Менять приход, терпеть или жаловаться? - «Стиль жизни» » « Я - Женщина »

Менять приход, терпеть или жаловаться? - «Стиль жизни»



Менять приход, терпеть или жаловаться? - «Стиль жизни»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....

Софья Стебловская

Недавно известный священник сказал, что «женщина слабее умом». Примерно так разговаривают с прихожанками некоторые священнослужители. Сегодня в Церкви соседствуют несколько трендов общения с паствой – от уважительно-бережного до «смиряющего гордыню». И если взрослый человек с опытом церковной жизни легче справится с этой ситуацией, то для ребенка или человека, начинающего свой путь, это может быть непросто. Об осмыслении такого опыта – Софья Стебловская.

Туманным ноябрьским утром я шла с коляской по пустой улице. Рядом со мной шла 8-летняя дочка и рыдала в голос: «Никогда больше в твою церковь дурацкую не пойду! Не пойду! Никогда!» Она размазывала слезы и голосила почем зря, не сдерживаясь.

Ее впервые в жизни не допустили к Причастию, причем довольно грубо, едва не оттолкнув от Чаши.

После рождения младшего нам стало очень трудно добираться в храм в центре города, куда мы регулярно ходили. Пришлось найти храм поближе.

Милый спальный район, волею судеб ставший новым центром Новой Москвы. Старинная церковь, в прошлом сельская, века полтора назад полностью удовлетворявшая нужды села, а теперь не способная вместить всех чающих района, жителей в котором больше, чем в среднем российском городе.

Служит в ней монах, отец N. В общении с прихожанами практикует суровость, называя ее «апостольской простотой». Придерживается домостроевского гуманитарного стандарта – то есть не сомневается во вторичности женщин и пользе физических наказаний для детей.

«Твое дело – на кухне сковородками греметь, а рассуждать не надо!» – наставил он как-то раз мою знакомую.

Мое знакомство с ним много лет назад началось с его первого вопроса на исповеди:

– Захожанка, что ли?

Чувствуя себя пригвожденной к позорному столбу духовным диагнозом, я пыталась найти ответ, но он спросил следующее:

– Верующая вообще?

Этот вопрос меня вообще парализовал.

– Гордая, что ли? Гордыню надо выбивать!

Итогом с пользой проведенного вечера были рыдания дома – но не от осознаний той бездны, над которой я стою, а от чувства униженности и растоптанности. Супруг рвался пойти и поговорить с пастырем «по-мужски».

За 15 лет жизни в районе я узнала о многих подобных случаях от людей, с которыми близко общалась: соседи, родители с детской площадки, врач из поликлиники, воспитатель детского сада.

Роднило истории то, что люди оставались с ощущением опустошенности и обиженности. Некоторые даже ездили в Чистый переулок, но им сказали, что такой уж он, отец N, его уже не переделаешь.

Прелестный младенец не был допущен к Причастию, потому что позволил себе зайтись плачем. А это, как известно, явный признак того, что «в дите сидят бесы», о чем и было объявлено родителям.

Родители, которые «вздумали» назвать дитя не по святцам, были отчитаны до слез.

Сестре, которая хотела отпеть своего душевнобольного брата, было доходчиво объяснено, что душевнобольные люди – плод неправедного рода, и надо больше молиться о упокоении предков, а не отпевать бесноватых.

И тому подобное.

Приняв решение пойти в церковь с детьми, я надеялась избежать контакта с зорким пастырем.

Накануне в субботу вечером мы с дочкой исповедовались – «как порядочные», как называет это моя воцерковленная знакомая, то есть не в воскресенье аккурат перед Литургией, наскоком вклинившись с младенцем в дисциплинированную очередь, часто полуформально и наспех. А с чувством, с толком, с расстановкой, после субботней вечерней службы. И конечно, не отцу N, а другому священнику.

Сердобольный клирик посоветовал прийти на раннюю Литургию, часам эдак к 7. Почему? Потому что на ранней Литургии не будет N, который никогда не пропустит таких отступников, как непостящиеся кормящие женщины. Учитывая, что ночь моя была разбавлена коликами и прочими младенческими спецэффектами, следование совету оказалось мне не по зубам.

Мы пришли на позднюю Литургию, и я понимала, что пытаться попасть к Причастию мне – гиблое дело! Отец N лично фильтрует тех, кого исповедовал накануне не он.

– У меня дети с 4 лет исповедуются и говеют! А ты не можешь? – пророкотал он молодой женщине с малышом, которой я сочувствовала всем сердцем.

