Игра — это серьёзно! Часть четвертая. Сюжетно-ролевые игры - «Развитие ребёнка» » « Я - Женщина »

Игра — это серьёзно! Часть четвертая. Сюжетно-ролевые игры - «Развитие ребёнка»



Игра — это серьёзно! Часть четвертая. Сюжетно-ролевые игры - «Развитие ребёнка»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....


Похожие
Я Женщина - Разное / Развитие. / Подростковый возраст / Чем накормить ребенка? / Полезные советы. / Доктор отвечает. / Измена и развод. / Напитки. / Десерты. / Он и она / Оладьи - видео урок. / Тесто - видео урок.Кажется, это стихи - Это интересно... 0
Напитки. / Журнал "MAXIM" / Он и она / Мужчина Мечты / Полезные советы. / Тесто - видео урок. / Беременность и роды / Профилактика / Недоношенный ребенок / Мясные блюда. / Измена и развод. / Меняем образ. / Бытовая техника. / Чем накормить ребенка? / Воспитание. / Здоровье. / Отцы и дети "Статьи". / Развитие. / Мамино здоровье. / Советы родителям. / Светская жизнь / Делаем с папой. / Лето. / Видео. / Любовь. / Детское здоровье. / Работа. / Давай поженимся ! / Домашнее хозяйство. / Пластическая хирургия / Мода. / Семейные отношения ! / Обучение ребенка / Весна. / Ландшафтный дизайн. / Болезни. / Женская работа. / Я Женщина - РазноеХватит лелеять свои обиды - Это интересно... 0
Развитие.Какие фразы должен знать малыш? - «Развитие ребёнка»... 0
Развитие.Когда малыш портит вещи - «Развитие ребёнка»... 0
Развитие.Уличный шум и деревья за окном влияют на качество сна подростков... 0

Психотерапевтка Наталья Ульянова написала для Мамы.ру цикл увлекательных статей о том, как разные виды игр влияют на развитие детей. Это четвёртая часть, а вот первая, вторая и третья. 



Игра — это серьёзно! Часть четвертая. Сюжетно-ролевые игры - «Развитие ребёнка»

Сюжетно-ролевые игры — самый сложный вид детской игры. Главные их составляющие, как понятно из названия: наличие сюжета — последовательной смены игровых событий от завязки до кульминации и окончания — и ролей, то есть моделей поведения участников, определяемых правилами игры. Если сенсорные игры знакомят малыша с миром его собственных ощущений, а предметные — с многообразием вещей вокруг, то сюжетно-ролевые игры направлены, прежде всего, на освоение социального взаимодействия, отработку навыков общения, работы в парах и группах.



Что происходит?



Зачатки ролевой игры видны уже в эпоху раннего детства: малыш может играть, например, в “чаепитие” или “дочки-матери”, предлагая плюшевым зверям воображаемую еду в кукольных тарелочках или катая пупса в маленькой коляске. В это время игра еще представляет собой подражание действиям взрослых, которые ребенок видит на примере собственной семьи, но в какой-то момент количество переходит в качество, и фокус внимания смещается с самого действия на субъект, который его выполняет — тут-то и рождается роль. В реальной жизни это происходит, например, так: малыш назначает одну из игрушек “папой”, а другую “сыном”, повязывает “папе” фартук и отправляет его на кухню готовить фирменный папин плов, а “сына” сажает за стол и “за него” стучит ложкой и кричит “есть хочу!” Первые ролевые игры, как правило, воспроизводят часто повторяющиеся сценарии взаимоотношений членов семьи или героев хорошо знакомых сказок, но постепенно репертуар действий персонажей расширяется, и к роли понемногу добавляется сюжет. Появляется завязка игры: малышу уже недостаточно распределить, кто кем будет, и он предлагает некую ситуацию, в которой оказываются герои игры: “Давай как будто ты мама, которая спешит на работу, а я твоя дочка, которая не хочет в детский сад?”



По мере развития познавательных функций: мышления, памяти, воображения — и речи сюжеты игр все больше усложняются, в них добавляются фантазийные элементы, в качестве действующих лиц появляются герои книг, комиксов и мультфильмов. В этот период часто проявляется феномен “внутренней речи”: ребенок в игре разговаривает “сам с собой”, проговаривая действия и реплики выдуманных им же персонажей и определяя последовательность смены событий.



