Как советская модель прославилась на весь мир, но закончила жизнь в психбольнице - «Я как Звезда»
Изольда 09-фев, 23:09 865 Я как Звезда.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Девушка из Вологды
Многие наши современники не застали Регину Збарскую не только на подиуме, но и в живых: она покончила с собой в 1987 году, еще во времена СССР. О ее судьбе судят по сериалу «Красная королева» (2016 год), где роль Збарской сыграла Ксения Лукьянчикова. Однако создатели телефильма не зря дали главной героине другую фамилию. Драматизма ради многие реальные обстоятельства жизни манекенщицы сценаристы заменили остросюжетными выдумками, романтическими преувеличениями и смелыми домыслами.
Фото: Александр Макаров / РИА НовостиТак, в фильме рассказывается, что Регина родилась и росла в нищете, с детства занималась тяжелой работой и мечтала любой ценой вырваться из провинциального города. Правда в этом — разве что провинциальный город. Модель появилась на свет в 1935 году в северном российском городе Вологде, в семье служащих Николая и Дарьи Колесниковых.
Разумеется, военное и послевоенное время в СССР к роскоши не располагало, родители Регины жили не лучше и не хуже большинства советских граждан, но каких-то запредельных лишений на долю будущей модели не выпало. В годы войны Вологда была глубоким тылом. Конечно, дети и подростки были лишены обычных детских радостей и лакомств мирного времени, но город не оккупировали и не бомбили. Отец девочки не погиб на войне, семья жила вполне благополучно.
По воспоминаниям младшей коллеги Збарской, манекенщицы Валентины Филиной, Регина приехала в Москву не бедной абитуриенткой, все надежды которой были связаны с поступлением в столичный вуз. Николай Колесников развелся с женой, перевелся в Москву на службу и взял с собой дочь.
«Отец Регины во времена нашей юности был жив-здоров, хорош собой, делал успешную карьеру, был высоким чиновником, не помню уже, в каком ведомстве служил, и прилично зарабатывал, — рассказывала в одном из интервью Валентина Филина. — Когда его перевели в Москву, сразу дали большую квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ».
С экрана на подиум
Красивая девушка Регина Колесникова, впрочем, стремилась не в МГУ, хотя у нее был вполне достойный школьный аттестат. Ее манило кино, и она поступила во ВГИК. Но не на актерский факультет, а на экономический. Очевидно, что-то помешало Регине рискнуть в творческом конкурсе, и она предпочла стабильность. Однако студентка Колесникова исправно ходила на кинопробы, вращалась в богемных кинематографических кругах и активно искала возможность исполнить свою мечту.
На старших курсах ей это почти удалось. Режиссер Исидор Анненский, известный своими экранизациями рассказов Чехова, снимал музыкальную комедию «Матрос с «Кометы» о фестивале молодежи и студентов 1957 года. Регине предложили эпизодическую роль итальянской певицы Сильванны. Главную героиню сыграла однокашница Колесниковой по ВГИКу Татьяна Бестаева. Она-то и сделала кинокарьеру, пиком которой стали съемки в фильме Параджанова «Тени забытых предков». А для Регины Колесниковой Сильванна осталась единственной ролью в кино, хотя она по-прежнему ездила на «Мосфильм» на пробы.
На «Мосфильме» или на какой-то вечеринке киношников (без всякой лишней драмы с ночевкой в милиции, придуманной сценаристами сериала «Красная королева») Колесникова познакомилась с художницей по костюмам и дизайнером Верой Араловой. Аралова по достоинству оценила внешние данные и стройную фигуру будущей супермодели и предложила Регине работу в знаменитом Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту. Колесникова согласилась: очевидно, она понимала, что головокружительная экранная карьера ей не светит. Зато ее ждали подиумы, и не только советские.