Единственным причастившимся из семьи в тот день оказался 5-месячный младенец Вася. Дочка подошла ко мне, зареванная и расстроенная – невычитанное последование отец N простить не смог.

А дальше – мы шли по пустой воскресной улице…

Мне пришлось провести много бесед, приобщить к ситуации чутких крестных, знакомых священников и проявить чудеса такта, прежде чем она снова согласилась пойти на исповедь. И вообще в церковь. В церковь в центре, куда мы ходили прежде.

***

На самой первой исповеди я назвала батюшку «святой отец».

– Святой отец – в западных сериалах, «Просто Марию», наверное, в детстве смотрела, – сказал он мне с улыбкой. – А я отец Анатолий.

Я не знала, что перед исповедью надо читать каноны, а перед причастием – последование. Накануне я трескала торт в гостях у подруги. Утром напилась кофе. В сам момент исповеди на мне не было крестика. На излюбленный вопрос отца N – «Верующая ли ты?» – я, скорее всего, ответила бы отрицательно. Мне было незнакомо слово «кафизма».

Но я несла с собой ужас и отчаяние, с которыми рано или поздно сталкивается каждый молодой человек, встречаясь со смертью близких и конечностью жизни – «видех бо во гробе брата своего безславна и безобразна»; я была переполнена ощущением бессмысленности мелькающей картинки; я хотела, чтобы мне сказали, что есть куда и зачем жить. И я говорила об этом…

…помози ми яко немощну, окорми мя яко странна…

И батюшка из маленькой сельской подмосковной церкви слушал и слышал. И допустил меня к Причастию, первому в жизни.

Должен был он так поступать по справедливости? Конечно, нет.

Но где, как говорится, были бы мы все, если бы с нами всегда поступали по справедливости?

Я боюсь помыслить, что было бы со мной, если бы первым моим исповедником был отец N. Вполне вероятно, что знакомством с ним мои поиски и закончились бы. И мне больно думать, что кто-то молодой, страдающий и неискушенный прошел через такой опыт.

На сайте церкви есть фото отца N, грозного как Саваоф, разящего как «Спас Ярое око», и его высказывание: «Человек! Ты рожден для Вечности!»

Да, конечно. Но в вечность не попадешь, минуя земную жизнь. Только транзитом – со всеми этими усталостями, болячками, маститами, мигренями, недосыпами. А значит, и усталость матери, и недосып отца, и вот эти все «труды многотрудныя плоти» – тоже важны, их надо видеть и признавать. И если женщина с младенцем дотащилась по слякоти под осенним дождем, надо ли ее казнить, как вора-рецидивиста, за то, что она не постилась три положенных дня? Милость или справедливость?

Если 8-летний ребенок не умеет еще самостоятельно вычитывать большой массив Последования ко святому Причастию – стоит ли его отгонять, как забредшую в огород козу? Справедливость или милость?

У меня нет ответов на эти вопросы.

Учителя, психологи, врачи и, конечно, священники – это те профессии, представителям которых дана локальная ситуативная власть над человеком. И от того, как поведет себя учитель или священник, зависит порой судьба человека.

Огромный разрыв между современными гуманистическими стандартами и практиками общения многих священников с паствой – отдельная широкая волнующая тема. Разница между социальным и психологическим обликом человека ХХI века и человека традиционного, к которому часто апеллирует Церковь, – безграничное море.

Но главное в этой нередкой истории – то состояние, в каком оказывается человек и из которого ему приходится выбираться.

Справедливости ради скажу, что у батюшки есть и фанаты. Вот, например, В.В., женщина пенсионного возраста – добрейший и милейший человек, бывшая детсадовская воспитательница моей дочки, абсолютная Арина Родионовна, любимица всех окрестных детей. Она и на пенсии, выгуливая внуков, продолжает зорко следить и дарить своим вниманием всех детей на ледяной горке или на площадке – потому что можно увести человека из сада, но нельзя вывести сад из человека.

– Да, батюшка у нас строгий! Нравится мне – со мной так и надо, я ж себя знаю! Как крапивой отхлещет, родимый! И прямо хорошо!

Я начинаю прикидывать, за что можно было б отхлестать В.В., и понимаю, что меня тогда вообще можно предать анафеме… В.В., буду честна, не одинока. Да и вообще, приход довольно сплоченный. А значит, не все так просто. И отец N тоже кому-то приходится по мерке. И вообще, дай ему Бог здоровья, конечно. Но со мной так не надо.

