Дом Мила в Барселоне: что Гауди задумал и что получилось - «Путешествия»
Austin 13-июл, 21:00 988 Я и Отдых.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Одна из достопримечательностей Барселоны — спроектированный Антонио Гауди Дом Мила. Почему Каса Мила стоит посетить во время поездки в Барселону и как избежать толп туристов, рассказывает в своем блоге о путешествиях Orange Traveler Ольга Растегаева.
Я очень люблю этот дом. За архитектурного "гения места", за этих людей, которые живут в странных квартирах прямо в эпицентре туристического хаоса. За кованые водоросли, мрачные балконы и отсутствие прямых линий. За хихикающих женщин на крыше, рассматривающих скульптуры солдат. И за маленький дизайнерский магазин, что в подвале, где я всегда покупаю всякие крутые штуки.
Дом Мила в Барселоне атакуют ежедневно сотни туристов, бывает, что в коридорах и не протолкнуться, но зато можно прийти вечером, разглядывать сверху ночную Барселону, снова и снова восхищаться архитектурными творениями, безумство которых под луной кажется троекратным.
"Мы выдаем диплом либо гению, либо сумасшедшему, и да пусть нас рассудит время", — произнес директор Барселонской архитектурной школы в 1848 году, протягивая Антонио Гауди документ об успешном окончании обучения. Время так и не рассудило — Гауди был и безумцем от архитектуры, и безусловно, гением. Дом Мила, который он спроектировал для богатой каталонской семьи Мила, не был его любимым произведением. Но даже работая над этим проектом, он посвятил ему всего себя.
Дом Мила в Барселоне всегда звали Ла Педрера — каменоломня. В народе сначала невзлюбили странный объект, появившийся на Пасэу-де-Грасиа в начале XX века. Камни для строительства дома складировали прямо на улице, и проходящие мимо люди, не понимая замысла, лишь посмеивались.
Общественное мнение давило и на заказчика — тот, поддавшись насмешкам, нещадно критиковал замыслы Гауди, отказавшись в конечном итоге платить по счетам. Дело дошло даже до суда, который, к слову, Гауди выиграл. После того как закончились судебные слушания, знаменитый архитектор ни разу не пришел в Ла Педреру, и строительство Каса Мила контролировали уже его ученики.
Семейство Мила располагалось на цокольном этаже, который отводился под их резиденцию площадью более 1000 кв. м — в то время необходимость подниматься по лестнице считалась излишней. Остальные квартиры в доме семейство Мила сдавало барселонским богачам — банкирам, предпринимателям, владельцам фабрик.
Со временем к Дому Мила поменялось отношение, теперь в нем хотели жить многие. В доме работал первый в Барселоне электрический лифт, который поднимался на четвертый этаж минут за пять, имелся подземный гараж и уютные патио. Также в начале века сюда провели электричество и телефон, установили водонагрев и домофон.
Самое интересное в Доме Мила — детали. Гауди был глубоко верующим человеком и адептом природы, считая все ее творения совершенными. Он черпал вдохновение, глядя на окружающий мир. Главные ворота Дома Мила напоминают крылья бабочки, железная ковка на балконах и перилах — водоросли, колонны — стволы деревьев, винтовые лестницы — морские раковины.
Проект Дома Мила уникален еще и тем, что в нем нет несущих стен. Есть только колонны, внутри которых спрятаны металлические опоры, поддерживающие вес всего здания. Внутренние стены просто разделяют пространство на квартиры. Фасад можно снять, как маску, и, в теории, надеть новую.
Честнее было бы назвать этот дом другим именем — Сажимодо, поскольку работу Гауди оплатила жена бизнесмена. Но в то время женщины в обществе не играли важной роли, и все достижения однозначно приписывались мужчине. В качестве благодарности за инвестиции супруге досталась лишь маленькая роза на фасаде, которую увидит лишь дотошный турист.
Внутрь Дома Мила попадаешь через патио. Сначала задрав голову, покружившись в отражении окон, рассмотришь макет дома в деталях, затем поднимаешься на крышу. С нее открываются чудесные виды на Барселону.
Так как Гауди, разозлившись на Мила, прекратил работу над проектом, мозаикой выложили лишь те фигуры на крыше, которые были видны с улицы. Для украшения скульптур на крыше, как утверждают историки, Гауди использовал бутылки из-под кавы, которую выпило на вечеринке по случаю новоселья семейство Мила с приглашенными гостями. Гауди вообще ничего никогда не выкидывал и использовал абсолютно все материалы, которые были под рукой.
Скульптуры солдат раньше были черными от сажи дымовых труб, но в начале прошлого века в Доме Мила был проведен газ, и фигуры отчистили. На одной из фигур, крайней слева, смотрящей в сторону Собора Святого Семейства, можно увидеть сердце со слезой, плачущее и разбитое. Это грусть Гауди, символизирующая конец творчества. Он знал, что не сумеет завершить свое идеальное творение — Саграду Фамилию. Но есть и символ начала. Если обойти фигуры с другой стороны, можно увидеть еще одно сердце, смотрящее уже в сторону Реуса, города, где родился архитектор. Два сердца — две важные, очень личностные детали Дома Мила.
С крыши можно рассмотреть окна жилых квартир. До сих пор в Доме Мила живут четыре семьи. Они арендуют квартиры по контрактам, подписанным еще 50-60 лет назад, и платят за аренду ровно по цене того времени, конвертируемой из испанских песет в евро. Контракты не передаются по наследству, поэтому у детей не будет никаких прав на проживание здесь — дом уже давно принадлежит частному фонду "Каталония Ла Педрера".
Обратно в помещение попадаешь по лестнице, ведущей на чердак. Здесь когда-то была прачечная, где служанки стирали и сушили белье, а ныне обустроен музей дизайн-проектов Антонио Гауди. Чердак спроектирован со множеством арок и напоминает то ли ребра скелета змеи, то ли живот кита — выбирайте любую версию, ту, что вам нравится больше.
Сводчатый потолок образуют 270 арок цепной линии. Все они разный высоты, и именно поэтому крыша Дома Мила волнообразная. Арки Антонио Гауди рассчитывал на объемных макетах — он подвешивал над зеркалом цепи, в отражении виднелась перевернутая арка. Реальный вес, который могли бы выдержать арки, архитектор просчитывал в масштабе с помощью мешков с песком.
Среди экспонатов на чердаке — и предметы мебели, дизайн которых придумал Антонио Гауди. Стулья и кресла с плавными линиями, повторяющими контуры тела. Он же придумал "секретник" — стул для двоих, со спинками так близко расположенными друг к другу, что люди, сидя близко, могли шептаться и делиться секретами, не боясь быть услышанными.
Одна из квартир в Доме Мила открыта для посетителей. В ней сохранены вещи, мебель и утварь тех лет. Как всегда, зная перфекционизм дизайнера, нужно искать детали — в проектах Гауди даже оконные рамы и двери не имеют прямых линий. Архитектор, раздумывая над планировкой, лепил проемы из глины, работал со скульптурой, чтобы понять для себя, как будет лучше всего. Даже дверные ручки сделаны так, чтобы хвататься за них было удобно и правшам, и левшам.
В комнатах использовались эргономичные раздвижные двери, которые при необходимости зонировали пространство, деля его на две комнаты — в одной курили и разговаривали о делах мужчины, в другой женщины пили чай и перемывали кости дамам высшего света Барселоны. Дверные стекла непрозрачны — они специально были задуманы так, чтобы сквозь них невозможно было рассмотреть, что происходит за дверью.
Спустившись вниз, не пройдите мимо дизайнерского магазина, в котором продаются сотни интересных вещиц — блокноты, альбомы, украшения, сумки и платки. Но какими бы ни были креативными идеи современных дизайнеров, мало кому удалось даже приблизиться к гению Гауди. В очередной раз, оглянувшись на Ла Педреру, понимаешь это снова и снова.
Официальный сайт Дома Мила www.lapedrera.com
Билеты: взрослый — 20,50 €, для студентов — 16,50 €, детский с 7 до 12 лет 10,25 €. Аудиогиды на 10 языках, в том числе и на русском, включены в стоимость билета.
Билет, включающий ночной вход: взрослый 37,50 €, детский — 18,75 €. Дети до 7 лет проходят бесплатно. Билеты можно купить на сайте, чтобы не стоять в очереди и на входе приложить QR-код с экрана смартфона.
Адрес: Passeig de Gra?cia, 92 08008 Barcelona
Как добраться: автобусами 7, 16, 17, 22, 24 и V17, метро линии 3 и 5, остановка Diagonal.
