда человек избавится от труда — к такому выводу приходит Эндрю Смарт. «Я хочу предложить нечто радикальное: так как наша социальная система основывается на убежденности большинства в фундаментальной необходимости работы, резкое увеличение праздности, абсентеизм, лень и отрицание трудолюбия могут оказаться самым эффективным способом позитивных социальных и политических изменений». Посттрудовое общество, в котором человеку предоставлены обильные социальные и материальные