Меняйте приход или терпите

Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, Москва, главный редактор молодежного журнала «Наследник»:

– Попробуем понять, как действовать человеку, который оказался в сложной ситуации, оказался травмирован и смущен.

По большому счету, если вы живете в большом городе, то проблемы вообще нет – вы можете поменять приход, если правила и подход настоятеля вас не устраивают. Если батюшка строг и вы в курсе правил – то подстраивайтесь. Настаивает он, чтобы дети читали последование – значит, имейте это в виду, если вы хотите остаться в этом приходе, или меняйте приход. В принципе, конечно, хорошо «прилепиться» к одному приходу и батюшке, изучить его требования, ходить на исповедь именно к нему, со временем и он будет знать ваши особенности. Но ситуации бывают разные, и человек может оказаться в другом храме.

Если же человек живет в местности, где один храм на 100 км, то нужно приспосабливаться, тут сложнее. Приход не поменяешь. Тут вы оказываетесь в той же ситуации, как и в ситуации со злым соседом. Надо терпеть. Конечно, речь не идет о случаях, когда батюшка начинает откровенно «чудить» – тогда прихожане вправе пожаловаться архиерею.

Что касается того, что с новоначальными и «продвинутыми» нужно вести себя по-разному, тут спорно. Некоторые новоначальные нам еще фору дадут! Человек, который всерьез приходит к Богу, многое может потерпеть. Не говоря уже о том, что и смирение – не последняя для христианина вещь, а строгость часто – и есть настоящая любовь. Самой искусительной такая ситуация может оказаться для «захожанина»: он сделал одолжение, пришел раз в год на исповедь, а его – р-раз, и по шапке! Тут ему может быть сложно!..

Главный критерий – духовная польза

Протоиерей Андрей Федоров, клирик Свято-Никольского храма села Макарово Московской области:

При всей важности соблюдения поста и молитвенного правила пастырский подход к аскетической дисциплине должен быть, конечно, дифференцированным. Нельзя предъявлять одинаковые требования к христианину, только вступающему в Церковь, и к тому, кто уже не один год идет по пути духовной жизни.

Задача священника, на мой взгляд, в том, чтобы не заглушить еще нежное духовное растение «бременами тяжелыми и неудобоносимыми».

Одно дело – монах, здесь своя мера поста. Или здоровый молодой человек: почему бы и не попоститься построже! Совсем другое дело – больной, или беременная женщина, или младенец. То же самое относится, конечно, и к покаянной дисциплине. Не случайно Церковью установлен примерный возраст первой исповеди для ребенка – 7 лет. Примерный – потому что все дети разные! Кто-то уже в пять лет может по-настоящему осознавать свой грех и искренне каяться, для кого-то это трудно и в восемь, и в девять…

Так что «суббота для человека, а не человек для субботы»!

А главным критерием правильности отношений прихожанина и священника, как об этом напоминали наши выдающиеся духовники, например, архимандрит Кирилл (Павлов), должна быть духовная польза. Получаешь ты духовную пользу от общения с данным священником – слава Богу. Нет – нужно искать другого. Но это уже отдельная тема.