Авторская статья
Одна из достопримечательностей Барселоны — спроектированный Антонио Гауди Дом Мила. Почему Каса Мила стоит посетить во время поездки в Барселону и как избежать толп туристов, рассказывает в своем блоге о путешествиях Orange Traveler Ольга Растегаева. Я очень люблю этот дом. За архитектурного "гения места", за этих людей, которые живут в странных квартирах прямо в эпицентре туристического хаоса. За кованые водоросли, мрачные балконы и отсутствие прямых линий. За хихикающих женщин на крыше, рассматривающих скульптуры солдат. И за маленький дизайнерский магазин, что в подвале, где я всегда покупаю всякие крутые штуки. Дом Мила в Барселоне атакуют ежедневно сотни туристов, бывает, что в коридорах и не протолкнуться, но зато можно прийти вечером, разглядывать сверху ночную Барселону, снова и снова восхищаться архитектурными творениями, безумство которых под луной кажется троекратным. "Мы выдаем диплом либо гению, либо сумасшедшему, и да пусть нас рассудит время", — произнес директор Барселонской архитектурной школы в 1848 году, протягивая Антонио Гауди документ об успешном окончании обучения. Время так и не рассудило — Гауди был и безумцем от архитектуры, и безусловно, гением. Дом Мила, который он спроектировал для богатой каталонской семьи Мила, не был его любимым произведением. Но даже работая над этим проектом, он посвятил ему всего себя. Дом Мила в Барселоне всегда звали Ла Педрера — каменоломня. В народе сначала невзлюбили странный объект, появившийся на Пасэу-де-Грасиа в начале XX века. Камни для строительства дома складировали прямо на улице, и проходящие мимо люди, не понимая замысла, лишь посмеивались. Общественное мнение давило и на заказчика — тот, поддавшись насмешкам, нещадно критиковал замыслы Гауди, отказавшись в конечном итоге платить по счетам. Дело дошло даже до суда, который, к слову, Гауди выиграл. После того как закончились судебные слушания, знаменитый архитектор ни разу не пришел в Ла Педреру, и строительство Каса Мила контролировали уже его ученики. Семейство Мила располагалось на цокольном этаже, который отводился под их резиденцию площадью более 1000 кв. м — в то время необходимость подниматься по лестнице считалась излишней. Остальные квартиры в доме семейство Мила сдавало барселонским богачам — банкирам, предпринимателям, владельцам фабрик. Со временем к Дому Мила поменялось отношение, теперь в нем хотели жить многие. В доме работал первый в Барселоне электрический лифт, который поднимался на четвертый этаж минут за пять, имелся подземный гараж и уютные патио. Также в начале века сюда провели электричество и телефон, установили водонагрев и домофон. Самое интересное в Доме Мила — детали. Гауди был глубоко верующим человеком и адептом природы, считая все ее творения совершенными. Он черпал вдохновение, глядя на окружающий мир. Главные ворота Дома Мила напоминают крылья бабочки, железная ковка на балконах и перилах — водоросли, колонны — стволы деревьев, винтовые лестницы — морские раковины. Проект Дома Мила уникален еще и тем, что в нем нет несущих стен. Есть только колонны, внутри которых спрятаны металлические опоры, поддерживающие вес всего здания. Внутренние стены просто разделяют пространство на квартиры. Фасад можно снять, как маску, и, в теории, надеть новую. Честнее было бы назвать этот дом другим именем — Сажимодо, поскольку работу Гауди оплатила жена бизнесмена. Но в то время женщины в обществе не играли важной роли, и все достижения однозначно приписывались мужчине. В качестве благодарности за инвестиции супруге досталась лишь маленькая роза на фасаде, которую увидит лишь дотошный турист. Внутрь Дома Мила попадаешь через патио. Сначала задрав голову, покружившись в отражении окон, рассмотришь макет дома в деталях, затем поднимаешься на крышу. С нее открываются чудесные виды на Барселону. Так как Гауди, разозлившись на Мила, прекратил работу над проектом, мозаикой выложили лишь те фигуры на крыше, которые были видны с улицы. Для украшения скульптур на крыше, как утверждают историки, Гауди использовал бутылки из-под кавы, которую выпило на вечеринке по случаю новоселья семейство Мила с приглашенными гостями. Гауди вообще ничего никогда не выкидывал и использовал абсолютно все материалы, которые были под рукой. Скульптуры солдат раньше были черными от сажи дымовых труб, но в начале прошлого века в Доме Мила был проведен газ, и фигуры отчистили. На одной из фигур, крайней слева, смотрящей в сторону Собора Святого Семейства, можно увидеть сердце со слезой, плачущее и разбитое. Это грусть Гауди, символизирующая конец творчества. Он знал, что не сумеет завершить свое идеальное творение — Саграду Фамилию. Но есть и символ начала. Если обойти фигуры с другой стороны, можно увидеть еще одно сердце, смотрящее уже в сторону Реуса, города, где родился архитектор. Два сердца — две важные, очень личностные детали Дома Мила. С крыши можно рассмотреть окна жилых квартир. До сих пор в Доме Мила живут четыре семьи. Они арендуют квартиры по контрактам, подписанным еще 50-60 лет назад, и платят за аренду ровно по цене того времени, конвертируемой из испанских песет в евро. Контракты не передаются по наследству, поэтому у детей не будет никаких прав на проживание здесь — дом уже давно принадлежит частному фонду "Каталония Ла Педрера". Обратно в помещение попадаешь по лестнице, ведущей на чердак. Здесь когда-то была прачечная, где служанки стирали и сушили белье, а ныне обустроен музей дизайн-проектов Антонио Гауди. Чердак спроектирован со множеством арок и напоминает то ли ребра скелета змеи, то ли живот кита — выбирайте любую версию, ту, что вам нравится больше. Сводчатый потолок образуют 270 арок цепной линии. Все они разный высоты, и именно поэтому крыша Дома Мила волнообразная. Арки Антонио Гауди рассчитывал на объемных макетах — он подвешивал над зеркалом цепи, в отражении виднелась перевернутая арка. Реальный вес, который могли бы выдержать арки, архитектор просчитывал в масштабе с помощью мешков с песком. Среди экспонатов на чердаке — и предметы мебели, дизайн которых придумал Антонио Гауди. Стулья и кресла с плавными линиями, повторяющими контуры тела. Он же придумал "секретник" — стул для двоих, со спинками так близко расположенными друг к другу, что люди, сидя близко, могли шептаться и делиться секретами, не боясь быть услышанными. Одна из квартир в Доме Мила открыта для посетителей. В ней сохранены вещи, мебель и утварь тех лет. Как всегда, зная перфекционизм дизайнера, нужно искать детали — в проектах Гауди даже оконные рамы и двери не имеют прямых линий. Архитектор, раздумывая над планировкой, лепил проемы из глины, работал со скульптурой, чтобы понять для себя, как будет лучше всего. Даже дверные ручки сделаны так, чтобы хвататься за них было удобно и правшам, и левшам. В комнатах использовались эргономичные раздвижные двери, которые при необходимости зонировали пространство, деля его на две комнаты — в одной курили и разговаривали о делах мужчины, в другой женщины пили чай и перемывали кости дамам высшего света Барселоны. Дверные стекла непрозрачны — они специально были задуманы так, чтобы сквозь них невозможно было рассмотреть, что происходит за дверью. Спустившись вниз, не пройдите мимо дизайнерского магазина, в котором продаются сотни интересных вещиц — блокноты, альбомы, украшения, сумки и платки. Но какими бы ни были креативными идеи современных дизайнеров, мало кому удалось даже приблизиться к гению Гауди. В очередной раз, оглянувшись на Ла Педреру, понимаешь это снова и снова. Официальный сайт Дома Мила www.lapedrera.com Билеты: взрослый — 20,50 €, для студентов — 16,50 €, детский с 7 до 12 лет 10,25 €. Аудиогиды на 10 языках, в том числе и на русском, включены в стоимость билета. Билет, включающий ночной вход: взрослый 37,50 €, детский — 18,75 €. Дети до 7 лет проходят бесплатно. Билеты можно купить на сайте, чтобы не стоять в очереди и на входе приложить QR-код с экрана смартфона. Адрес: Passeig de Gra?cia, 92 08008 Barcelona Как добраться: автобусами 7, 16, 17, 22, 24 и V17, метро линии 3 и 5, остановка Diagonal. Авторская статья