Десять лет славы
Вера Аралова была главной художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей, признанной, как сейчас бы сказали, «лидеркой индустрии». Еще в 1959 году, задолго до Зайцева и тем более Юдашкина, она показывала свои коллекции в Париже. Ее покровительство сделало карьеру Колесниковой-Збарской — разумеется, вместе с красотой и обаянием самой манекенщицы.
Коллекция одежды из русских мехов 1965 года. Шубу из каракульчи с норковым воротником демонстрирует Регина Збарская
Фото: Александр Макаров / РИА Новости
Регина, что называется, умела себя подать, подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Так, многие коллеги считали, что ее ноги не вполне совершенны. «Один иностранный фотограф задался целью ей подгадить, выставить недостаток напоказ, — рассказывала в интервью Айя Семынина, которая работала в «Журнале мод», издании Дома моделей. — Уже не помню, в какой это было стране, но Регина рассказывала, что он ходил за ней по пятам и фотографировал только снизу, а потом опубликовал ее снимки в журнале под заголовком: «И это ноги самой знаменитой советской модели!» Но скандал раздуть не удалось».
Выезд за пределы СССР был сопряжен со множеством бюрократических формальностей и беседами с представителями КГБ. Тем не менее за границу, главным образом в соцстраны, Збарская выезжала нередко. Однако не так часто, как ее конкурентка, блондинка Мила Романовская, которая в отличие от брюнетки Регины больше соответствовала расхожему образу «русской красавицы». Однако сплетничать о том, что именно Збарская — «стукачка КГБ», начали еще во время ее работы в Доме моделей.
«В поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам, — вспоминала Айя Семынина. — Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами». По словам журналистки, Збарская постоянно меняла дорогие наряды, не рассказывая коллегам, где она их достает, а также свободно говорила по-французски и по-английски, что в 1960-е годы в СССР было большой редкостью.
Стиль Регины, в частности ее прически, задавали тон во всем СССР. Далеко не все манекенщицы были фотомоделями: многим не хватало пластики, умения принять нужную позу в кадре, банальной фотогеничности. У Збарской этого было в избытке. Она сама выбирала, с какой прической ей позировать для журнала. Ее высокий пучок (так называемый домик), а позже короткую стрижку боб копировали девушки по всей стране — от Ленинграда до Камчатки.
Случалось манекенщице бывать и в капстранах. О ней писала западная пресса, она получила полушутливое прозвище «самого красивого оружия СССР». Регина была лично знакома с иностранными знаменитостями, например с модельером Пьером Карденом, художницей Надей Леже и певцом Ивом Монтаном.
Некоторые ее рассказы и особенно недомолвки, впрочем, выглядели не слишком убедительно: скептики подозревали модель в мифомании, конспирологи находили в них подтверждение связям Збарской с КГБ. Она сама давала пищу слухам: в частности, рассказывала малознакомым людям, что ее родители были цирковыми артистами, погибли во время исполнения трюков, из-за чего она якобы выросла в детдоме.
Любовный крах
Практически до конца 1960 годов Збарская была одной из самых знаменитых манекенщиц Дома моделей. В СССР и за границей она прославилась уже под новой фамилией, которую она стала носить после свадьбы с художником Феликсом-Львом Збарским — богемным молодым человеком, обеспеченным представителем академического семейства. Его отец Борис Збарский был директором лаборатории при Мавзолее Ленина, следил за сохранностью тела вождя.
Коллекция женской одежды весна-лето 1966 года. Платья с цветочным орнаментом — продукция Рижской швейной фабрики «Ригас апгербс»
Фото: Борис Кауфман / РИА Новости
Регина и Феликс-Лев познакомились в Доме моделей, где Збарский делал макет одного из номеров «Журнала мод». Его потрясла красота Регины и ее умение себя держать. Он стал приглашать девушку в рестораны, осыпать цветами и подарками. И для манекенщицы, и для художника этот бурно развивавшийся роман был далеко не первым. Збарская рассказывала, что у нее был студенческий брак (скорее всего, незарегистрированный) еще во время учебы во ВГИКе, а Феликс-Лев к моменту женитьбы на Регине был уже в разводе с первой женой.
Манекенщица сменила фамилию: новое имя было куда более звучным, нежели Регина Колесникова. Пара поселилась в купленной Збарским кооперативной квартире в престижном (и тогда, и теперь) районе метро «Аэропорт». Но любовь, начинавшаяся красиво и романтично, вскоре разбилась — отчасти о быт, отчасти о богемный образ жизни супругов, много разъезжавших поодиночке и не желавших ни в чем себя ограничивать.
По официальной версии, одной из причин разрыва стал аборт, на который Регину якобы подтолкнул муж, уже имевший ребенка от первого брака. Однако есть и те, кому эта версия не кажется убедительной. «Я не припомню, чтобы она, например, страдала из-за того, что не могла стать матерью, — рассказывала Валентина Филина. — Слишком уж была эгоистична и любила себя». Айя Семынина вспоминала, что Збарская сделала аборт в 1967 году по собственному желанию, чтобы не отказываться от рабочей поездки в Монреаль и других съемок.
Так или иначе, отношения Регины с мужем разладились. Збарский закрутил роман с актрисой Марианной Вертинской, дочерью «советского шансонье» Александра Вертинского, а от нее ушел к другой актрисе, Людмиле Максаковой, которая родила ему ребенка. В начале 1970-х художник эмигрировал. Его квартира осталась Збарской. Однако Регину это, разумеется, утешить не могло. У нее началась депрессия, которая привела к первой госпитализации в психиатрическую лечебницу. После больницы модель вернулась на работу: Елена Соловей, директриса ОДМО, высоко ценила манекенщицу и не стала списывать ее со счетов.
Криминальный финал
После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Другие манекенщицы выходили замуж, некоторые, например Мила Романовская, эмигрировали, а Регина оставалась одна. Коллеги и знакомые полагали, что советская супермодель выбирает не тех мужчин. Как оно было на самом деле, никто, конечно, доподлинно не знает. В отличие от Леки Мироновой Регина не оставила воспоминаний о своей жизни.
Однако, к несчастью для нее, модель стала героиней скандальных мемуаров с сексуальным уклоном: книги «Сто ночей с Региной Збарской» — анонимного сочинения, авторство которого приписывается некоему журналисту из Югославии. Якобы он был любовником манекенщицы. Автор подробно описал не только ее эротические пристрастия, но и откровения Збарской о том, как она строчила доносы в КГБ на своих коллег и в интимных беседах ругала советскую власть.
Книга вышла в Германии в начале 1980-х и нанесла сокрушительный удар и по репутации, и по без того нестабильной психике стареющей модели. Никого не интересовало, были ли откровения югославского журналиста правдой, сальной выдумкой ищущего популярности беллетриста или провокацией спецслужб.
Разразился скандал. Регина попыталась совершить самоубийство. Ее спасли и снова поместили в психбольницу. О карьере Збарской можно было забыть, что все моментально и сделали. Все, кроме Зайчика, — так Регина называла своего друга, на тот момент уже очень знаменитого советского модельера Вячеслава Зайцева. Он пригласил манекенщицу на работу в свой Дом моды сразу после того как открыл его в 1982 году.
«Зайцев сшил ей необыкновенное пальто трапециевидного силуэта — черное, с бежевым воротником и подбортом, — вспоминал в интервью Александр Шешунов, в 1980-е сотрудник Дома моды Вячеслава Зайцева. — Трапеция была в моде и очень шла Регине, создавала особую пластику». По словам Шешунова, даже в 45 лет, после всего, что ей довелось пережить, бывшая манекенщица была хороша собой и оставалась в отличной форме, хотя несколько поправилась. Она иногда выходила на подиум, демонстрируя модели одежды для женщин «элегантного возраста», а также подрабатывала натурщицей.
«Регина Збарская была не просто потрясающей красавицей, но и умницей. У нее трагическая судьба. Но я ее всегда обожал. Взял в Дом моды «типовой фигурой» — манекенщицей, на которой делали примерки, — рассказывал о модели Вячеслав Зайцев. — Работала она и просто уборщицей. Я ее всячески поддерживал до последнего. Она покончила с собой или покончили с ней... Не знаю».
Жизнь Збарской трагически оборвалась в начале ноября 1987 года. Она трижды пыталась совершить суицид, и третья попытка оказалась смертельной. По официальной версии, Регина умерла в психиатрической больнице, но существует и версия альтернативная — якобы тело бывшей супермодели нашли на полу ее квартиры с телефонной трубкой в руке.
Самые смелые конспирологические предположения (озвученные, в частности, Александром Шешуновым) связывают самоубийство Збарской с оглашением приговора генералу ГРУ Дмитрию Полякову, который сотрудничал с американской разведкой и был расстрелян за измену Родине: якобы Регина была его любовницей и пособницей. Однако эта версия, скорее всего, не выдерживает критики. Полякова задержали весной 1986 года, приговор был оглашен 27 ноября 1987 года, уже после гибели экс-модели, и приведен в исполнение в марте 1988-го. Кроме того, дело Полякова было засекречено до 1990 года.
Обсуждению обстоятельств смерти Регины Збарской посвящен один из выпусков телепередачи канала НТВ «Следствие вели…». Но ни настоящие следователи, ни телевизионные, впрочем, так и не смогли доподлинно выяснить, что заставило эту красивую и талантливую женщину преждевременно уйти из жизни.
Еще читай — Тесно вдвоем: знаменитые любовные треугольники
Фото: РИА НовостиДевушка из Вологды Многие наши современники не застали Регину Збарскую не только на подиуме, но и в живых: она покончила с собой в 1987 году, еще во времена СССР. О ее судьбе судят по сериалу «Красная королева» (2016 год), где роль Збарской сыграла Ксения Лукьянчикова. Однако создатели телефильма не зря дали главной героине другую фамилию. Драматизма ради многие реальные обстоятельства жизни манекенщицы сценаристы заменили остросюжетными выдумками, романтическими преувеличениями и смелыми домыслами. Фото: Александр Макаров / РИА Новости Так, в фильме рассказывается, что Регина родилась и росла в нищете, с детства занималась тяжелой работой и мечтала любой ценой вырваться из провинциального города. Правда в этом — разве что провинциальный город. Модель появилась на свет в 1935 году в северном российском городе Вологде, в семье служащих Николая и Дарьи Колесниковых. Разумеется, военное и послевоенное время в СССР к роскоши не располагало, родители Регины жили не лучше и не хуже большинства советских граждан, но каких-то запредельных лишений на долю будущей модели не выпало. В годы войны Вологда была глубоким тылом. Конечно, дети и подростки были лишены обычных детских радостей и лакомств мирного времени, но город не оккупировали и не бомбили. Отец девочки не погиб на войне, семья жила вполне благополучно. По воспоминаниям младшей коллеги Збарской, манекенщицы Валентины Филиной, Регина приехала в Москву не бедной абитуриенткой, все надежды которой были связаны с поступлением в столичный вуз. Николай Колесников развелся с женой, перевелся в Москву на службу и взял с собой дочь. «Отец Регины во времена нашей юности был жив-здоров, хорош собой, делал успешную карьеру, был высоким чиновником, не помню уже, в каком ведомстве служил, и прилично зарабатывал, — рассказывала в одном из интервью Валентина Филина. — Когда его перевели в Москву, сразу дали большую квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ». С экрана на подиум Красивая девушка Регина Колесникова, впрочем, стремилась не в МГУ, хотя у нее был вполне достойный школьный аттестат. Ее манило кино, и она поступила во ВГИК. Но не на актерский факультет, а на экономический. Очевидно, что-то помешало Регине рискнуть в творческом конкурсе, и она предпочла стабильность. Однако студентка Колесникова исправно ходила на кинопробы, вращалась в богемных кинематографических кругах и активно искала возможность исполнить свою мечту. На старших курсах ей это почти удалось. Режиссер Исидор Анненский, известный своими экранизациями рассказов Чехова, снимал музыкальную комедию «Матрос с «Кометы» о фестивале молодежи и студентов 1957 года. Регине предложили эпизодическую роль итальянской певицы Сильванны. Главную героиню сыграла однокашница Колесниковой по ВГИКу Татьяна Бестаева. Она-то и сделала кинокарьеру, пиком которой стали съемки в фильме Параджанова «Тени забытых предков». А для Регины Колесниковой Сильванна осталась единственной ролью в кино, хотя она по-прежнему ездила на «Мосфильм» на пробы. На «Мосфильме» или на какой-то вечеринке киношников (без всякой лишней драмы с ночевкой в милиции, придуманной сценаристами сериала «Красная королева») Колесникова познакомилась с художницей по костюмам и дизайнером Верой Араловой. Аралова по достоинству оценила внешние данные и стройную фигуру будущей супермодели и предложила Регине работу в знаменитом Общесоюзном доме моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту. Колесникова согласилась: очевидно, она понимала, что головокружительная экранная карьера ей не светит. Зато ее ждали подиумы, и не только советские. Десять лет славы Вера Аралова была главной художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей, признанной, как сейчас бы сказали, «лидеркой индустрии». Еще в 1959 году, задолго до Зайцева и тем более Юдашкина, она показывала свои коллекции в Париже. Ее покровительство сделало карьеру Колесниковой-Збарской — разумеется, вместе с красотой и обаянием самой манекенщицы. Коллекция одежды из русских мехов 1965 года. Шубу из каракульчи с норковым воротником демонстрирует Регина Збарская Фото: Александр Макаров / РИА Новости Регина, что называется, умела себя подать, подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. Так, многие коллеги считали, что ее ноги не вполне совершенны. «Один иностранный фотограф задался целью ей подгадить, выставить недостаток напоказ, — рассказывала в интервью Айя Семынина, которая работала в «Журнале мод», издании Дома моделей. — Уже не помню, в какой это было стране, но Регина рассказывала, что он ходил за ней по пятам и фотографировал только снизу, а потом опубликовал ее снимки в журнале под заголовком: «И это ноги самой знаменитой советской модели!» Но скандал раздуть не удалось». Выезд за пределы СССР был сопряжен со множеством бюрократических формальностей и беседами с представителями КГБ. Тем не менее за границу, главным образом в соцстраны, Збарская выезжала нередко. Однако не так часто, как ее конкурентка, блондинка Мила Романовская, которая в отличие от брюнетки Регины больше соответствовала расхожему образу «русской красавицы». Однако сплетничать о том, что именно Збарская — «стукачка КГБ», начали еще во время ее работы в Доме моделей. «В поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам, — вспоминала Айя Семынина. — Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами». По словам журналистки, Збарская постоянно меняла дорогие наряды, не рассказывая коллегам, где она их достает, а также свободно говорила по-французски и по-английски, что в 1960-е годы в СССР было большой редкостью. Стиль Регины, в частности ее прически, задавали тон во всем СССР. Далеко не все манекенщицы были фотомоделями: многим не хватало пластики, умения принять нужную позу в кадре, банальной фотогеничности. У Збарской этого было в избытке. Она сама выбирала, с какой прической ей позировать для журнала. Ее высокий пучок (так называемый домик), а позже короткую стрижку боб копировали девушки по всей стране — от Ленинграда до Камчатки. Случалось манекенщице бывать и в капстранах. О ней писала западная пресса, она получила полушутливое прозвище «самого красивого оружия СССР». Регина была лично знакома с иностранными знаменитостями, например с модельером Пьером Карденом, художницей Надей Леже и певцом Ивом Монтаном. Некоторые ее рассказы и особенно недомолвки, впрочем, выглядели не слишком убедительно: скептики подозревали модель в мифомании, конспирологи находили в них подтверждение связям Збарской с КГБ. Она сама давала пищу слухам: в частности, рассказывала малознакомым людям, что ее родители были цирковыми артистами, погибли во время исполнения трюков, из-за чего она якобы выросла в детдоме. Любовный крах Практически до конца 1960 годов Збарская была одной из самых знаменитых манекенщиц Дома моделей. В СССР и за границей она прославилась уже под новой фамилией, которую она стала носить после свадьбы с художником Феликсом-Львом Збарским — богемным молодым человеком, обеспеченным представителем академического семейства. Его отец Борис Збарский был директором лаборатории при Мавзолее Ленина, следил за сохранностью тела вождя. Коллекция женской одежды весна-лето 1966 года. Платья с цветочным орнаментом — продукция Рижской швейной фабрики «Ригас апгербс» Фото: Борис Кауфман / РИА Новости Регина и Феликс-Лев познакомились в Доме моделей, где Збарский делал макет одного из номеров «Журнала мод». Его потрясла красота Регины и ее умение себя держать. Он стал приглашать девушку в рестораны, осыпать цветами и подарками. И для манекенщицы, и для художника этот бурно развивавшийся роман был далеко не первым. Збарская рассказывала, что у нее был студенческий брак (скорее всего, незарегистрированный) еще во время учебы во ВГИКе, а Феликс-Лев к моменту женитьбы на Регине был уже в разводе с первой женой. Манекенщица сменила фамилию: новое имя было куда более звучным, нежели Регина Колесникова. Пара поселилась в купленной Збарским кооперативной квартире в престижном (и тогда, и теперь) районе метро «Аэропорт». Но любовь, начинавшаяся красиво и романтично, вскоре разбилась — отчасти о быт, отчасти о богемный образ жизни супругов, много разъезжавших поодиночке и не желавших ни в чем себя ограничивать. По официальной версии, одной из причин разрыва стал аборт, на который Регину якобы подтолкнул муж, уже имевший ребенка от первого брака. Однако есть и те, кому эта версия не кажется убедительной. «Я не припомню, чтобы она, например, страдала из-за того, что не могла стать матерью, — рассказывала Валентина Филина. — Слишком уж была эгоистична и любила себя». Айя Семынина вспоминала, что Збарская сделала аборт в 1967 году по собственному желанию, чтобы не отказываться от рабочей поездки в Монреаль и других съемок. Так или иначе, отношения Регины с мужем разладились. Збарский закрутил роман с актрисой Марианной Вертинской, дочерью «советского шансонье» Александра Вертинского, а от нее ушел к другой актрисе, Людмиле Максаковой, которая родила ему ребенка. В начале 1970-х художник эмигрировал. Его квартира осталась Збарской. Однако Регину это, разумеется, утешить не могло. У нее началась депрессия, которая привела к первой госпитализации в психиатрическую лечебницу. После больницы модель вернулась на работу: Елена Соловей, директриса ОДМО, высоко ценила манекенщицу и не стала списывать ее со счетов. Криминальный финал После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Другие манекенщицы выходили замуж, некоторые, например Мила Романовская, эмигрировали, а Регина оставалась одна. Коллеги и знакомые полагали, что советская супермодель выбирает не тех мужчин. Как оно было на самом деле, никто, конечно, доподлинно не знает. В отличие от Леки Мироновой Регина не оставила воспоминаний о своей жизни. Однако, к несчастью для нее, модель стала героиней скандальных мемуаров с сексуальным уклоном: книги «Сто ночей с Региной Збарской» — анонимного сочинения,