Софья СтебловскаяНедавно известный священник сказал, что «женщина слабее умом». Примерно так разговаривают с прихожанками некоторые священнослужители. Сегодня в Церкви соседствуют несколько трендов общения с паствой – от уважительно-бережного до «смиряющего гордыню». И если взрослый человек с опытом церковной жизни легче справится с этой ситуацией, то для ребенка или человека, начинающего свой путь, это может быть непросто. Об осмыслении такого опыта – Софья Стебловская. Туманным ноябрьским утром я шла с коляской по пустой улице. Рядом со мной шла 8-летняя дочка и рыдала в голос: «Никогда больше в твою церковь дурацкую не пойду! Не пойду! Никогда!» Она размазывала слезы и голосила почем зря, не сдерживаясь. Ее впервые в жизни не допустили к Причастию, причем довольно грубо, едва не оттолкнув от Чаши. После рождения младшего нам стало очень трудно добираться в храм в центре города, куда мы регулярно ходили. Пришлось найти храм поближе. Милый спальный район, волею судеб ставший новым центром Новой Москвы. Старинная церковь, в прошлом сельская, века полтора назад полностью удовлетворявшая нужды села, а теперь не способная вместить всех чающих района, жителей в котором больше, чем в среднем российском городе. Служит в ней монах, отец N. В общении с прихожанами практикует суровость, называя ее «апостольской простотой». Придерживается домостроевского гуманитарного стандарта – то есть не сомневается во вторичности женщин и пользе физических наказаний для детей. «Твое дело – на кухне сковородками греметь, а рассуждать не надо!» – наставил он как-то раз мою знакомую. Мое знакомство с ним много лет назад началось с его первого вопроса на исповеди: – Захожанка, что ли? Чувствуя себя пригвожденной к позорному столбу духовным диагнозом, я пыталась найти ответ, но он спросил следующее: – Верующая вообще? Этот вопрос меня вообще парализовал. – Гордая, что ли? Гордыню надо выбивать! Итогом с пользой проведенного вечера были рыдания дома – но не от осознаний той бездны, над которой я стою, а от чувства униженности и растоптанности. Супруг рвался пойти и поговорить с пастырем «по-мужски». За 15 лет жизни в районе я узнала о многих подобных случаях от людей, с которыми близко общалась: соседи, родители с детской площадки, врач из поликлиники, воспитатель детского сада. Роднило истории то, что люди оставались с ощущением опустошенности и обиженности. Некоторые даже ездили в Чистый переулок, но им сказали, что такой уж он, отец N, его уже не переделаешь. Прелестный младенец не был допущен к Причастию, потому что позволил себе зайтись плачем. А это, как известно, явный признак того, что «в дите сидят бесы», о чем и было объявлено родителям. Родители, которые «вздумали» назвать дитя не по святцам, были отчитаны до слез. Сестре, которая хотела отпеть своего душевнобольного брата, было доходчиво объяснено, что душевнобольные люди – плод неправедного рода, и надо больше молиться о упокоении предков, а не отпевать бесноватых. И тому подобное. Приняв решение пойти в церковь с детьми, я надеялась избежать контакта с зорким пастырем. Накануне в субботу вечером мы с дочкой исповедовались – «как порядочные», как называет это моя воцерковленная знакомая, то есть не в воскресенье аккурат перед Литургией, наскоком вклинившись с младенцем в дисциплинированную очередь, часто полуформально и наспех. А с чувством, с толком, с расстановкой, после субботней вечерней службы. И конечно, не отцу N, а другому священнику. Сердобольный клирик посоветовал прийти на раннюю Литургию, часам эдак к 7. Почему? Потому что на ранней Литургии не будет N, который никогда не пропустит таких отступников, как непостящиеся кормящие женщины. Учитывая, что ночь моя была разбавлена коликами и прочими младенческими спецэффектами, следование совету оказалось мне не по зубам. Мы пришли на позднюю Литургию, и я понимала, что пытаться попасть к Причастию мне – гиблое дело! Отец N лично фильтрует тех, кого исповедовал накануне не он. – У меня дети с 4 лет исповедуются и говеют! А ты не можешь? – пророкотал он молодой женщине с малышом, которой я сочувствовала всем сердцем. Единственным причастившимся из семьи в тот день оказался 5-месячный младенец Вася. Дочка подошла ко мне, зареванная и расстроенная – невычитанное последование отец N простить не смог. А дальше – мы шли по пустой воскресной улице… Мне пришлось провести много бесед, приобщить к ситуации чутких крестных, знакомых священников и проявить чудеса такта, прежде чем она снова согласилась пойти на исповедь. И вообще в церковь. В церковь в центре, куда мы ходили прежде. *** На самой первой исповеди я назвала батюшку «святой отец». – Святой отец – в западных сериалах, «Просто Марию», наверное, в детстве смотрела, – сказал он мне с улыбкой. – А я отец Анатолий. Я не знала, что перед исповедью надо читать каноны, а перед причастием – последование. Накануне я трескала торт в гостях у подруги. Утром напилась кофе. В сам момент исповеди на мне не было крестика. На излюбленный вопрос отца N – «Верующая ли ты?» – я, скорее всего, ответила бы отрицательно. Мне было незнакомо слово «кафизма». Но я несла с собой ужас и отчаяние, с которыми рано или поздно сталкивается каждый молодой человек, встречаясь со смертью близких и конечностью жизни – «видех бо во гробе брата своего безславна и безобразна»; я была переполнена ощущением бессмысленности мелькающей картинки; я хотела, чтобы мне сказали, что есть куда и зачем жить. И я говорила об этом… …помози ми яко немощну, окорми мя яко странна… И батюшка из маленькой сельской подмосковной церкви слушал и слышал. И допустил меня к Причастию, первому в жизни. Должен был он так поступать по справедливости? Конечно, нет. Но где, как говорится, были бы мы все, если бы с нами всегда поступали по справедливости? Я боюсь помыслить, что было бы со мной, если бы первым моим исповедником был отец N. Вполне вероятно, что знакомством с ним мои поиски и закончились бы. И мне больно думать, что кто-то молодой, страдающий и неискушенный прошел через такой опыт. На сайте церкви есть фото отца N, грозного как Саваоф, разящего как «Спас Ярое око», и его высказывание: «Человек! Ты рожден для Вечности!» Да, конечно. Но в вечность не попадешь, минуя земную жизнь. Только транзитом – со всеми этими усталостями, болячками, маститами, мигренями, недосыпами. А значит, и усталость матери, и недосып отца, и вот эти все «труды многотрудныя плоти» – тоже важны, их надо видеть и признавать. И если женщина с младенцем дотащилась по слякоти под осенним дождем, надо ли ее казнить, как вора-рецидивиста, за то, что она не постилась три положенных дня? Милость или справедливость? Если 8-летний ребенок не умеет еще самостоятельно вычитывать большой массив Последования ко святому Причастию – стоит ли его отгонять, как забредшую в огород козу? Справедливость или милость? У меня нет ответов на эти вопросы. Учителя, психологи, врачи и, конечно, священники – это те профессии, представителям которых дана локальная ситуативная власть над человеком. И от того, как поведет себя учитель или священник, зависит порой судьба человека. Огромный разрыв между современными гуманистическими стандартами и практиками общения многих священников с паствой – отдельная широкая волнующая тема. Разница между социальным и психологическим обликом человека ХХI века и человека традиционного, к которому часто апеллирует Церковь, – безграничное море. Но главное в этой нередкой истории – то состояние, в каком оказывается человек и из которого ему приходится выбираться. Справедливости ради скажу, что у батюшки есть и фанаты. Вот, например, В.В., женщина пенсионного возраста – добрейший и милейший человек, бывшая детсадовская воспитательница моей дочки, абсолютная Арина Родионовна, любимица всех окрестных детей. Она и на пенсии, выгуливая внуков, продолжает зорко следить и дарить своим вниманием всех детей на ледяной горке или на площадке – потому что можно увести человека из сада, но нельзя вывести сад из человека. – Да, батюшка у нас строгий! Нравится мне – со мной так и надо, я ж себя знаю! Как крапивой отхлещет, родимый! И прямо хорошо! Я начинаю прикидывать, за что можно было б отхлестать В.В., и понимаю, что меня тогда вообще можно предать анафеме… В.В., буду честна, не одинока. Да и вообще, приход довольно сплоченный. А значит, не все так просто. И отец N тоже кому-то приходится по мерке. И вообще, дай ему Бог здоровья, конечно. Но со мной так не надо. Меняйте приход или терпите Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, Москва, главный редактор молодежного журнала «Наследник»: – Попробуем понять, как действовать человеку, который оказался в сложной ситуации, оказался травмирован и смущен. По большому счету, если вы живете в большом городе, то проблемы вообще нет – вы можете поменять приход, если правила и подход настоятеля вас не устраивают. Если батюшка строг и вы в курсе правил – то подстраивайтесь. Настаивает он, чтобы дети читали последование – значит, имейте это в виду, если вы хотите остаться в этом приходе, или меняйте приход. В принципе, конечно, хорошо «прилепиться» к одному приходу и батюшке, изучить его требования, ходить на исповедь именно к нему, со временем и он будет знать ваши особенности. Но ситуации бывают разные, и человек может оказаться в другом храме. Если же человек живет в местности, где один храм на 100 км, то нужно приспосабливаться, тут сложнее. Приход не поменяешь. Тут вы оказываетесь в той же ситуации, как и в ситуации со злым соседом. Надо терпеть. Конечно, речь не идет о случаях, когда батюшка начинает откровенно «чудить» – тогда прихожане вправе пожаловаться архиерею. Что касается того, что с новоначальными и «продвинутыми» нужно вести себя по-разному, тут спорно. Некоторые новоначальные нам еще фору дадут! Человек, который всерьез приходит к Богу, многое может потерпеть. Не говоря уже о том, что и смирение – не последняя для христианина вещь, а строгость часто – и есть настоящая любовь. Самой искусительной такая ситуация может оказаться для «захожанина»: он сделал одолжение, пришел раз в год на
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика