Все на одного: как понять, что ребенок стал жертвой травли и что с этим делать - «Развитие ребёнка»
Виталий 18-фев, 17:00 1 534 Я и Дети. / Развитие.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Согласно исследованию ВОЗ, 23% российских девочек и 27% мальчиков в возрасте 11 лет подвергались унижениям в школе два или более раз в месяц за последние два месяца. Как правило, родители не догадываются о том, что их ребенок стал жертвой травли, либо узнают об этом тогда, когда ситуация уже приняла масштаб катастрофы.
Мы пригласили педагога-психолога с 20-летним стажем, бывшего учителя русского языка общеобразовательной школы, Полякову Ольгу Васильевну, чтобы разобраться в причинах травли и понять, что нужно делать, если ребенок стал жертвой нападок.
Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части. В отличие от обычного конфликта, у буллинга есть 3 характерных черты — намеренность, повторяемость и неравенство сил.
Буллинг проявляется по-разному: ребенка могут дразнить, портить его вещи, отбирать деньги, бить, бойкотировать, распространять слухи, давать прозвища.
«С развитием технологий, доступа к интернету, дети становятся изощреннее в выборе способов травли, — комментирует Ольга Полякова. — Из реальной жизни буллинг переходит в виртуальную. Это так называемый кибербуллинг — травля в виртуальном пространстве, которая осуществляется с помощью сообщений в социальных сетях, мессенджерах, СМС».
Согласно недавнему исследованию ВОЗ, российские школьники в возрасте 11 лет заняли первое место в мире по жалобам на интернет-травлю. При кибербуллинге агрессоры могут распространять в сети слухи, порочащие фотографии, делать непристойные коллажи с лицами жертв. Информация распространяется молниеносно, а анонимность вселяет в агрессора еще большее чувство безнаказанности.
Чаще всего, травля начинается в коллективах 11-12-летних детей, а ее пик приходится на группы детей 13-15 лет. В этом возрасте у детей возникает потребность занять свое место в социуме. Ввиду того, что самый доступный способ заслужить авторитет в этом возрасте — это самоутвердиться за счет кого-то, дети выбирают объект для постоянных издевок, который по каким-либо признакам отличается от стальных.
Кто становится жертвой?
Объектом нападок становятся дети, отличающиеся от большинства группы по какому-либо признаку — внешнему виду (толстый, длинный), национальности, особенностям развития (заикается, плохо видит), материальному положению.
«Ошибочно считать, что жертвой буллинга может стать только тот ребенок, который отличается от остальных в худшую сторону», — комментирует Ольга. — Объектом для нападок может быть ребенок, который «слишком хорошо одет», «слишком хорошо учится», даже просто новичок в классе, которого хотят «проверить на прочность» и узнать границы дозволенного.
Как узнать, что случилась беда?
Достаточно часто дети скрывают, что становятся объектом систематических издевательств в школе. Причины могут быть разными — стыд, страх показать свою слабость, опасение, что ребенка обвинят в «стукачестве», нежелание расстраивать маму и папу, непредсказуемая реакция родителей.
Неопытный учитель может не заметить, что кого-то в классе унижают — агрессоры действуют хитро, исподтишка, а вот жертва ввиду своей чувствительности реагирует на издевательства сразу. В итоге учитель видит результат нападок, но что послужило их причиной — нет. Родителя должно насторожить следующее:
нежелание ребенка идти в школу,
ухудшение успеваемости,
испорченные вещи, пропажа вещей, которые ребенок не может объяснить,
агрессия, обращенная на младших братьев и сестер, домашних животных,
синяки, ссадины, прокомментировать происхождение которых ребенок не в состоянии,
замкнутость, уединение ребенка.
На помощь приходят и технологии. Большую популярность среди родителей всего мира набирают программы родительского контроля, которые помогают вовремя выявить факты кибербуллинга.
Такие программы устанавливаются на смартфон или планшет ребенка для мониторинга его активностей: переписок в СМС, мессенджерах, социальных сетях, истории интернет-трафика, содержания фото и видео на устройстве ребенка. В случае обнаружения подозрительного контента, например, оскорбительного СМС, программа уведомляет родителя об опасности. Подобные программы позволяют узнать об умалчиваемых ребенком проблемах и вовремя прийти помощь.
На рынке представлен широкий выбор программ родительского контроля, все они отличаются по функционалу и стоимости. Например, последняя разработка для Android-устройств, доступная совершенно бесплатно — приложение Sentry.
Что делать?
Ольга Полякова: «Спросите ребенка, хочет ли он чтобы вы напрямую вмешивались?»
Узнав о буллинге, у родителя возникает естественное желание сразу же вмешаться: пристыдить обидчиков, поговорить с их родителями, вынести вопрос на обсуждение в школе. Подождите.
Медлить нельзя в ситуациях, когда имеет место физическое насилие. В остальных случаях спросите у ребенка, хочет ли он чтобы вы открыто вмешивались в происходящее. Возможно, ребенок предпочтет, чтобы вы помогли ему справится со стрессом, оказали моральную поддержку, научили правильно реагировать на усмешки.
Вот несколько советов, как помочь ребенку:
Объясните ребенку, что проблема не в нем, а в группе. Ребенок может не являться жертвой в другом коллективе или даже в той же группе, но при смене ее лидера. Донесите мысль, что обидчиками, как правило, становятся недолюбленные, обделенные вниманием дети, а также те, которые некоторое время назад сами были жертвами нападок (например, дома).
Помогите повысить самооценку. Например, можно записать ребенка в секцию, где он раскроет свои таланты, займется любимым хобби, найдет единомышленников. Это поможет укрепить уверенность в своих силах, самоутвердиться.
Научите правильно реагировать на оскорбления. Отрепетируйте все сценарии, с которыми может столкнуться ребенок в школе. Обидчик обзывается? Пусть ребенок отвечает спокойно и уверенно, не поддаваясь на провокацию: «У тебя тоже есть прозвище, но я все равно буду называть тебя по имени», «Да, я действительно худой, как и ты».
Обратитесь к психологу. Возможно, посещать специалиста придется всей семьей — зачастую синдром жертвы берет начало во внутрисемейных отношениях.
Ольга Полякова: «Чего точно не стоит делать, так это давить на жалость обидчиков. Это может оказать какой-то положительный эффект в младших классах, но в средней и старшей школе вы сделаете только хуже». Озвучивая проблемы жертвы («Посмотри, как ему плохо», «Он и так плохо учится, а ты еще больше мешаешь ему сконцентрироваться»), вы еще больше занижаете самооценку пострадавшего и подтверждаете превосходство обидчика.
Решить проблему травли на уровне «нападающий-жертва» невозможно. Травля касается всех участников группы, в том числе, наблюдателей. Если ваш ребенок «просто» наблюдатель буллинга, не исключено, что однажды группа назначит его «исполнителем» акта насилия.
Именно поэтому важная роль отводится учителю, который может способствовать формированию здоровой атмосферы в классе: этого можно достичь путем совместной работы над проектами, осуществления внеклассной деятельности и т.д.
Если травля не прекращается или учитель отрицает свою роль в решении проблемы, нужно обращаться выше — к директору школы, РОНО и т.д. Важно назвать вещи своими именами — травля — это насилие, а не то, что дети «перерастут» или «всегда бывает в любом классе».
В конечном итоге, вы можете сменить школу и продолжать работать над повышением самооценки и уверенности ребенка. Обратите внимание на взаимоотношения в своей семье: относитесь уважительно ко всем ее членам, избавьтесь от сплетен и зависти, будьте внимательны к детям — постоянно транслируйте им мысль о том, что они нужны, важны, прекрасны и любимы.
Берегите своих детей!
Согласно исследованию ВОЗ, 23% российских девочек и 27% мальчиков в возрасте 11 лет подвергались унижениям в школе два или более раз в месяц за последние два месяца. Как правило, родители не догадываются о том, что их ребенок стал жертвой травли, либо узнают об этом тогда, когда ситуация уже приняла масштаб катастрофы. Мы пригласили педагога-психолога с 20-летним стажем, бывшего учителя русского языка общеобразовательной школы, Полякову Ольгу Васильевну, чтобы разобраться в причинах травли и понять, что нужно делать, если ребенок стал жертвой нападок. Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части. В отличие от обычного конфликта, у буллинга есть 3 характерных черты — намеренность, повторяемость и неравенство сил. Буллинг проявляется по-разному: ребенка могут дразнить, портить его вещи, отбирать деньги, бить, бойкотировать, распространять слухи, давать прозвища. «С развитием технологий, доступа к интернету, дети становятся изощреннее в выборе способов травли, — комментирует Ольга Полякова. — Из реальной жизни буллинг переходит в виртуальную. Это так называемый кибербуллинг — травля в виртуальном пространстве, которая осуществляется с помощью сообщений в социальных сетях, мессенджерах, СМС». Согласно недавнему исследованию ВОЗ, российские школьники в возрасте 11 лет заняли первое место в мире по жалобам на интернет-травлю. При кибербуллинге агрессоры могут распространять в сети слухи, порочащие фотографии, делать непристойные коллажи с лицами жертв. Информация распространяется молниеносно, а анонимность вселяет в агрессора еще большее чувство безнаказанности. Чаще всего, травля начинается в коллективах 11-12-летних детей, а ее пик приходится на группы детей 13-15 лет. В этом возрасте у детей возникает потребность занять свое место в социуме. Ввиду того, что самый доступный способ заслужить авторитет в этом возрасте — это самоутвердиться за счет кого-то, дети выбирают объект для постоянных издевок, который по каким-либо признакам отличается от стальных. Кто становится жертвой? Объектом нападок становятся дети, отличающиеся от большинства группы по какому-либо признаку — внешнему виду (толстый, длинный), национальности, особенностям развития (заикается, плохо видит), материальному положению. «Ошибочно считать, что жертвой буллинга может стать только тот ребенок, который отличается от остальных в худшую сторону», — комментирует Ольга. — Объектом для нападок может быть ребенок, который «слишком хорошо одет», «слишком хорошо учится», даже просто новичок в классе, которого хотят «проверить на прочность» и узнать границы дозволенного. Как узнать, что случилась беда? Достаточно часто дети скрывают, что становятся объектом систематических издевательств в школе. Причины могут быть разными — стыд, страх показать свою слабость, опасение, что ребенка обвинят в «стукачестве», нежелание расстраивать маму и папу, непредсказуемая реакция родителей. Неопытный учитель может не заметить, что кого-то в классе унижают — агрессоры действуют хитро, исподтишка, а вот жертва ввиду своей чувствительности реагирует на издевательства сразу. В итоге учитель видит результат нападок, но что послужило их причиной — нет. Родителя должно насторожить следующее: нежелание ребенка идти в школу, ухудшение успеваемости, испорченные вещи, пропажа вещей, которые ребенок не может объяснить, агрессия, обращенная на младших братьев и сестер, домашних животных, синяки, ссадины, прокомментировать происхождение которых ребенок не в состоянии, замкнутость, уединение ребенка. На помощь приходят и технологии. Большую популярность среди родителей всего мира набирают программы родительского контроля, которые помогают вовремя выявить факты кибербуллинга. Такие программы устанавливаются на смартфон или планшет ребенка для мониторинга его активностей: переписок в СМС, мессенджерах, социальных сетях, истории интернет-трафика, содержания фото и видео на устройстве ребенка. В случае обнаружения подозрительного контента, например, оскорбительного СМС, программа уведомляет родителя об опасности. Подобные программы позволяют узнать об умалчиваемых ребенком проблемах и вовремя прийти помощь. На рынке представлен широкий выбор программ родительского контроля, все они отличаются по функционалу и стоимости. Например, последняя разработка для Android-устройств, доступная совершенно бесплатно — приложение Sentry. Что делать? Ольга Полякова: «Спросите ребенка, хочет ли он чтобы вы напрямую вмешивались?» Узнав о буллинге, у родителя возникает естественное желание сразу же вмешаться: пристыдить обидчиков, поговорить с их родителями, вынести вопрос на обсуждение в школе. Подождите. Медлить нельзя в ситуациях, когда имеет место физическое насилие. В остальных случаях спросите у ребенка, хочет ли он чтобы вы открыто вмешивались в происходящее. Возможно, ребенок предпочтет, чтобы вы помогли ему справится со стрессом, оказали моральную поддержку, научили правильно реагировать на усмешки. Вот несколько советов, как помочь ребенку: Объясните ребенку, что проблема не в нем, а в группе. Ребенок может не являться жертвой в другом коллективе или даже в той же группе, но при смене ее лидера. Донесите мысль, что обидчиками, как правило, становятся недолюбленные, обделенные вниманием дети, а также те, которые некоторое время назад сами были жертвами нападок (например, дома). Помогите повысить самооценку. Например, можно записать ребенка в секцию, где он раскроет свои таланты, займется любимым хобби, найдет единомышленников. Это поможет укрепить уверенность в своих силах, самоутвердиться. Научите правильно реагировать на оскорбления. Отрепетируйте все сценарии, с которыми может столкнуться ребенок в школе. Обидчик обзывается? Пусть ребенок отвечает спокойно и уверенно, не поддаваясь на провокацию: «У тебя тоже есть прозвище, но я все равно буду называть тебя по имени», «Да, я действительно худой, как и ты». Обратитесь к психологу. Возможно, посещать специалиста придется всей семьей — зачастую синдром жертвы берет начало во внутрисемейных отношениях. Ольга Полякова: «Чего точно не стоит делать, так это давить на жалость обидчиков. Это может оказать какой-то положительный эффект в младших классах, но в средней и старшей школе вы сделаете только хуже». Озвучивая проблемы жертвы («Посмотри, как ему плохо», «Он и так плохо учится, а ты еще больше мешаешь ему сконцентрироваться»), вы еще больше занижаете самооценку пострадавшего и подтверждаете превосходство обидчика. Решить проблему травли на уровне «нападающий-жертва» невозможно. Травля касается всех участников группы, в том числе, наблюдателей. Если ваш ребенок «просто» наблюдатель буллинга, не исключено, что однажды группа назначит его «исполнителем» акта насилия. Именно поэтому важная роль отводится учителю, который может способствовать формированию здоровой атмосферы в классе: этого можно достичь путем совместной работы над проектами, осуществления внеклассной деятельности и т.д. Если травля не прекращается или учитель отрицает свою роль в решении проблемы, нужно обращаться выше — к директору школы, РОНО и т.д. Важно назвать вещи своими именами — травля — это насилие, а не то, что дети «перерастут» или «всегда бывает в любом классе». В конечном итоге, вы можете сменить школу и продолжать работать над повышением самооценки и уверенности ребенка. Обратите внимание на взаимоотношения в своей семье: относитесь уважительно ко всем ее членам, избавьтесь от сплетен и зависти, будьте внимательны к детям — постоянно транслируйте им мысль о том, что они нужны, важны, прекрасны и любимы. Берегите своих детей!