Конфликт между наукой и верой: все дело в устройстве мозга - «Личность»
Russel 14-май, 05:00 1 750 Я и Бизнес.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Николай Проценко
«Когда мы рассуждаем аналитически, то можем прийти к выводу, что религиозная вера абсурдна. Судя по всему, чтобы верить, наш мозг «выключает» критическое и аналитическое мышление и активирует социально-эмоциональное», – говорит Энтони Джек (Anthony Jack), философ, доцент университета Кейс Вестерн Резерв (США).
Предыдущие исследования с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, проведенные в Лаборатории мозга, разума и сознания, которой руководит Энтони Джек, показали, что наш мозг обладает отдельными «аналитическими» и «эмпатическими» структурами. Здоровый мозг активирует одну из них и подавляет другую, в зависимости от того, требуется ли ему решать, например, задачу по физике или сложную этическую проблему.
«Это не означает, что развитая эмпатия обязательно ведет к антинаучным представлениям», – говорит философ Джаред Фридман (Jared Friedman).
Джаред Фридман и Энтони Джек провели в общей сложности восемь экспериментов, чтобы больше узнать о том, как различные психологические особенности связаны с религиозной верой или ее отсутствием. В каждом эксперименте участвовало несколько сотен взрослых добровольцев.
Ученые обнаружили тесную связь между религиозной верой и заботой о морали и нравственности (правда, в данном случае они не выяснили, что здесь причина, а что – следствие).
Нередко утверждается, что способность к пониманию намерений и мотивации других людей связана со склонностью к религиозной вере, но ученым в ходе экспериментов не удалось обнаружить подобной связи.
Склонность к аналитическому мышлению действительно была связана с атеистическими убеждениями, но эта связь проявлялась не так сильно, как связь между религиозной верой и способностью к сопереживанию.
«Религия далеко не всегда конфликтует с наукой, во многих случаях религиозные убеждения могут, напротив, стимулировать научное творчество. Многие из великих ученых настоящего и прошлого были религиозными людьми или имели какие-то духовные убеждения. Они были достаточно интеллектуально развиты, чтобы понять, что религия и наука совершенно не обязательно должны конфликтовать. Не дело религии рассказывать нам о физическом устройстве мира, это дело науки. С другой стороны, хотя научные данные и могут влиять на наши этические принципы, наука не может ответить на вопросы о том, что морально допустимо, а что нет, и как нам найти для себя смысл жизни», – говорит Энтони Джек.
Какие нейробиологические и психологические особенности больше характерны для верующих, а какие – для атеистов, выяснили американские исследователи. Николай Проценко «Когда мы рассуждаем аналитически, то можем прийти к выводу, что религиозная вера абсурдна. Судя по всему, чтобы верить, наш мозг «выключает» критическое и аналитическое мышление и активирует социально-эмоциональное», – говорит Энтони Джек (Anthony Jack), философ, доцент университета Кейс Вестерн Резерв (США). Предыдущие исследования с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, проведенные в Лаборатории мозга, разума и сознания, которой руководит Энтони Джек, показали, что наш мозг обладает отдельными «аналитическими» и «эмпатическими» структурами. Здоровый мозг активирует одну из них и подавляет другую, в зависимости от того, требуется ли ему решать, например, задачу по физике или сложную этическую проблему. «Это не означает, что развитая эмпатия обязательно ведет к антинаучным представлениям», – говорит философ Джаред Фридман (Jared Friedman). Джаред Фридман и Энтони Джек провели в общей сложности восемь экспериментов, чтобы больше узнать о том, как различные психологические особенности связаны с религиозной верой или ее отсутствием. В каждом эксперименте участвовало несколько сотен взрослых добровольцев. Ученые обнаружили тесную связь между религиозной верой и заботой о морали и нравственности (правда, в данном случае они не выяснили, что здесь причина, а что – следствие). Нередко утверждается, что способность к пониманию намерений и мотивации других людей связана со склонностью к религиозной вере, но ученым в ходе экспериментов не удалось обнаружить подобной связи. Склонность к аналитическому мышлению действительно была связана с атеистическими убеждениями, но эта связь проявлялась не так сильно, как связь между религиозной верой и способностью к сопереживанию. «Религия далеко не всегда конфликтует с наукой, во многих случаях религиозные убеждения могут, напротив, стимулировать научное творчество. Многие из великих ученых настоящего и прошлого были религиозными людьми или имели какие-то духовные убеждения. Они были достаточно интеллектуально развиты, чтобы понять, что религия и наука совершенно не обязательно должны конфликтовать. Не дело религии рассказывать нам о физическом устройстве мира, это дело науки. С другой стороны, хотя научные данные и могут влиять на наши этические принципы, наука не может ответить на вопросы о том, что морально допустимо, а что нет, и как нам найти для себя смысл жизни», – говорит Энтони Джек.