Еще одно важное приобретение этапа сюжетно-ролевой игры — практическое освоение понятия “символ”. Речевым маркером этого новообразования является знаменитое детское “как будто”: давай играть, как будто камень — это сундук, лист подорожника — флаг, а палка — вовсе не палка, а настоящий старинный мушкет. Ребенок “заменяет” недостающие предметы тем, что попалось под руку и хоть немного напоминает нужную в игре вещь, и в то же время прекрасно отдает себе отчет, что это превращение происходит “понарошку”: когда игра заканчивается, “мушкет”, “сундук” и “флаг” без всякого сожаления летят в ближайшую канаву. Развитие символизации — важнейший шаг на пути формирования абстрактного мышления, позволяющего размышлять и исследовать предметы и явления, недоступные чувственному восприятию.



Как играть?



Хорошая новость для родителей состоит в том, что их помощь и непосредственное участие необходимы только на ранних этапах развития сюжетно-ролевой игры. Позже ребенок, во-первых, учится играть сам и иногда даже просит взрослых не мешать его полету фантазии; во-вторых — осваивает социальное взаимодействие и понемногу включается в игры со сверстниками в детском саду или на площадке. Тем не менее, взрослый остается главным модератором и примером для подражания “образцово-показательному” поведению игрока. В качестве стимулов к развитию ролевой и сюжетной игры можно использовать следующие приёмы:



  • чтение по ролям — очень интересно бывает читать вслух книжки с большим количеством диалогов (а еще лучше — детские пьесы) по очереди, разными голосами, “отдавая” ребенку сперва самую простую роль, затем — всё более сложные, а потом и сразу несколько одновременно;

  • разыгрывание сказок с помощью игрушек — начинать лучше с хорошо известных малышу и простых сюжетов (“Теремок”, “Репка”, “Колобок” и т.п.), постепенно вводя в действие неожиданные повороты, новых героев и т.д.; чуть позже стоит попробовать разыграть более сложные и длинные сказки;



    • кукольный или теневой театр — можно устраивать целые представления с готовыми куклами или вырезанными из картона фигурками, “сценой” и “занавесом”, за которыми прячутся “кукловоды”, и снимать их на видео или просто показывать гостям, дедушкам и бабушкам и т.д.;



  • игры с бытовыми сюжетами — довольно часто малыши сами инициируют игры на простые повседневные темы: поход в магазин, к врачу, занятия в школе и т.д. — родители могут включаться в них, постепенно добавляя спонтанности в привычный ход событий;

  • участие в маскарадах — помимо традиционных утренников и ёлок, разного рода костюмированные вечеринки можно устраивать самим или с друзьями в парке, лесу или собственной квартире, перевоплощаясь в любимых героев не только с помощью нарядов, но и подражая их голосу и поведению;

  • игры с правилами — учить детей играм, которые были популярны во времена нашего детства — от “гусей-лебедей” до “казаков-разбойников” — не только полезно, но и весьма увлекательно, особенно, если включаться в сюжетное действие наравне с юными участниками;

  • сюжетное рисование — существуют разные способы использования этой техники: рисовать на одном листе нескольких персонажей, комментируя, что делает каждый из них; составлять серию рисунков с одними и теми же героями так, чтобы получилась история; создавать целые альбомы комиксов с подписями реплик в специальных “облачках” и т.д. — объединяет их чрезвычайная простота и вместе с тем необычайная польза;


  • съемки мультфильмов или коротких видеосюжетов — такой вид деятельности больше подойдет для старших дошкольников, поскольку включает сразу несколько подготовительных этапов: создание сценария, разучивание ролей и репетиции или изготовление фигурок персонажей для мультфильма, съемку, монтаж и озвучивание — но и результат, сохраняющийся на долгие годы, того стоит!


Какие игрушки использовать?



Весьма вероятно, что уже к трем годам ребенка у него скопится солидный запас игрушек, половина из которых вполне успешно может использоваться и в ролевых, и в сюжетных играх. Вторая половина отыщется или создастся прямо на месте — из природных материалов или запасов не очень нужных вещей в родительской квартире.



В возрасте старше трех лет дети редко пытаются съесть или вдохнуть мелкие детали (хотя казусы иногда все же случаются), так что требования к безопасности игрушек несколько снижаются. Тем не менее, предметы, с которыми предполагается длительный контакт, не должны содержать в составе токсичные материалы, отсеки для батареек должны плотно фиксироваться, игрушки не должны иметь острых краев, и т.п. Очень яркие и очень громкие игрушки могут способствовать перевозбуждению ребенка, поэтому их использование лучше ограничивать разумными пределами.



Среди наиболее “универсальных” наборов для игр можно отметить следующие: конструкторы разных размеров и моделей, серии пальчиковых и перчаточных кукол, мягкие или моющиеся игрушки в виде разных животных; куклы-девочки и куклы-мальчики; игрушечная одежда, посуда, мебель; тематические наборы для игр в “профессии” (доктора, фокусника, строителя и т.п.); машины, мячи, спортивные аксессуары. Кроме того, в дошкольном возрасте малыши подвержены влиянию “моды” на игрушки, так что родителям детей, активно общающихся со сверстниками в садике или на кружках, скорее всего, не удастся избежать покупки фигурок мультгероев, а также прыгающих, ползающих или летающих монстров, популярных в конкретный период. В каждой семье вырабатывается собственное отношение к таким игрушкам, хотя не стоит забывать, что радость от их приобретения обычно бывает бурной, но недолгой. Впрочем, дошкольники с удивительной легкостью относятся и к замене недостающих предметов их символическими обозначениями (“Пусть вместо корзинки с пирожками у нас будет вот это ведерко”), и к неожиданным изменениям сюжета под влиянием имеющихся условий (“Игрушки-Волка у нас нет, так что пусть Красная Шапочка встретит в лесу вот этого Динозавра!”). И это действительно прекрасно.



Играйте с радостью!


Продолжение здесь.



Психотерапевтка Наталья Ульянова написала для Мамы.ру цикл увлекательных статей о том, как разные виды игр влияют на развитие детей. Это четвёртая часть, а вот первая, вторая и третья. Сюжетно-ролевые игры — самый сложный вид детской игры. Главные их составляющие, как понятно из названия: наличие сюжета — последовательной смены игровых событий от завязки до кульминации и окончания — и ролей, то есть моделей поведения участников, определяемых правилами игры. Если сенсорные игры знакомят малыша с миром его собственных ощущений, а предметные — с многообразием вещей вокруг, то сюжетно-ролевые игры направлены, прежде всего, на освоение социального взаимодействия, отработку навыков общения, работы в парах и группах. Что происходит? Зачатки ролевой игры видны уже в эпоху раннего детства: малыш может играть, например, в “чаепитие” или “дочки-матери”, предлагая плюшевым зверям воображаемую еду в кукольных тарелочках или катая пупса в маленькой коляске. В это время игра еще представляет собой подражание действиям взрослых, которые ребенок видит на примере собственной семьи, но в какой-то момент количество переходит в качество, и фокус внимания смещается с самого действия на субъект, который его выполняет — тут-то и рождается роль . В реальной жизни это происходит, например, так: малыш назначает одну из игрушек “папой”, а другую “сыном”, повязывает “папе” фартук и отправляет его на кухню готовить фирменный папин плов, а “сына” сажает за стол и “за него” стучит ложкой и кричит “есть хочу!” Первые ролевые игры, как правило, воспроизводят часто повторяющиеся сценарии взаимоотношений членов семьи или героев хорошо знакомых сказок, но постепенно репертуар действий персонажей расширяется, и к роли понемногу добавляется сюжет . Появляется завязка игры: малышу уже недостаточно распределить, кто кем будет, и он предлагает некую ситуацию, в которой оказываются герои игры: “Давай как будто ты мама, которая спешит на работу, а я твоя дочка, которая не хочет в детский сад?” По мере развития познавательных функций : мышления, памяти, воображения — и речи сюжеты игр все больше усложняются, в них добавляются фантазийные элементы, в качестве действующих лиц появляются герои книг, комиксов и мультфильмов. В этот период часто проявляется феномен “внутренней речи”: ребенок в игре разговаривает “сам с собой”, проговаривая действия и реплики выдуманных им же персонажей и определяя последовательность смены событий. Еще одно важное приобретение этапа сюжетно-ролевой игры — практическое освоение понятия “символ”. Речевым маркером этого новообразования является знаменитое детское “как будто”: давай играть, как будто камень — это сундук, лист подорожника — флаг, а палка — вовсе не палка, а настоящий старинный мушкет. Ребенок “заменяет” недостающие предметы тем, что попалось под руку и хоть немного напоминает нужную в игре вещь, и в то же время прекрасно отдает себе отчет, что это превращение происходит “понарошку”: когда игра заканчивается, “мушкет”, “сундук” и “флаг” без всякого сожаления летят в ближайшую канаву. Развитие символизации — важнейший шаг на пути формирования абстрактного мышления, позволяющего размышлять и исследовать предметы и явления, недоступные чувственному восприятию. Как играть? Хорошая новость для родителей состоит в том, что их помощь и непосредственное участие необходимы только на ранних этапах развития сюжетно-ролевой игры. Позже ребенок, во-первых, учится играть сам и иногда даже просит взрослых не мешать его полету фантазии; во-вторых — осваивает социальное взаимодействие и понемногу включается в игры со сверстниками в детском саду или на площадке. Тем не менее, взрослый остается главным модератором и примером для подражания “образцово-показательному” поведению игрока. В качестве стимулов к развитию ролевой и сюжетной игры можно использовать следующие приёмы: чтение по ролям — очень интересно бывает читать вслух книжки с большим количеством диалогов (а еще лучше — детские пьесы) по очереди, разными голосами, “отдавая” ребенку сперва самую простую роль, затем — всё более сложные, а потом и сразу несколько одновременно; разыгрывание сказок с помощью игрушек — начинать лучше с хорошо известных малышу и простых сюжетов (“Теремок”, “Репка”, “Колобок” и т.п.), постепенно вводя в действие неожиданные повороты, новых героев и т.д.; чуть позже стоит попробовать разыграть более сложные и длинные сказки; кукольный или теневой театр — можно устраивать целые представления с готовыми куклами или вырезанными из картона фигурками, “сценой” и “занавесом”, за которыми прячутся “кукловоды”, и снимать их на видео или просто показывать гостям, дедушкам и бабушкам и т.д.; игры с бытовыми сюжетами — довольно часто малыши сами инициируют игры на простые повседневные темы: поход в магазин, к врачу, занятия в школе и т.д. — родители могут включаться в них, постепенно добавляя спонтанности в привычный ход событий; участие в маскарадах — помимо традиционных утренников и ёлок, разного рода костюмированные вечеринки можно устраивать самим или с друзьями в парке, лесу или собственной квартире, перевоплощаясь в любимых героев не только с помощью нарядов, но и подражая их голосу и поведению; игры с правилами — учить детей играм, которые были популярны во времена нашего детства — от “ гусей-лебедей ” до “ казаков-разбойников ” — не только полезно, но и весьма увлекательно, особенно, если включаться в сюжетное действие наравне с юными участниками; сюжетное рисование — существуют разные способы использования этой техники: рисовать на одном листе нескольких персонажей, комментируя, что делает каждый из них; составлять серию рисунков с одними и теми же героями так, чтобы получилась история; создавать целые альбомы комиксов с подписями реплик в специальных “облачках” и т.д. — объединяет их чрезвычайная простота и вместе с тем необычайная польза; съемки мультфильмов или коротких видеосюжетов — такой вид деятельности больше подойдет для старших дошкольников, поскольку включает сразу несколько подготовительных этапов: создание сценария, разучивание ролей и репетиции или изготовление фигурок персонажей для мультфильма, съемку, монтаж и озвучивание — но и результат, сохраняющийся на долгие годы, того стоит! Какие игрушки использовать? Весьма вероятно, что уже к трем годам ребенка у него скопится солидный запас игрушек, половина из которых вполне успешно может использоваться и в ролевых, и в сюжетных играх. Вторая половина отыщется или создастся прямо на месте — из природных материалов или запасов не очень нужных вещей в родительской квартире. В возрасте старше трех лет дети редко пытаются съесть или вдохнуть мелкие детали (хотя казусы иногда все же случаются), так что требования к безопасности игрушек несколько снижаются. Тем не менее, предметы, с которыми предполагается длительный контакт, не должны содержать в составе токсичные материалы, отсеки для батареек должны плотно фиксироваться, игрушки не должны иметь острых краев, и т.п. Очень яркие и очень громкие игрушки могут способствовать перевозбуждению ребенка, поэтому их использование лучше ограничивать разумными пределами. Среди наиболее “универсальных” наборов для игр можно отметить следующие: конструкторы разных размеров и моделей, серии пальчиковых и перчаточных кукол, мягкие или моющиеся игрушки в виде разных животных; куклы-девочки и куклы-мальчики; игрушечная одежда, посуда, мебель; тематические наборы для игр в “профессии” (доктора, фокусника, строителя и т.п.); машины, мячи, спортивные аксессуары. Кроме того, в дошкольном возрасте малыши подвержены влиянию “моды” на игрушки, так что родителям детей, активно общающихся со сверстниками в садике или на кружках, скорее всего, не удастся избежать покупки фигурок мультгероев, а также прыгающих, ползающих или летающих монстров, популярных в конкретный период. В каждой семье вырабатывается собственное отношение к таким игрушкам, хотя не стоит забывать, что радость от их приобретения обычно бывает бурной, но недолгой. Впрочем, дошкольники с удивительной легкостью относятся и к замене недостающих предметов их символическими обозначениями (“Пусть вместо корзинки с пирожками у нас будет вот это ведерко”), и к неожиданным изменениям сюжета под влиянием имеющихся условий (“Игрушки-Волка у нас нет, так что пусть Красная Шапочка встретит в лесу вот этого Динозавра!”). И это действительно прекрасно. Играйте с радостью! Продолжение здесь.
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика