О том, где взять силы на борьбу - «Стиль жизни» » « Я - Женщина »

О том, где взять силы на борьбу - «Стиль жизни»



О том, где взять силы на борьбу - «Стиль жизни»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....

«В двадцать пять лет она выглядит на сорок. Потеряла половину волос. А муж и его родители два года их совместной жизни называли ее так, что “тварь” или “дура” — самое мягкое слово. И методы “воспитания” жены, воспринятые от родителей — “бей и насилуй”, “видеться и общаться ни с кем не смей”, “пожалуешься кому-нибудь — убью”. И еще страшней, что все это при поддержке духовника», — написал протоиерей Максим Первозванский о своей ученице, которая оказалась в ситуации домашнего насилия после замужества.

Священнослужитель и создатель Кризисного центра помощи молодой семье рассказал «Правмиру» о том, что делать, если муж поднял на жену руку, а духовник говорит: «Терпи и смиряйся», где искать поддержку и как уберечь от семейного насилия своих детей.

— Отец Максим, в фейсбуке вы рассказывали, что в деструктивные семейные отношения попала ваша ученица. Как это произошло?

— Она приехала в Москву из Петербурга. Родители, которые могли бы поддержать, остались там. А потом начались звоночки, постоянное манипулирование чувством вины со стороны мужа, его родителей.

Началось с того, что ее родителей даже на свадьбу не пригласили. Постоянно подчеркивалось, что она вошла в профессорскую семью с корнями, должна гордиться, что ее удостоили такой чести. А дальше постепенно хуже, грубее. Когда забеременела, муж стал унижать еще больше, обзывать. Появились запреты — с подружками не встречаться, никому ничего не рассказывать. Потом пошли побои — все шло по нарастающей.

Она даже сама себе объяснить не может, как это вообще все произошло: до замужества за ней ухаживали юноши, она никогда не позволяла хамства в свой адрес… В итоге я смотрю на молодую женщину за двадцать, которая за два года стала выглядеть, как сорокалетняя, у нее половина волос выпала на голове.

Это очень важно — не терять социальные связи, не оказываться оторванной от людей, самой по себе. Хорошо, что она нашла в себе силы и пришла ко мне.

— Да, другой священник мог сказать: «Терпи и смиряйся»…

— Именно так говорил их общий с мужем духовник. Вообще оценить деструктивную ситуацию здраво как раз мешает то, что ее пытаются обосновать с православной точки зрения: «Ты что, потерпеть не можешь? Ты должна слушаться мужа и своим терпением спасешься, да еще мужа спасешь».

Уже 20 лет я повторяю и повторяю, что муж не имеет права заставлять жену слушаться, нет у него такой власти.

А еще у меня есть критерий, по которому можно проанализировать, что происходит: есть ли в происходящем уважение к другому человеку и (или) самоуважение? Если чего-то нет, значит, это неправильное поведение.

Один из приемов, которые часто используют те, кто строит деструктивные отношения — качели. Тебя сегодня поругали, а завтра, наоборот, окружили любовью и заботой. И человек в этой ситуации теряет какую-то внутреннюю уверенность, ему не на что опереться внутри себя. Он не понимает, его любят или нет, потому что сегодня его побили, а завтра — носят на руках.

Такой циничный прием я видел еще в советское время — человек сегодня дарит девушке цветы, влюбленно на нее смотрит, она, хоть раньше и не обращала на него внимания, немного растаяла, ей приятно. А завтра он почему-то холоден и даже в ее сторону не смотрит, прошел мимо, не поздоровался. Ей до него еще вчера дела не было, а тут она начала волноваться, что происходит. Через день он опять за ней ухаживает. Потом раз — на две недели его нет.

Так же и в семейной жизни может быть: оттолкнули — подтянули, оттолкнули — подтянули, а амплитуда увеличивается, как того, так и другого. В итоге возникает серьезная психологическая зависимость, зависимые отношения. Когда муж бьет, а жена не заявляет на него в полицию или не пытается защищаться. Она плачет, жалуется, но к каким-то серьезным действиям оказывается не готова.

Самоуважение — это не гордыня — Как воспитывать детей, чтобы они не позволили втянуть себя в зависимые отношения? На что обратить внимание?

— На самоуважение. Но когда я говорю о самоуважении, подавляющее большинство православных людей не понимает, о чем речь. «Самоуважение — это что, гордыня? А как же смиряться?» — сразу спрашивают меня.

Но по-настоящему самоуважение — это уважение в себе образа Божьего, как уважение другого — уважение образа Божьего в другом.

Человек должен обязательно себя уважать, опираясь на слова Спасителя: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31).

Любовь к себе — это как раз самоуважение, а не самолюбие. Если ты себя уважаешь, то ты не можешь позволить другому поступать с тобой так, оскверняя в тебе образ Божий.

— А как человеку выйти из деструктивных отношений, если он уже увяз в них?

— Прежде всего необходимо понять: со мной происходит что-то не то. Тем более, если последствия проявляются уже на физическом уровне, условно говоря, выпадают волосы, трясутся руки, уходит вес. Лучше, конечно, заметить это как можно раньше. И сразу обратиться за помощью — к психологу, к священнику, который не скажет: «Если бьет, смиряйся и терпи», к родителям. Главное, искать защиту и поддержку.

Но в идеале — все-таки слышать звоночки раньше и не позволять себя втягивать в деструктивные отношения, причем реагировать правильно. Что это значит? Вот пример: приходит муж с утра пьяный, пахнущий чужими духами, со следами помады на воротнике. Если жена начнет бить посуду, царапать мужу лицо, то в итоге муж-манипулятор потом может сыграть уже на ее чувстве вины. Если же она не полезет в драку, а просто тихо соберется и уйдет из дома, и скажет: «Извини, дорогой, я с тобой больше жить не буду», — ему и придраться будет не к чему. И у нее не будет чувства вины.

Если это 15-летние отношения, в которых все растоптано, и вообще не на что человеку в себе опереться, то может помочь только многолетняя реабилитация.

Из отношений длиной в два, три года, даже пять лет, можно выйти, осознав, что происходит, и сохранить себя. Но это возможно, когда тебе есть на что опереться: друзья, родители, священник, психолог, работа, социальные связи. Вообще, когда есть понимание, где можно искать защиты.

Чаще всего деструктивное агрессивное поведение возникает в ситуации, когда жертве не на что опереться. Я знал жуткие случаи, где муж все выстраивал так, чтобы у жены не было ни профессии, ни работы, ни образования, а вся собственность была оформлена на него. И в результате к моменту, когда он завел себе любовницу, через 20 лет семейной жизни, у его жены не было ничего, она оказывалась в полной зависимости от него — материальной, юридической.

То есть как раз по лекалу традиционного общества, неважно, в какой стране, какое там было вероисповедание, женщина слушалась мужа потому, что она была бесправна, у нее не было образования, социальных связей, юридических прав. Она вообще не могла существовать отдельно сама по себе — обязательно либо чья-то дочь, либо чья-то жена. Традиционное общество строило эти большие патриархальные многопоколенческие семьи, потому что по-другому было не выжить в тех условиях.

— Казалось бы, христианство должно менять нас, а в православных семьях ситуация насилия — не редкость, почему?

— Наша вера, православие, — это всегда вопреки. Это усилие. А не то, что само собой возникает от того, что мы храмов понастроили и теперь по-другому все будем жить. Ничего подобного, к сожалению.

Более того, изменения общественных отношений и материальной базы серьезным образом сказываются и на понимании положения верующими людьми. Лет 50 назад, когда молодая жена приходила к духовнику и говорила, что свекровь вмешивается в дела молодой семьи, не пускает готовить на кухне, чаще всего духовник бы ответил: «Слушайся свекровь. Она — большуха, она — хозяйка, поэтому определяет правила».

А что бы сказал духовник 10 лет назад или сегодня? Он бы сказал: «Вам надо жить отдельно». Больше того, я знаю, что даже 20 лет назад мой духовник, архимандрит, а впоследствии архиепископ Алексий (Фролов) вообще не дал бы благословение на брак молодым, если у них не было где жить отдельно от старшего поколения. Ситуация радикально меняется.

Да, по-другому было не выжить в традиционном обществе, кроме как в большой многопоколенческой семье, но это не имеет отношения к православию. Буддисты жили так же, мусульмане, но это на характер отношений принципиально не влияло.

Она ушла из дома с тремя детьми, а с мужа сняли сан — Вы говорите, что сталкивались с семейным насилием и в священнических семьях. Но в этой ситуации жене бывает еще тяжелее, у нее еще больше шансов услышать «терпи и смиряйся».

— Проблема в том, что когда речь идет о священниках, то современное православное духовничество даже на уровне духовников епархий часто не знает, что с этой ситуацией делать, кроме как сказать: «Терпи, женщина, и смиряйся». Потому что страшно боятся священнического развода, а как выправить ситуацию, пока она еще не стала критической, не знают.

Поэтому я считаю, что в каждой епархии должен быть не только духовник, но и семейный кризисный психолог для духовенства. Я знаю ситуации, которые с помощью грамотного подхода удавалось изменить к лучшему.

Но иногда ничего сделать невозможно. Так, например, семья одной матушки из далекой епархии начиналась радостно, они с мужем вдохновенно вели просветительскую работу. Потом он стал поднимать на нее руку. Вмешивалось епархиальное начальство, не говорило ей: «Терпи и смиряйся». На некоторое время мужа даже запрещали в служении, что он тоже использовал потом как повод для манипуляции: «Меня же наказали, я уже пострадал, искупил». В итоге она с тремя детьми ушла, а с мужа сняли сан.

— Вот мы говорим, что жертва не должна слышать призывы «смиряйся, уступай», хотя, казалось бы, это же для христианина нормальные понятия. Когда их смысл начинает искажаться?

— Идеальная ситуация, когда оба супруга — любят, оба уступают, смиряются. Но когда смиряется только один, а второй ведет себя иначе…

Когда я семинаристам в Сретенской семинарии читаю лекции по семейной жизни, всегда говорю: про то, как жить, когда все хорошо, вы и без меня прочтете. А мы говорим про ситуации, когда трудно. Например, если жена собралась от вас уходить: «Ты мало денег зарабатываешь, шубы у меня нет. Уйду я». Или что делать женщине, которую муж любит очень своеобразно, точнее — не любит.

Кстати, выход из ситуации уже в том, что женщина осознает: ее муж, манипулирующий, поднимающий руку, ее не любит. На эту тему есть очень много светских плакатов. Вроде таких: «Бьет — значит любит… бить, а не любит тебя». Это первая важная задача — внутренне осознать, что насилие является свидетельством нелюбви.


«В двадцать пять лет она выглядит на сорок. Потеряла половину волос. А муж и его родители два года их совместной жизни называли ее так, что “тварь” или “дура” — самое мягкое слово. И методы “воспитания” жены, воспринятые от родителей — “бей и насилуй”, “видеться и общаться ни с кем не смей”, “пожалуешься кому-нибудь — убью”. И еще страшней, что все это при поддержке духовника», — написал протоиерей Максим Первозванский о своей ученице, которая оказалась в ситуации домашнего насилия после замужества.Священнослужитель и создатель Кризисного центра помощи молодой семье рассказал «Правмиру» о том, что делать, если муж поднял на жену руку, а духовник говорит: «Терпи и смиряйся», где искать поддержку и как уберечь от семейного насилия своих детей. — Отец Максим, в фейсбуке вы рассказывали, что в деструктивные семейные отношения попала ваша ученица. Как это произошло? — Она приехала в Москву из Петербурга. Родители, которые могли бы поддержать, остались там. А потом начались звоночки, постоянное манипулирование чувством вины со стороны мужа, его родителей. Началось с того, что ее родителей даже на свадьбу не пригласили. Постоянно подчеркивалось, что она вошла в профессорскую семью с корнями, должна гордиться, что ее удостоили такой чести. А дальше постепенно хуже, грубее. Когда забеременела, муж стал унижать еще больше, обзывать. Появились запреты — с подружками не встречаться, никому ничего не рассказывать. Потом пошли побои — все шло по нарастающей. Она даже сама себе объяснить не может, как это вообще все произошло: до замужества за ней ухаживали юноши, она никогда не позволяла хамства в свой адрес… В итоге я смотрю на молодую женщину за двадцать, которая за два года стала выглядеть, как сорокалетняя, у нее половина волос выпала на голове. Это очень важно — не терять социальные связи, не оказываться оторванной от людей, самой по себе. Хорошо, что она нашла в себе силы и пришла ко мне. — Да, другой священник мог сказать: «Терпи и смиряйся»… — Именно так говорил их общий с мужем духовник. Вообще оценить деструктивную ситуацию здраво как раз мешает то, что ее пытаются обосновать с православной точки зрения: «Ты что, потерпеть не можешь? Ты должна слушаться мужа и своим терпением спасешься, да еще мужа спасешь». Уже 20 лет я повторяю и повторяю, что муж не имеет права заставлять жену слушаться, нет у него такой власти. А еще у меня есть критерий, по которому можно проанализировать, что происходит: есть ли в происходящем уважение к другому человеку и (или) самоуважение? Если чего-то нет, значит, это неправильное поведение. Один из приемов, которые часто используют те, кто строит деструктивные отношения — качели. Тебя сегодня поругали, а завтра, наоборот, окружили любовью и заботой. И человек в этой ситуации теряет какую-то внутреннюю уверенность, ему не на что опереться внутри себя. Он не понимает, его любят или нет, потому что сегодня его побили, а завтра — носят на руках. Такой циничный прием я видел еще в советское время — человек сегодня дарит девушке цветы, влюбленно на нее смотрит, она, хоть раньше и не обращала на него внимания, немного растаяла, ей приятно. А завтра он почему-то холоден и даже в ее сторону не смотрит, прошел мимо, не поздоровался. Ей до него еще вчера дела не было, а тут она начала волноваться, что происходит. Через день он опять за ней ухаживает. Потом раз — на две недели его нет. Так же и в семейной жизни может быть: оттолкнули — подтянули, оттолкнули — подтянули, а амплитуда увеличивается, как того, так и другого. В итоге возникает серьезная психологическая зависимость, зависимые отношения. Когда муж бьет, а жена не заявляет на него в полицию или не пытается защищаться. Она плачет, жалуется, но к каким-то серьезным действиям оказывается не готова. Самоуважение — это не гордыня — Как воспитывать детей, чтобы они не позволили втянуть себя в зависимые отношения? На что обратить внимание? — На самоуважение. Но когда я говорю о самоуважении, подавляющее большинство православных людей не понимает, о чем речь. «Самоуважение — это что, гордыня? А как же смиряться?» — сразу спрашивают меня. Но по-настоящему самоуважение — это уважение в себе образа Божьего, как уважение другого — уважение образа Божьего в другом. Человек должен обязательно себя уважать, опираясь на слова Спасителя: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Любовь к себе — это как раз самоуважение, а не самолюбие. Если ты себя уважаешь, то ты не можешь позволить другому поступать с тобой так, оскверняя в тебе образ Божий. — А как человеку выйти из деструктивных отношений, если он уже увяз в них? — Прежде всего необходимо понять: со мной происходит что-то не то. Тем более, если последствия проявляются уже на физическом уровне, условно говоря, выпадают волосы, трясутся руки, уходит вес. Лучше, конечно, заметить это как можно раньше. И сразу обратиться за помощью — к психологу, к священнику, который не скажет: «Если бьет, смиряйся и терпи», к родителям. Главное, искать защиту и поддержку. Но в идеале — все-таки слышать звоночки раньше и не позволять