Почему нам так важна религия? - «Смысл жизни» » « Я - Женщина »

Почему нам так важна религия? - «Смысл жизни»



Почему нам так важна религия? - «Смысл жизни»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
Что заставляет людей молиться, верить в загробную жизнь и бояться возмездия? Страх смерти? Стремление к справедливости? По мнению психолога Стивена Рейсса – и то, и другое. И еще четырнадцать причин.

Антон Солдатов 
Почему нам так важна религия? - «Смысл жизни»
 

Почему мы верим в Бога? Или богов? Почему у людей вообще есть представление о некоем высшем разуме, который существует вне времени и пространства, но которому почему-то есть дело до того, работаем ли мы в воскресенье или что едим на обед. Многие ученые и философы предрекали, что по мере нашего познания мира религия превратится в анахронизм и отомрет. И тем не менее верующих людей до сих пор значительно больше, чем неверующих.

Сегодня социологи и психологи считают, что мы хотим верить, иногда вопреки своим рациональным убеждениям, потому что такова наша природа. Сама вера является для нас чем-то жизненно важным. Большинство психологических теорий выводят объяснение нашей тяги к религии из одной или нескольких базовых потребностей. Например, из нашего желания заглушить страх смерти. «В окопах не бывает атеистов» – так звучит популярное изложение этого тезиса.

Американский психолог Стивен Рейсс (Steven Reiss), напротив, считает, что сила религии в ее многоликости и способности дать нам то, к чему мы стремимся. Она удовлетворяет 16 наших базовых потребностей, которые психолог сформулировал так: власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие. Этот список Стивен Рейсс и его коллеги составили, проведя опрос среди нескольких тысяч человек. Эти 16 базовых нужд, согласно Рейссу, составляют нашу личность. Их сочетание и баланс делают нашу личность уникальной1.

Каким же образом мировые конфессии с их сложными правилами и ограничениями умудряются привлекать и удерживать миллионы людей? «Универсальная сущность религии (и причина ее устойчивости) в том, что она находит подход ко всем – к интровертам и экстравертам, традиционалистам и новаторам, тихоням и непоседам, миролюбивым и воинственным, – объясняет Стивен Рейсс. – Для экстравертов у религии есть коллективные празднества и философия любви к ближнему. Интровертам религия предлагает медитацию, уединенную молитву, затворничество. Религиозные ритуалы удовлетворяют наше стремление к порядку. Учение о спасении и прощении связано с тягой к одобрению. Обещание загробной жизни помогает людям избавиться от тревоги за свою жизнь и обрести спокойствие».


Ранее Рейсс обнаружил, что главное различие между религиозными и нерелигиозными людьми пролегает в их отношении к независимости. Большинство религиозных участников его экспериментов демонстрировали сильную потребность быть в контакте с другими, ощущать связь с ними. Напротив, участники со слабой религиозностью скорее стремились полагаться только на себя и быть самодостаточными во всех отношениях. Исследование также обнаружило, что религиозные люди выше ценили честь. Рейсс сделал вывод, что многие люди приходят к религии, чтобы продемонстрировать лояльность памяти предков.

А что же атеисты? Светское общество ищет альтернативы, которые могли бы удовлетворить те же базовые потребности. Кто-то обращается к философии в поисках цельной картины мира, кто-то ищет ответов в психологии. Элементы, похожие на религиозные, можно найти в приверженности моральным ценностями, политическим убеждениям и даже... диетам2. Стивен Рейсс подчеркивает, что конкуренция религиозной веры и других так или иначе связана с тем, какой путь сможет предложить наилучшее удовлетворение наших потребностей. «Я не касаюсь теологических вопросов о существовании Бога или возможности контакта с ним, – добавляет он. – Я лишь ищу объяснение тому, что заставляет людей вообще обращаться к религии и религиозным практикам».


1 S. Reiss «16 Strivings for God» (Mercer University Press, 2015).

2 A. Levinovitz «The Gluten Lie And Other Myths About What You Eat» (Regan Arts, 2015).

Что заставляет людей молиться, верить в загробную жизнь и бояться возмездия? Страх смерти? Стремление к справедливости? По мнению психолога Стивена Рейсса – и то, и другое. И еще четырнадцать причин. Антон Солдатов Почему мы верим в Бога? Или богов? Почему у людей вообще есть представление о некоем высшем разуме, который существует вне времени и пространства, но которому почему-то есть дело до того, работаем ли мы в воскресенье или что едим на обед. Многие ученые и философы предрекали, что по мере нашего познания мира религия превратится в анахронизм и отомрет. И тем не менее верующих людей до сих пор значительно больше, чем неверующих. Сегодня социологи и психологи считают, что мы хотим верить, иногда вопреки своим рациональным убеждениям, потому что такова наша природа. Сама вера является для нас чем-то жизненно важным. Большинство психологических теорий выводят объяснение нашей тяги к религии из одной или нескольких базовых потребностей. Например, из нашего желания заглушить страх смерти. «В окопах не бывает атеистов» – так звучит популярное изложение этого тезиса. Американский психолог Стивен Рейсс (Steven Reiss), напротив, считает, что сила религии в ее многоликости и способности дать нам то, к чему мы стремимся. Она удовлетворяет 16 наших базовых потребностей, которые психолог сформулировал так: власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие. Этот список Стивен Рейсс и его коллеги составили, проведя опрос среди нескольких тысяч человек. Эти 16 базовых нужд, согласно Рейссу, составляют нашу личность. Их сочетание и баланс делают нашу личность уникальной1. Каким же образом мировые конфессии с их сложными правилами и ограничениями умудряются привлекать и удерживать миллионы людей? «Универсальная сущность религии (и причина ее устойчивости) в том, что она находит подход ко всем – к интровертам и экстравертам, традиционалистам и новаторам, тихоням и непоседам, миролюбивым и воинственным, – объясняет Стивен Рейсс. – Для экстравертов у религии есть коллективные празднества и философия любви к ближнему. Интровертам религия предлагает медитацию, уединенную молитву, затворничество. Религиозные ритуалы удовлетворяют наше стремление к порядку. Учение о спасении и прощении связано с тягой к одобрению. Обещание загробной жизни помогает людям избавиться от тревоги за свою жизнь и обрести спокойствие». Ранее Рейсс обнаружил, что главное различие между религиозными и нерелигиозными людьми пролегает в их отношении к независимости. Большинство религиозных участников его экспериментов демонстрировали сильную потребность быть в контакте с другими, ощущать связь с ними. Напротив, участники со слабой религиозностью скорее стремились полагаться только на себя и быть самодостаточными во всех отношениях. Исследование также обнаружило, что религиозные люди выше ценили честь. Рейсс сделал вывод, что многие люди приходят к религии, чтобы продемонстрировать лояльность памяти предков. А что же атеисты? Светское общество ищет альтернативы, которые могли бы удовлетворить те же базовые потребности. Кто-то обращается к философии в поисках цельной картины мира, кто-то ищет ответов в психологии. Элементы, похожие на религиозные, можно найти в приверженности моральным ценностями, политическим убеждениям и даже. диетам2. Стивен Рейсс подчеркивает, что конкуренция религиозной веры и других так или иначе связана с тем, какой путь сможет предложить наилучшее удовлетворение наших потребностей. «Я не касаюсь теологических вопросов о существовании Бога или возможности контакта с ним, – добавляет он. – Я лишь ищу объяснение тому, что заставляет людей вообще обращаться к религии и религиозным практикам». 1 S. Reiss «16 Strivings for God» (Mercer University Press, 2015). 2 A. Levinovitz «The Gluten Lie And Other Myths About What You Eat» (Regan Arts, 2015).
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика