«Могли бы вы убить одного невинного человека, чтобы спасти пятерых?» - «Личность» » « Я - Женщина »

«Могли бы вы убить одного невинного человека, чтобы спасти пятерых?» - «Личность»



«Могли бы вы убить одного невинного человека, чтобы спасти пятерых?» - «Личность»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
С одной стороны, чисто математически пять жизней ценнее одной. В то же время большинство из нас интуитивно согласится, что убивать невинных неправильно в любой ситуации. Как мы поступаем в ситуациях морального выбора и что это говорит о нас, решили выяснить ученые.

Николай Проценко 
«Могли бы вы убить одного невинного человека, чтобы спасти пятерых?» - «Личность»
 

Группа американских и британских психологов решила проверить гипотезу о том, что подобная склонность к «негибким» моральным убеждениям заложена в нас эволюционно и мы инстинктивно склонны доверять людям с твердыми моральными принципами.

Ученые провели 9 экспериментов, в которых приняли участие в общей сложности более 2400 человек. Участников спрашивали, как бы они поступили в ситуации морального выбора, в частности, готовы ли они совершить «зло», чтобы предотвратить еще большее зло (к примеру, сознательно убить невинного человека, чтобы остановить неуправляемый трамвай, который вот-вот задавит нескольких человек, или добить раненого товарища, застрявшего в ловушке, чтобы он не попал в плен к врагам, которые будут его пытать).

Затем исследователи оценивали, насколько участники доверяли друг другу. Для этого им предлагали одалживать друг другу деньги. Оказалось, что охотнее всего давали в долг тем, кто отказывался жертвовать жизнями невиновных во время мысленного эксперимента (участники знали ответы друг друга). Меньше доверяли тем, кто в итоге согласился пожертвовать жизнью одного, чтобы спасти многих, но принял это решение с трудом и после долгих колебаний. И наконец, наименее достойными доверия оказались те участники, которые легко и быстро принимали наиболее «рациональное» решение – то, которое формально приводило к наименьшим жертвам.

Примечательно, что в некоторых вариантах сценария можно было учитывать мнение самих потенциальных жертв (например, раненый солдат мог умолять не убивать его либо, напротив, просить его убить, чтобы избежать пыток в плену). В этих случаях больше всего доверяли тем участникам, которые прислушивались к пожеланиям «жертв», независимо от того, что это были за пожелания.


«Это помогает объяснить, почему нам больше нравятся люди, следующие «интуитивным» моральным правилам, – дело не в том, что они следуют букве закона, а в том, что они уважают желания других людей», – говорит один из авторов исследования, профессор Дэвид Пицарро (David Pizarro) из Корнелльского университета (США).

«Речь идет о различиях между двумя морально-этическими моделями. Первая из них – это консеквенциалистская этика, согласно которой мы должны стремиться принести максимально возможное добро максимальному количеству людей, даже если для этого придется совершить какое-то зло – например, убить одного человека ради спасения пятерых. Если же мы следуем деонтологической этике, для которой важно соблюдение правил и обязанностей, то убийство невиновного всегда аморально, даже если формально это принесет больше добра (спасет больше жизней). «По умолчанию» люди обычно следуют именно деонтологической этике, и похоже, что именно она является для нас «естественной», но почему? Психологи утверждали, что причина в наших «иррациональных» эмоциональных реакциях, но наше исследование показывает другую причину – популярность в обществе. Если большинство людей предпочитает вести дела и поддерживать отношения с теми, кто придерживается жестких моральных принципов, то придерживаться этих принципов становится выгодно, и со временем они будут распространяться на все большую часть населения. Это логично – ведь любому из нас станет не по себе, если мы представим, как наш друг или партнер хладнокровно подсчитывает выгоды и издержки, раздумывая, стоит ли нами пожертвовать ради всеобщего блага», – говорит соавтор исследования, Джим Эверетт (Jim Everett) из Оксфордского университета (Великобритания).


С одной стороны, чисто математически пять жизней ценнее одной. В то же время большинство из нас интуитивно согласится, что убивать невинных неправильно в любой ситуации. Как мы поступаем в ситуациях морального выбора и что это говорит о нас, решили выяснить ученые. Николай Проценко Группа американских и британских психологов решила проверить гипотезу о том, что подобная склонность к «негибким» моральным убеждениям заложена в нас эволюционно и мы инстинктивно склонны доверять людям с твердыми моральными принципами. Ученые провели 9 экспериментов, в которых приняли участие в общей сложности более 2400 человек. Участников спрашивали, как бы они поступили в ситуации морального выбора, в частности, готовы ли они совершить «зло», чтобы предотвратить еще большее зло (к примеру, сознательно убить невинного человека, чтобы остановить неуправляемый трамвай, который вот-вот задавит нескольких человек, или добить раненого товарища, застрявшего в ловушке, чтобы он не попал в плен к врагам, которые будут его пытать). Затем исследователи оценивали, насколько участники доверяли друг другу. Для этого им предлагали одалживать друг другу деньги. Оказалось, что охотнее всего давали в долг тем, кто отказывался жертвовать жизнями невиновных во время мысленного эксперимента (участники знали ответы друг друга). Меньше доверяли тем, кто в итоге согласился пожертвовать жизнью одного, чтобы спасти многих, но принял это решение с трудом и после долгих колебаний. И наконец, наименее достойными доверия оказались те участники, которые легко и быстро принимали наиболее «рациональное» решение – то, которое формально приводило к наименьшим жертвам. Примечательно, что в некоторых вариантах сценария можно было учитывать мнение самих потенциальных жертв (например, раненый солдат мог умолять не убивать его либо, напротив, просить его убить, чтобы избежать пыток в плену). В этих случаях больше всего доверяли тем участникам, которые прислушивались к пожеланиям «жертв», независимо от того, что это были за пожелания. «Это помогает объяснить, почему нам больше нравятся люди, следующие «интуитивным» моральным правилам, – дело не в том, что они следуют букве закона, а в том, что они уважают желания других людей», – говорит один из авторов исследования, профессор Дэвид Пицарро (David Pizarro) из Корнелльского университета (США). «Речь идет о различиях между двумя морально-этическими моделями. Первая из них – это консеквенциалистская этика, согласно которой мы должны стремиться принести максимально возможное добро максимальному количеству людей, даже если для этого придется совершить какое-то зло – например, убить одного человека ради спасения пятерых. Если же мы следуем деонтологической этике, для которой важно соблюдение правил и обязанностей, то убийство невиновного всегда аморально, даже если формально это принесет больше добра (спасет больше жизней). «По умолчанию» люди обычно следуют именно деонтологической этике, и похоже, что именно она является для нас «естественной», но почему? Психологи утверждали, что причина в наших «иррациональных» эмоциональных реакциях, но наше исследование показывает другую причину – популярность в обществе. Если большинство людей предпочитает вести дела и поддерживать отношения с теми, кто придерживается жестких моральных принципов, то придерживаться этих принципов становится выгодно, и со временем они будут распространяться на все большую часть населения. Это логично – ведь любому из нас станет не по себе, если мы представим, как наш друг или партнер хладнокровно подсчитывает выгоды и издержки, раздумывая, стоит ли нами пожертвовать ради всеобщего блага», – говорит соавтор исследования, Джим Эверетт (Jim Everett) из Оксфордского университета (Великобритания).
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.




Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика