Целого мира мало
Парфений 04-май, 16:00 972 Я как Звезда.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Гергиева можно назвать человеком-загадкой. Не в том смысле, что в нем есть что-то, неизвестное широкой публике: напротив, знаменитый дирижер по-своему открыт и доступен, информации о нем море. Дело в другом: у него столько обязанностей, должностей и выступлений, что решительно непонятно, как один человек может все это успевать. Временами закрадывается подозрение, что у Гергиева есть двойники, столь же талантливые, как и он сам. Это, разумеется, не так, и если бы потребовалось описать его одним словом, то стоило использовать не «выдающийся» или «знаменитый», — хотя это тоже верно — а «деятельный».
Мотор Мариинки
Начиналось, впрочем, все самым обычным образом. Музыкой Гергиев занимался с детства, учился в музыкальной школе во Владикавказе, потом поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования, с успехом участвовал в международных и всесоюзных конкурсах. И нет ничего удивительного в том, что после окончания консерватории его взяли в Кировский театр ассистентом главного дирижера: им тогда был Юрий Темирканов. Совсем скоро недавнего студента допустили и к самостоятельной работе: в 1978 году он был дирижером на опере Прокофьева «Война и мир», а 1988 принял пост от своего руководителя, заодно став худруком и директором всего театра.
Гергиев провел вверенный ему Кировский через все перипетии 90-х, масштабно размахнулся уже в 2000-е и вышел из этих суровых лет с прибылью. Театру было возвращено историческое название (Мариинский), появились собственный концертный зал и вторая сцена (один из самых дорогих строительных проектов в облати культуры в современной России), открыты филиалы во Владивостоке и Владикавказе.
симфоническими оркестрами разных городов разных стран: от Парижа до Лос-Анджелеса и от Чикаго до Берлина. Был главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра, а в 2015 возглавил Мюнхенский филармонический оркестр. Против этого контракта, кстати, протестовала фракция «зеленых» в мюнхенском городском совете: мол, Гергиев занимается пропагандой Владимира Путина и не может представлять город в Германии. Но в итоге договор с дирижером все равно продлили до 2025 года. Слишком уж талантливый и деятельный, другого такого поискать.
А вот Украина оказалась не такой лояльной: Гергиев внесен в «черный список» российских артистов, которым запрещен въезд на территорию этой страны. Заметил ли он, что из его гастрольного списка исчезли украинские города, — это вопрос, на который он сам ни разу не отвечал. Но уверенность в правильности поддержки присоединения Крыма он сохранил.
Деньги за труд
С недавних пор Министерство культуры стало публиковать данные о доходах худруков федеральных театров и оркестров. И как-то быстро все привыкли, что первое место в этом рейтинге достается именно Валерию Гергиеву: например, за 2016 год он заработал 154 млн рублей. Считать чужие деньги, наверное, не слишком прилично, но в случае с Гергиевым никаких подозрений ни у кого не закрадывается: посмотрите список его должностей, добавьте сюда организацию ежегодного Пасхального фестиваля, который в этом апреле прошел в семнадцатый раз, множества других фестивалей в России и за рубежом, которые он курирует, возглавляет и вдохновляет. Не все из них коммерческие, да и сухие цифры минкультовской статистики не показывают, сколько он тратит, например, на благотворительность.
Но это в любом случае неважно, признание мастерства сложно выразить в деньгах. Как сложно выразить и с помощью списка наград, который едва ли не длиннее, чем список занимаемых им должностей и возглавляемых оркестров. А ведь Гергиев семнадцать раз был номинирован на престижную премию «Грэмми» (правда, пока не выиграл ни одной статуэтки), трижды получал Государственные премии, а звание Народного артиста России он получил еще в 1996 за большие заслуги в области искусства.
Его бешеная работоспособность упоминается едва ли не в каждой статье о дирижере. Концерт за концертом, иногда — по два выступления в день, график гастролей выглядит хаотическим перемещением по городам России и Европы. Москва, потом в один день, утром и вечером, Смоленск и Брянск, Белгород, снова Москва, три города в Швейцарии, возвращение в Москву на День Победы — вот такими будут ближайшие выступления Гергиева и оркестра Мариинки.
Нельзя не приехать
Когда в августе 2008 года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в приходящем в себя после Пятидневной войны Цхинвале, это было чем угодно, но не пиар-акцией или поиском острых ощущений. Он просто не мог не поехать, а музыканты не могли не поехать вслед за ним. «Я родился в Москве, живу в Санкт-Петербурге, побывал во многих странах мира, но всё равно остаюсь осетином, сыном своего народа», — рассказывал он журналистам на площадке перед разрушенным правительственным зданием, пока оркестр настраивал инструменты.
Но национальность сыграла в его поступке всё же не главную роль. В 2012, после трагедии в Крымске, Гергиев пожертвовал городу миллион рублей и тоже приехал с концертом все с теми же музыкантами Мариинки. В мае 2016 года они выступали в древнем амфитеатре сирийской Пальмиры, лишь недавно освобожденной правительственными войсками. И не вина Гергиева, что потом Пальмиру снова захватили боевики запрещенного в России ИГ, что снова пришлось освобождать этот город. Он бы, наверное, и еще раз приехал: дирижер словно чувствовал потребность принести музыку туда, куда недавно пришло горе.
Гергиев выступал с благотворительными концертами после терактов в Северной Ирландии, после страшного цунами в Таиланде, после землетрясений в Японии. Гергиев и в Кемерово приехал после пожара в «Зимней вишне»: концерт, конечно, был запланирован давно, в рамках Пасхального фестиваля, но превратился в благотворительный, а сам маэстро посвятил его жертвам трагедии.
Семья и, главное, дети
С личной жизнью маэстро дело обстоит намного проще, чем с запутанной — для непосвященного — профессиональной. Когда-то Гергиев долго ходил в холостяках, выстраивал карьеру и в глянцевых журналах замечен не был. А в 46 лет, уже будучи звездой международного класса, всемирно известным дирижером, неожиданно для многих женился далеко не на светской львице. Его избранницей стала совсем молодая певица из Владикавказа, студентка училища искусств (имени Валерия Гергиева, кстати) Наталья Дзебисова, которой в то время было всего 19 лет.
История их знакомства толком неизвестна: открытость Гергиева имеет свои границы. По одной из версий, встрече поспособствовали родственники дирижера, по другой — Наталья приехала на конкурс в Петербург и там встретила своего избранника, после чего осенью 1999 года и состоялась свадьба во Владикавказе, на которую пригласили более тысячи гостей. Но это все детали. Сейчас у пары трое детей — вот что действительно важно. Важнее всех должностей, наград и званий.
Гергиева можно назвать человеком-загадкой. Не в том смысле, что в нем есть что-то, неизвестное широкой публике: напротив, знаменитый дирижер по-своему открыт и доступен, информации о нем море. Дело в другом: у него столько обязанностей, должностей и выступлений, что решительно непонятно, как один человек может все это успевать. Временами закрадывается подозрение, что у Гергиева есть двойники, столь же талантливые, как и он сам. Это, разумеется, не так, и если бы потребовалось описать его одним словом, то стоило использовать не «выдающийся» или «знаменитый», — хотя это тоже верно — а «деятельный».Мотор Мариинки Начиналось, впрочем, все самым обычным образом. Музыкой Гергиев занимался с детства, учился в музыкальной школе во Владикавказе, потом поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования, с успехом участвовал в международных и всесоюзных конкурсах. И нет ничего удивительного в том, что после окончания консерватории его взяли в Кировский театр ассистентом главного дирижера: им тогда был Юрий Темирканов. Совсем скоро недавнего студента допустили и к самостоятельной работе: в 1978 году он был дирижером на опере Прокофьева «Война и мир», а 1988 принял пост от своего руководителя, заодно став худруком и директором всего театра. Гергиев провел вверенный ему Кировский через все перипетии 90-х, масштабно размахнулся уже в 2000-е и вышел из этих суровых лет с прибылью. Театру было возвращено историческое название (Мариинский), появились собственный концертный зал и вторая сцена (один из самых дорогих строительных проектов в облати культуры в современной России), открыты филиалы во Владивостоке и Владикавказе. симфоническими оркестрами разных городов разных стран: от Парижа до Лос-Анджелеса и от Чикаго до Берлина. Был главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра, а в 2015 возглавил Мюнхенский филармонический оркестр. Против этого контракта, кстати, протестовала фракция «зеленых» в мюнхенском городском совете: мол, Гергиев занимается пропагандой Владимира Путина и не может представлять город в Германии. Но в итоге договор с дирижером все равно продлили