Игра — это серьёзно! Часть первая: игровое развитие ребёнка - «Развитие ребёнка»
Константин 04-янв, 15:00 785 Я и Дети. / Развитие.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Психолог Наталья Ульянова специально для Мамы.ру написала цикл статей о том, почему игра так важна для детского развития
Когда-то (на самом деле, не так уж давно) детская игра считалась пустым, бесполезным и ненужным занятием. Да что уж, за время работы педагогом-психологом мне не раз и не два приходилось слышать и от вполне современных родителей: “Ему бы только играть — нет, чтобы делом заняться, книжку там почитать!” — и это не о подростках, “зависающих” в виртуальных мирах, а о дошколятах, с упоением ставящих “опыты” в ванной или воюющих с воображаемыми пиратами воображаемой саблей!
К счастью, специалисты сегодня сходятся во мнении, что игра — важнейший элемент детского развития. Долгое время, приблизительно с года до семи лет, она является ведущим видом деятельности ребёнка, то есть занимает центральное место в его жизни и выполняет роль своеобразного “стержня”, удерживающего систему психологических новообразований в равновесном состоянии. Очень важно, чтобы родители и педагоги учитывали это в процессе взаимодействия с детьми и организации распорядка их жизни. В то же время, как и любой сложный процесс, игра имеет свои закономерности формирования и развития, важнейший из которых — постепенная смена определенных этапов, иначе называемых “игровыми эпохами”.
Кратко опишем периодизацию игрового развития, чтобы в дальнейшем подробно рассмотреть каждый этап.
Первая эпоха, называемая также “доигровой” — этап сенсорной игры. В среднем он продолжается от одного месяца, когда у ребёнка завершается кризис новорожденности, до одного года. В это время центральным компонентом игры являются ощущения, с помощью которых младенец знакомится с окружающим миром и с собственным телом. Малыш трогает предметы руками и тянет их в рот, пробует фиксировать взгляд на мамином лице, хохочет, если его поднимают и кружат взрослые — словом, старается получить как можно больше сенсорных впечатлений.
Вторая эпоха — этап предметной игры. Она занимает период раннего детства, продолжающийся приблизительно с года до трёх лет. В это время малыши открывают для себя многообразие предметного мира, сперва довольно хаотично перебирая игрушки и разные бытовые предметы — от кухонной утвари до камней на улице, — затем соотнося конкретный предмет с его основной функцией: машинка катается, лопатка переносит песок, — и, наконец, моделируя сложные действия с теми или иными предметами по образцу, “подсмотренному” у взрослых: на игрушечной кухне варится суп из сложенных в кастрюлю пластиковых овощей; из конструктора строится “гараж”, в который заезжает машина, и т.п.
Третья эпоха — этап сюжетно-ролевой игры. Это время занимает весь дошкольный период и частично охватывает младший школьный возраст, то есть длится примерно с трех до восьми-девяти лет. Ребёнок в игре активно осваивает принцип смены ролей — чаще всего сперва “озвучивая” игрушку, а позже и вовсе “перевоплощаясь” в того или иного персонажа, — и выстраивает сюжеты, переходя от простого воспроизведения уже известных, например, сказочных, событий, к конструированию собственных историй и разыгрыванию их самостоятельно или в компании сверстников. Важной частью игры становится установление правил и распределение функций между её участниками: так, например, простые “догонялки” трансформируются в довольно четко регламентированные “кошки-мышки”, а затем — в совсем уж сложные “казаки-разбойники” (впрочем, в современном мире чаще встречаются вариации этой же игры на тему зомби-апокалипсиса, но их суть остается той же).
Четвертая эпоха, которую можно условно назвать “послеигровой”, начинается в младшем подростковом возрасте и продолжается всю оставшуюся жизнь. На этом этапе игра перестает быть ведущей деятельностью, уступая место учебе, а позже — общению со сверстниками, труду и поиску собственного места в социальном мире. Тем не менее, игры не исчезают из жизни подростков, юношей и взрослых: человек обращается к ним тогда, когда нуждается в отдыхе, вдохновении, мотивации, преодолении внутренних барьеров и т.п. Существует даже мнение — высказанное, например, Ричардом Фейнманом, — что по-настоящему значимых результатов в научной, творческой, интеллектуальной деятельности можно добиться исключительно тогда, когда то, чем мы занимаемся, превратится для нас в увлекательную игру.
Что это означает для родителей на практике? Детям обязательно нужно давать возможность свободной игры! “Свободная” в данном случае означает, что выбор правил, сюжета, предметов для игры принадлежит самому ребёнку — взрослый выполняет лишь роль включенного партнёра (а то и вовсе может заняться своими делами). Не самой удачной идеей будет диктовать малышу, “как надо играть” — родитель может, конечно, запустить волчок или собрать конструктор, но лучше с позиции “Смотри, я играю вот так — хочешь присоединиться?”, чем: “Ты должен делать так, как я показываю”. Если мы постоянно навязываем собственные представления о “правильном”, разрушается весь смысл игры, заключающийся в возможности экспериментировать и на разные лады варьировать собственные действия. Да, возможно, шахматные фигурки не предназначены для того, чтобы варить из них суп куклам, а резиновый попугай немного странно выглядит, когда его прижимают к уху и говорят: “Алло?”, — ну и что? Разумеется, ценные и хрупкие вещи лучше заранее убрать подальше, но уж во всём, что не выходит за пределы безопасности, пусть не будет ограничений!
Хорошая новость для тех родителей, кто терзается необходимостью “развивать” в целом здорового ребёнка, но не находит времени или интереса на специальные занятия: время игры без взрослого не менее полезно для развития мозга, чем собирание кубиков Зайцева или заполнение “Кумоновских” тетрадей! В процессе самостоятельной активности ребёнок учится ставить цели и искать средства их достижения, регулировать собственное эмоциональное состояние и мириться с неудачами, фантазировать и проявлять находчивость, и многое-многое другое.
В то же время, игра — превосходное средство педагогического воздействия на человека любого возраста. Проще говоря, с помощью игр можно целенаправленно научить ребёнка или взрослого чему-то новому или скорректировать “западающие” психические функции, например, рассеянное внимание или трудности с запоминанием информации. Для этого существует целый пласт игр — дидактические и развивающие, — их можно найти в специализированных сборниках или придумать самим, опираясь на знание “сильных” и “слабых” черт своего ребёнка. В этих случаях игра задаётся уже со стороны взрослого, и важным навыком здесь является умение мотивировать ее участников на достижение заданной цели. Крайне важно также, чтобы предлагаемая игра соответствовала актуальному уровню игрового и психологического развития человека. Каковы признаки, по которым можно судить о переходе на тот или иной этап, и какие игры соответствуют каждому из этапов, будем говорить в следующих статьях цикла “Игра — это серьезно!”
Продолжение здесь.
Психолог Наталья Ульянова специально для Мамы.ру написала цикл статей о том, почему игра так важна для детского развития Когда-то (на самом деле, не так уж давно) детская игра считалась пустым, бесполезным и ненужным занятием. Да что уж, за время работы педагогом-психологом мне не раз и не два приходилось слышать и от вполне современных родителей: “Ему бы только играть — нет, чтобы делом заняться, книжку там почитать!” — и это не о подростках, “зависающих” в виртуальных мирах, а о дошколятах, с упоением ставящих “опыты” в ванной или воюющих с воображаемыми пиратами воображаемой саблей! К счастью, специалисты сегодня сходятся во мнении, что игра — важнейший элемент детского развития. Долгое время, приблизительно с года до семи лет, она является ведущим видом деятельности ребёнка, то есть занимает центральное место в его жизни и выполняет роль своеобразного “стержня”, удерживающего систему психологических новообразований в равновесном состоянии. Очень важно, чтобы родители и педагоги учитывали это в процессе взаимодействия с детьми и организации распорядка их жизни. В то же время, как и любой сложный процесс, игра имеет свои закономерности формирования и развития, важнейший из которых — постепенная смена определенных этапов, иначе называемых “игровыми эпохами”. Кратко опишем периодизацию игрового развития, чтобы в дальнейшем подробно рассмотреть каждый этап. Первая эпоха, называемая также “доигровой” — этап сенсорной игры. В среднем он продолжается от одного месяца, когда у ребёнка завершается кризис новорожденности , до одного года. В это время центральным компонентом игры являются ощущения, с помощью которых младенец знакомится с окружающим миром и с собственным телом. Малыш трогает предметы руками и тянет их в рот, пробует фиксировать взгляд на мамином лице, хохочет, если его поднимают и кружат взрослые — словом, старается получить как можно больше сенсорных впечатлений. Вторая эпоха — этап предметной игры. Она занимает период раннего детства, продолжающийся приблизительно с года до трёх лет. В это время малыши открывают для себя многообразие предметного мира, сперва довольно хаотично перебирая игрушки и разные бытовые предметы — от кухонной утвари до камней на улице, — затем соотнося конкретный предмет с его основной функцией: машинка катается, лопатка переносит песок, — и, наконец, моделируя сложные действия с теми или иными предметами по образцу, “подсмотренному” у взрослых: на игрушечной кухне варится суп из сложенных в кастрюлю пластиковых овощей; из конструктора строится “гараж”, в который заезжает машина, и т.п. Третья эпоха — этап сюжетно-ролевой игры. Это время занимает весь дошкольный период и частично охватывает младший школьный возраст, то есть длится примерно с трех до восьми-девяти лет. Ребёнок в игре активно осваивает принцип смены ролей — чаще всего сперва “озвучивая” игрушку, а позже и вовсе “перевоплощаясь” в того или иного персонажа, — и выстраивает сюжеты, переходя от простого воспроизведения уже известных, например, сказочных, событий, к конструированию собственных историй и разыгрыванию их самостоятельно или в компании сверстников. Важной частью игры становится установление правил и распределение функций между её участниками: так, например, простые “догонялки” трансформируются в довольно четко регламентированные “кошки-мышки”, а затем — в совсем уж сложные “казаки-разбойники” (впрочем, в современном мире чаще встречаются вариации этой же игры на тему зомби-апокалипсиса, но их суть остается той же). Четвертая эпоха, которую можно условно назвать “послеигровой”, начинается в младшем подростковом возрасте и продолжается всю оставшуюся жизнь. На этом этапе игра перестает быть ведущей деятельностью, уступая место учебе, а позже — общению со сверстниками, труду и поиску собственного места в социальном мире. Тем не менее, игры не исчезают из жизни подростков, юношей и взрослых: человек обращается к ним тогда, когда нуждается в отдыхе, вдохновении, мотивации, преодолении внутренних барьеров и т.п. Существует даже мнение — высказанное, например, Ричардом Фейнманом , — что по-настоящему значимых результатов в научной, творческой, интеллектуальной деятельности можно добиться исключительно тогда, когда то, чем мы занимаемся, превратится для нас в увлекательную игру. Что это означает для родителей на практике? Детям обязательно нужно давать возможность свободной игры! “Свободная” в данном случае означает, что выбор правил, сюжета, предметов для игры принадлежит самому ребёнку — взрослый выполняет лишь роль включенного партнёра (а то и вовсе может заняться своими делами). Не самой удачной идеей будет диктовать малышу, “как надо играть” — родитель может, конечно, запустить волчок или собрать конструктор, но лучше с позиции “Смотри, я играю вот так — хочешь присоединиться?”, чем: “Ты должен делать так, как я показываю”. Если мы постоянно навязываем собственные представления о “правильном”, разрушается весь смысл игры, заключающийся в возможности экспериментировать и на разные лады варьировать собственные действия. Да, возможно, шахматные фигурки не предназначены для того, чтобы варить из них суп куклам, а резиновый попугай немного странно выглядит, когда его прижимают к уху и говорят: “Алло?”, — ну и что? Разумеется, ценные и хрупкие вещи лучше заранее убрать подальше, но уж во всём, что не выходит за пределы безопасности, пусть не будет ограничений! Хорошая новость для тех родителей, кто терзается необходимостью “развивать” в целом здорового ребёнка, но не находит времени или интереса на специальные занятия: время игры без взрослого не менее полезно для развития мозга, чем собирание кубиков Зайцева или заполнение “Кумоновских” тетрадей! В процессе самостоятельной активности ребёнок учится ставить цели и искать средства их достижения, регулировать собственное эмоциональное состояние и мириться с неудачами, фантазировать и проявлять находчивость, и многое-многое другое. В то же время, игра — превосходное средство педагогического воздействия на человека любого возраста. Проще говоря, с помощью игр можно целенаправленно научить ребёнка или взрослого чему-то новому или скорректировать “западающие” психические функции, например, рассеянное внимание или трудности с запоминанием информации. Для этого существует целый пласт игр — дидактические и развивающие, — их можно найти в специализированных сборниках или придумать самим, опираясь на знание “сильных” и “слабых” черт своего ребёнка. В этих случаях игра задаётся уже со стороны взрослого, и важным навыком здесь является умение мотивировать ее участников на достижение заданной цели. Крайне важно также, чтобы предлагаемая игра соответствовала актуальному уровню игрового и психологического развития человека. Каковы признаки, по которым можно судить о переходе на тот или иной этап, и какие игры соответствуют каждому из этапов, будем говорить в следующих статьях цикла “Игра — это серьезно!” Продолжение здесь.