Учил ли Иисус реинкарнации - «Стиль жизни»
Харитон 21-июл, 13:00 1 009 Я и Красота. / Новинки.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Существует популярный миф: якобы Иисус и его первые ученики верили в переселение душ, а само учение о реинкарнации было запрещено Церковью (вернее, императором Юстинианом на церковном Соборе) только в 533 году, и тогда же из Библии были удалены все фрагменты, которые можно было истолковать как его подтверждение. И все же в Евангелии сохранились некоторые слова, которые указывают на реинкарнацию: например, когда Христос отождествляет Иоанна Крестителя с Илией. По мысли сторонников реинкарнации, это говорит о том, что Иоанн есть реинкарнировавшийся Илия.
В чем здесь ошибка?
Как было на самом деле
Таких ошибок, по крайне мере, три.
Первая ошибка — следование исторически недостоверным выдумкам. Откуда нам известно, что в 533 году Библия подвергалась редактуре? Из каких исторических источников? Кто видел — и может предъявить нам – те фрагменты, которые якобы были из нее удалены? Никаких достоверных свидетельств этого нет, а здравый смысл, напротив, говорит о том, что редактура Библии в 533 году была технически невозможна.
Вот уже два столетия христианство было господствующей религией в Империи, существовало множество христианских общин, и у каждой был экземпляр Священного Писания. Библию торжественно читали во время богослужения, цитировали в проповедях, толкованиях, философских трактатах и полемических сочинениях. И чтобы подвергнуть ее текст какой-либо редактуре, понадобилось бы переписать все существующие экземпляры Священного Писания, а также все тексты, в которых исправленные фрагменты упоминаются или цитируются. И проделать все это не только не вызвав протестов и смуты, но и не оставив никаких исторических свидетельств о столь масштабной операции.
Действительно, христиане первых веков много спорили о содержании Священного Писания — до нас дошли постановления Вселенских Соборов и полемические сочинения Отцов Церкви, где они подробно разбирают и опровергают аргументы еретиков. И мы точно знаем: споров о толковании библейских текстов было сколько угодно, но упреков, мол, «ваш вариант Библии отредактирован императором Юстинианом», даже еретики не выдвигали. А значит, версия о том, что Библию отредактировали в 533 году — выдумка, и выдумка относительно недавняя.
Вторая ошибка — это подгонка текста под мировоззрение. Люди, которые верят в реинкарнацию, находят в Библии подтверждение своего учения. А те, кто верят в пришельцев, выискивают в ней описания инопланетных кораблей. Коммунисты утверждают, что Христос проповедовал коммунизм. Впрочем, адепты любых учений пытаются записать Его в “свои”. Люди сначала объявляют, что Иисус должен учить тому же, чему и они — а уж потом подыскивают этому обоснования в тексте Писания. Хотя очевидно, что это ошибочный подход к любому тексту, тем более — к евангельскому. Нужно попытаться понять, что хотел сказать сам Иисус, а не подгонять Его слова под то, что нам хотелось бы услышать.
Третья ошибка — игнорирование библейского и культурного контекста. Но ведь любое высказывание делается на определенном фоне. И смысл его помогают понять другие высказывания того же человека. А смысл текста — другие фрагменты того же текста. К примеру, если мы наберем в библейском поисковике слово “Илия”, мы обнаружим его, в частности, в сцене преображения. “По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие” (Мф 17:1-3). Но если Илия реинкарнировался в Иоанне Крестителе, кто же тогда беседовал с Иисусом?
Отождествление Илии и Иоанна говорит только о том, что Иоанн исполняет миссию Илии — “и предъидет пред Ним в духе и силе Илии” (Лк 1:17). Это вообще типично для Библии. Например, люди приветствуют Иисуса словами: “благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!” (Мк 11:10) — хотя Иисус не является Давидом, обещанное Богом “Царство Давида” приходит именно в Его лице.
Доктрина реинкарнации принципиально противоречит всей библейской картине мира, для которой очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из сотворенных Им людей. Как говорит псалмопевец, “не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс 138:15,16).
Для Бога каждая человеческая личность уникальна, драгоценна, призвана к вечным отношениям с Ним. Христос говорит: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф 18:10). Апостол Павел подчеркивает, что крестная жертва Спасителя была совершена за каждого — и за него лично: “живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал 2:20).
Реинкарнация разрушила бы эти отношения. Если я сначала был хомяком, потом котом, потом пандой, потом китайским императором, потом русским публицистом — то где настоящий, подлинный “я” с уникальными взаимоотношениями с Богом? Меня как уникальной личности просто нет.
Но Библия подчеркивает: Бог любит каждого из нас как уникального, единственный раз родившегося на свет человека. Она говорит о воскресении мертвых, когда уникальная душа каждого из нас раз и навсегда воссоединится с нашим уникальным воскресшим и преображенным телом — по слову Спасителя: “А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых” (Мк 12:26,27).
И воскресение Иисуса Христа лишь предваряет общее воскресение мертвых:
“Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его” (1 Кор 15:20-23).
Кому и зачем нужен этот миф Насколько мы можем судить, у этого мифа есть вполне конкретный автор – Елена Петровна Блаватская (1831-1891), которая в свое время выступила с доктриной, которую она называла “теософией”. Она предложила европейским и американским любителям духовной экзотики учение, которое, по ее словам, объединяло все религии. И хотя разные религии учат разному — в частности, в буддизме есть понятие о переселения душ, а в христианстве его нет, — Блаватская утверждала, что Иисус первоначально учил реинкарнации, но потом Церковь запретила это учение.
Новый импульс этот миф получил примерно через сто лет: с конца 1960-х в моду в США и Западной Европе вошли индийские (и псевдо-индийские) гуру, но им пришлось учитывать христианское наследие аудитории и как-то осмысливать ключевую религиозную фигуру европейской цивилизации – Иисуса Христа. Отсюда настойчивые утверждения, что, на самом деле Иисус учил тому же, что и они, а потом Церковь исказила Его учение.
На самом деле, конечно, ни о какой реинкарнации речи в Евангелии нет. Все гораздо лучше, радостней и утешительней: Бог предлагает вам — именно вам, уникальной личности с вашим лицом и именем — вечную и блаженную жизнь. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин 3:16).
ХУДИЕВ Сергей
МифСуществует популярный миф: якобы Иисус и его первые ученики верили в переселение душ, а само учение о реинкарнации было запрещено Церковью (вернее, императором Юстинианом на церковном Соборе) только в 533 году, и тогда же из Библии были удалены все фрагменты, которые можно было истолковать как его подтверждение. И все же в Евангелии сохранились некоторые слова, которые указывают на реинкарнацию: например, когда Христос отождествляет Иоанна Крестителя с Илией. По мысли сторонников реинкарнации, это говорит о том, что Иоанн есть реинкарнировавшийся Илия. В чем здесь ошибка? Как было на самом деле Таких ошибок, по крайне мере, три. Первая ошибка — следование исторически недостоверным выдумкам. Откуда нам известно, что в 533 году Библия подвергалась редактуре? Из каких исторических источников? Кто видел — и может предъявить нам – те фрагменты, которые якобы были из нее удалены? Никаких достоверных свидетельств этого нет, а здравый смысл, напротив, говорит о том, что редактура Библии в 533 году была технически невозможна. Вот уже два столетия христианство было господствующей религией в Империи, существовало множество христианских общин, и у каждой был экземпляр Священного Писания. Библию торжественно читали во время богослужения, цитировали в проповедях, толкованиях, философских трактатах и полемических сочинениях. И чтобы подвергнуть ее текст какой-либо редактуре, понадобилось бы переписать все существующие экземпляры Священного Писания, а также все тексты, в которых исправленные фрагменты упоминаются или цитируются. И проделать все это не только не вызвав протестов и смуты, но и не оставив никаких исторических свидетельств о столь масштабной операции. Действительно, христиане первых веков много спорили о содержании Священного Писания — до нас дошли постановления Вселенских Соборов и полемические сочинения Отцов Церкви, где они подробно разбирают и опровергают аргументы еретиков. И мы точно знаем: споров о толковании библейских текстов было сколько угодно, но упреков, мол, «ваш вариант Библии отредактирован императором Юстинианом», даже еретики не выдвигали. А значит, версия о том, что Библию отредактировали в 533 году — выдумка, и выдумка относительно недавняя. Вторая ошибка — это подгонка текста под мировоззрение. Люди, которые верят в реинкарнацию, находят в Библии подтверждение своего учения. А те, кто верят в пришельцев, выискивают в ней описания инопланетных кораблей. Коммунисты утверждают, что Христос проповедовал коммунизм. Впрочем, адепты любых учений пытаются записать Его в “свои”. Люди сначала объявляют, что Иисус должен учить тому же, чему и они — а уж потом подыскивают этому обоснования в тексте Писания. Хотя очевидно, что это ошибочный подход к любому тексту, тем более — к евангельскому. Нужно попытаться понять, что хотел сказать сам Иисус, а не подгонять Его слова под то, что нам хотелось бы услышать. Третья ошибка — игнорирование библейского и культурного контекста. Но ведь любое высказывание делается на определенном фоне. И смысл его помогают понять другие высказывания того же человека. А смысл текста — другие фрагменты того же текста. К примеру, если мы наберем в библейском поисковике слово “Илия”, мы обнаружим его, в частности, в сцене преображения. “По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие” (Мф 17:1-3). Но если Илия реинкарнировался в Иоанне Крестителе, кто же тогда беседовал с Иисусом? Отождествление Илии и Иоанна говорит только о том, что Иоанн исполняет миссию Илии — “и предъидет пред Ним в духе и силе Илии” (Лк 1:17). Это вообще типично для Библии. Например, люди приветствуют Иисуса словами: “благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!” (Мк 11:10) — хотя Иисус не является Давидом, обещанное Богом “Царство Давида” приходит именно в Его лице. Доктрина реинкарнации принципиально противоречит всей библейской картине мира, для которой очень важно глубоко личное отношение Бога к каждому из сотворенных Им людей. Как говорит псалмопевец, “не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс 138:15,16). Для Бога каждая человеческая личность уникальна, драгоценна, призвана к вечным отношениям с Ним. Христос говорит: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф 18:10). Апостол Павел подчеркивает, что крестная жертва Спасителя была совершена за каждого — и за него лично: “живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал 2:20). Реинкарнация разрушила бы эти отношения. Если я сначала был хомяком, потом котом, потом пандой, потом китайским императором, потом русским публицистом — то где настоящий, подлинный “я” с уникальными взаимоотношениями с Богом? Меня как уникальной личности просто нет. Но Библия подчеркивает: Бог любит каждого из нас как уникального, единственный раз родившегося на свет человека. Она говорит о воскресении мертвых, когда уникальная душа каждого из нас раз и навсегда воссоединится с нашим уникальным воскресшим и преображенным телом — по слову Спасителя: “А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? _