до 2025 года. Слишком уж талантливый и деятельный, другого такого поискать. А вот Украина оказалась не такой лояльной: Гергиев внесен в «черный список» российских артистов, которым запрещен въезд на территорию этой страны. Заметил ли он, что из его гастрольного списка исчезли украинские города, — это вопрос, на который он сам ни разу не отвечал. Но уверенность в правильности поддержки присоединения Крыма он сохранил. Деньги за труд С недавних пор Министерство культуры стало публиковать данные о доходах худруков федеральных театров и оркестров. И как-то быстро все привыкли, что первое место в этом рейтинге достается именно Валерию Гергиеву: например, за 2016 год он заработал 154 млн рублей. Считать чужие деньги, наверное, не слишком прилично, но в случае с Гергиевым никаких подозрений ни у кого не закрадывается: посмотрите список его должностей, добавьте сюда организацию ежегодного Пасхального фестиваля, который в этом апреле прошел в семнадцатый раз, множества других фестивалей в России и за рубежом, которые он курирует, возглавляет и вдохновляет. Не все из них коммерческие, да и сухие цифры минкультовской статистики не показывают, сколько он тратит, например, на благотворительность. Но это в любом случае неважно, признание мастерства сложно выразить в деньгах. Как сложно выразить и с помощью списка наград, который едва ли не длиннее, чем список занимаемых им должностей и возглавляемых оркестров. А ведь Гергиев семнадцать раз был номинирован на престижную премию «Грэмми» (правда, пока не выиграл ни одной статуэтки), трижды получал Государственные премии, а звание Народного артиста России он получил еще в 1996 за большие заслуги в области искусства. Его бешеная работоспособность упоминается едва ли не в каждой статье о дирижере. Концерт за концертом, иногда — по два выступления в день, график гастролей выглядит хаотическим перемещением по городам России и Европы. Москва, потом в один день, утром и вечером, Смоленск и Брянск, Белгород, снова Москва, три города в Швейцарии, возвращение в Москву на День Победы — вот такими будут ближайшие выступления Гергиева и оркестра Мариинки. Нельзя не приехать Когда в августе 2008 года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в приходящем в себя после Пятидневной войны Цхинвале, это было чем угодно, но не пиар-акцией или поиском острых ощущений. Он просто не мог не поехать, а музыканты не могли не поехать вслед за ним. «Я родился в Москве, живу в Санкт-Петербурге, побывал во многих странах мира, но всё равно остаюсь осетином, сыном своего народа», — рассказывал он журналистам на площадке перед разрушенным правительственным зданием, пока оркестр настраивал инструменты. Но национальность сыграла в его поступке всё же не главную роль. В 2012, после трагедии в Крымске, Гергиев пожертвовал городу миллион рублей и тоже приехал с концертом все с теми же музыкантами Мариинки. В мае 2016 года они выступали в древнем амфитеатре сирийской Пальмиры, лишь недавно освобожденной правительственными войсками. И не вина Гергиева, что потом Пальмиру снова захватили боевики запрещенного в России ИГ, что снова пришлось освобождать этот город. Он бы, наверное, и еще раз приехал: дирижер словно чувствовал потребность принести музыку туда, куда недавно пришло горе. Гергиев выступал с благотворительными концертами после терактов в Северной Ирландии, после страшного цунами в Таиланде, после землетрясений в Японии. Гергиев и в Кемерово приехал после пожара в «Зимней вишне»: концерт, конечно, был запланирован давно, в рамках Пасхального фестиваля, но превратился в благотворительный, а сам маэстро посвятил его жертвам трагедии. Семья и, главное, дети С личной жизнью маэстро дело обстоит намного проще, чем с запутанной — для непосвященного — профессиональной. Когда-то Гергиев долго ходил в холостяках, выстраивал карьеру и в глянцевых журналах замечен не был. А в 46 лет, уже будучи звездой международного класса, всемирно известным дирижером, неожиданно для многих женился далеко не на светской львице. Его избранницей стала совсем молодая певица из Владикавказа, студентка училища искусств (имени Валерия Гергиева, кстати) Наталья Дзебисова, которой в то время было всего 19 лет. История их знакомства толком неизвестна: открытость Гергиева имеет свои границы. По одной из версий, встрече поспособствовали родственники дирижера, по другой — Наталья приехала на конкурс в Петербург и там встретила своего избранника, после чего осенью 1999 года и состоялась свадьба во Владикавказе, на которую пригласили более тысячи гостей. Но это все детали. Сейчас у пары трое детей — вот что действительно важно. Важнее всех должностей, наград и званий.