себя втягивать в деструктивные отношения, причем реагировать правильно. Что это значит? Вот пример: приходит муж с утра пьяный, пахнущий чужими духами, со следами помады на воротнике. Если жена начнет бить посуду, царапать мужу лицо, то в итоге муж-манипулятор потом может сыграть уже на ее чувстве вины. Если же она не полезет в драку, а просто тихо соберется и уйдет из дома, и скажет: «Извини, дорогой, я с тобой больше жить не буду», — ему и придраться будет не к чему. И у нее не будет чувства вины. Если это 15-летние отношения, в которых все растоптано, и вообще не на что человеку в себе опереться, то может помочь только многолетняя реабилитация. Из отношений длиной в два, три года, даже пять лет, можно выйти, осознав, что происходит, и сохранить себя. Но это возможно, когда тебе есть на что опереться: друзья, родители, священник, психолог, работа, социальные связи. Вообще, когда есть понимание, где можно искать защиты. Чаще всего деструктивное агрессивное поведение возникает в ситуации, когда жертве не на что опереться. Я знал жуткие случаи, где муж все выстраивал так, чтобы у жены не было ни профессии, ни работы, ни образования, а вся собственность была оформлена на него. И в результате к моменту, когда он завел себе любовницу, через 20 лет семейной жизни, у его жены не было ничего, она оказывалась в полной зависимости от него — материальной, юридической. То есть как раз по лекалу традиционного общества, неважно, в какой стране, какое там было вероисповедание, женщина слушалась мужа потому, что она была бесправна, у нее не было образования, социальных связей, юридических прав. Она вообще не могла существовать отдельно сама по себе — обязательно либо чья-то дочь, либо чья-то жена. Традиционное общество строило эти большие патриархальные многопоколенческие семьи, потому что по-другому было не выжить в тех условиях. — Казалось бы, христианство должно менять нас, а в православных семьях ситуация насилия — не редкость, почему? — Наша вера, православие, — это всегда вопреки. Это усилие. А не то, что само собой возникает от того, что мы храмов понастроили и теперь по-другому все будем жить. Ничего подобного, к сожалению. Более того, изменения общественных отношений и материальной базы серьезным образом сказываются и на понимании положения верующими людьми. Лет 50 назад, когда молодая жена приходила к духовнику и говорила, что свекровь вмешивается в дела молодой семьи, не пускает готовить на кухне, чаще всего духовник бы ответил: «Слушайся свекровь. Она — большуха, она — хозяйка, поэтому определяет правила». А что бы сказал духовник 10 лет назад или сегодня? Он бы сказал: «Вам надо жить отдельно». Больше того, я знаю, что даже 20 лет назад мой духовник, архимандрит, а впоследствии архиепископ Алексий (Фролов) вообще не дал бы благословение на брак молодым, если у них не было где жить отдельно от старшего поколения. Ситуация радикально меняется. Да, по-другому было не выжить в традиционном обществе, кроме как в большой многопоколенческой семье, но это не имеет отношения к православию. Буддисты жили так же, мусульмане, но это на характер отношений принципиально не влияло. Она ушла из дома с тремя детьми, а с мужа сняли сан — Вы говорите, что сталкивались с семейным насилием и в священнических семьях. Но в этой ситуации жене бывает еще тяжелее, у нее еще больше шансов услышать «терпи и смиряйся». — Проблема в том, что когда речь идет о священниках, то современное православное духовничество даже на уровне духовников епархий часто не знает, что с этой ситуацией делать, кроме как сказать: «Терпи, женщина, и смиряйся». Потому что страшно боятся священнического развода, а как выправить ситуацию, пока она еще не стала критической, не знают. Поэтому я считаю, что в каждой епархии должен быть не только духовник, но и семейный кризисный психолог для духовенства. Я знаю ситуации, которые с помощью грамотного подхода удавалось изменить к лучшему. Но иногда ничего сделать невозможно. Так, например, семья одной матушки из далекой епархии начиналась радостно, они с мужем вдохновенно вели просветительскую работу. Потом он стал поднимать на нее руку. Вмешивалось епархиальное начальство, не говорило ей: «Терпи и смиряйся». На некоторое время мужа даже запрещали в служении, что он тоже использовал потом как повод для манипуляции: «Меня же наказали, я уже пострадал, искупил». В итоге она с тремя детьми ушла, а с мужа сняли сан. — Вот мы говорим, что жертва не должна слышать призывы «смиряйся, уступай», хотя, казалось бы, это же для христианина нормальные понятия. Когда их смысл начинает искажаться? — Идеальная ситуация, когда оба супруга — любят, оба уступают, смиряются. Но когда смиряется только один, а второй ведет себя иначе… Когда я семинаристам в Сретенской семинарии читаю лекции по семейной жизни, всегда говорю: про то, как жить, когда все хорошо, вы и без меня прочтете. А мы говорим про ситуации, когда трудно. Например, если жена собралась от вас уходить: «Ты мало денег зарабатываешь, шубы у меня
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика