Как граф Шереметев обессмертил свою любовь - «Стиль жизни»
Douglas 12-июл, 07:00 991 Я и Красота. / Новинки.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Ещё один из рода Шереметевых
«Но что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король» — эта строчка из песни Аллы Пугачёвой в XXI веке уже не актуальна. Сегодня отпрыски монарших фамилий связывают себя узами брака со спортсменками, актрисами, журналистками, не обращая внимания на их социальный статус. Помехой перестали быть даже предыдущие браки пассий.
Но на протяжении веков представители высшего сословия, решавшиеся связать с себя с простолюдинами, рисковали потерять всё. Несмотря на это, всегда находись смельчаки, готовые пожертвовать своим положением ради любви.
Граф Николай Шереметев ради любви к собственной крепостной был готов пожертвовать всем. Он добился своего, но счастье его было недолгим.
Иван Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве. 1765 г.
Он родился 9 июля 1751 года в семье графа Петра Шереметева, видного сановника эпохи Екатерины Великой. Род Шереметевых был одним из самых известных и влиятельных в России.
Получив начальное образование дома, юный граф был отправлен для продолжения обучения за границей. Вернулся Николай Шереметев молодым человеком с отличным образованием, в голове которого крепко засели передовые европейские идеи.
Молодой граф получил престижное место на государственной службе, но куда больше занимали вопросы культуры и искусства.
Главная звезда крепостного театра
В России в тот период действовало немало крепостных театров, был такой и у отца Николая Шереметева в усадьбе Кусково. Однако молодому человеку он показался недостаточно большим и слишком старым, и граф взялся за его перестройку.
Шереметеву-младшему нужны были не только новые помещения, но и талантливые актёры. «Мужицкие» фамилии крепостных резали слух, и он взялся за переименования. Так, на сцену театра Шереметева стали выходить не Ивановы и Петровы, а Изумрудовы и Яхонтовы.
Но особое внимание графа привлекла юная дочь кузнеца Параша Ковалёва. Девочка обладала волшебным голосом, и Шереметев задумал сделать её примой своей труппы. Имя Параша он заменил на Прасковья, а вместо Ковалёвой она стала Жемчуговой.
Впрочем, первый её псевдоним не был столь благозвучным — в 11 лет она дебютировала в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы» под именем Прасковьи Горбуновой.
Молодую актрису публика нашла очень способной, и через год граф сменил её фамилию на более достойную восходящей звезды.
К середине 1780-х годов крепостной театр Шереметева стал лучшим в России, а Прасковья Жемчугова — лучшей актрисой России. Посмотреть на её игру приезжала сама Екатерина Великая.
Неудивительно, что Прасковья Жемчугова стала фавориткой своего господина. Подобные истории случались сплошь и рядом. Но тут всё пошло по иному сценарию: граф Шереметев вдруг объявил, что намерен жениться на Прасковье.
П. И. Жемчугова — в роли Элианы («Браки самнитян» А. Гретри). Автор акварельного портрета (1793–1797) Ш. де Шамиссо. Фото: Commons.wikimedia.org
Борьба за счастье
Это было совершенно немыслимо: один из самых завидных женихов России, отпрыск великого рода задумал связать жизнь с собственной крепостной, актрисой, дочерью спившегося кузнеца.
На этом фоне говорить о том, что граф был старше Прасковьи на 17 лет, даже не стоит — это уже мелочи.
В 1788 году умер старый граф Шереметев, и Николай, очень привязанный к отцу, запил, словно крестьянин, забросив все дела. Вывести из этого состояния его смогла Прасковья.
Они жили, как муж и жена, хотя за спиной у графа ходили очень нехорошие разговоры. Не обращая внимания на них, Шереметев строил в Останкино новый театр специально для любимой. А она сама, не забывая о своём происхождении, ездила подавать милостыню нищим. Прасковья уговорила графа заложить общедоступную больницу для бедных — Странноприимный дом. С этой больницы начиналась история знаменитого НИИ имени Склифосовского.
Родня графа пыталась объявить его сумасшедшим — ему удалось отбиться. Но тут случилась новая беда — Прасковья, у которой прогрессировал туберкулёз, стала терять голос. В 1797 году её артистическая карьера подошла к концу. Здесь многие ждали, что граф потеряет к ней интерес, но ошиблись. Шереметев остался с любимой и из кожи вон лез, дабы узаконить их отношения.
К нему благосклонно относился император Павел I, однако и монарх не решился одобрить их отношения. Неофициально, правда, он был на стороне графа.
Венчание
Шереметев нашёл выход. За большую взятку он оформил документы о том, что предком актрисы был польский дворянин Ковалевский, попавший в русский плен и ставший крепостным.
В 1798 году граф даёт вольную всей семье Ковалёвых, выдав им 50 000 рублей.
Митрополит Платон, рассмотрев ситуацию, решил благословить брак Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Иерарх рассудил по-житейски — эта пара провела вместе не один год, граф относится к Прасковье, как к жене, и называть такие отношения «блудом» никак нельзя.
6 ноября 1801 года в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской, протоиерей Фёдор Малиновский провёл обряд венчания графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Жемчуговой.
Граф не хотел для Прасковьи роли узаконенной затворницы. Он готовил её признание высшим светом. Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой. Этот знаменитый портрет кисти художника Николая Аргунова хранится ныне в Центральном театральном музее имени Бахрушина.
Прасковья Жемчугова. Николай Аругнов. 1803 год. Фото: Commons.wikimedia.org
Исполненное обещание
На портрете новоявленная графиня Шереметева беременна. Прасковья, несмотря на прогрессирующий туберкулёз, в это время мечтала не о признании, а о ребёнке.
3 февраля 1803 года 34-летняя звезда сцены родила сына, которого назвали Дмитрием. Роды забрали последние силы Прасковьи — 23 февраля она умерла.
Граф был сломлен. Он потерял ту, ради которой жил и творил. Но оставался сын, и оставалось завещание Прасковьи, которая просила мужа продолжить заниматься благотворительностью.
Николай Шереметев выполнил волю жены. Часть капитала пошла на помощь бедным невестам и ремесленникам, большие средства были пущены на достройку Странноприимного дома, а также назначены для финансирования его дальнейшей деятельности.
Помимо Странноприимного дома, театров в Останкино и Кусково, граф Шереметев участвовал в строительстве множества храмов и монастырей.
Новый император Александр I повелел вручить графу Шереметеву в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «В залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве», — и кроме того, пожаловал его орденом Святого Владимира I степени.
Но для графа было важнее другое — Александр I официально признал брак Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой законным, а их сына Дмитрия утвердил законным наследником титула и имущества отца.
Своё обещание Прасковье не допустить того, чтобы сын остался незаконнорождённым, Николай Петрович исполнил.
Портрет графа Николая Петровича Шереметева. Холст, масло. 85 x 68. Худ. Н. И. Аргунов. 1800-е гг.
Сын своих родителей
Дмитрию он оставил не только титул и наследство, но и записки о матери и их чувствах. Граф писал, что смысл жизни человеческой не в знатности и не в славе, а в благих делах и добрых поступках.
Самому воспитать сына графу было не суждено. Он умер в январе 1809 года, пережив любимую на неполные шесть лет. Маленький Дима Шереметев был взят на воспитание вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной.
В течение всей жизни Дмитрий Шереметев был попечителем построенного родителями Странноприимного дома, помогал гимназиям, приютам, университетам. Благодаря его деятельности, в середине XIX века даже появилась поговорка «жить на шереметьевский счёт».
9 июля (по новому стилю) родился граф Николай Шереметев, меценат и покровитель искусств, основатель Странноприимного дома и крепостного театра в Останкино.Ещё один из рода Шереметевых «Но что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король» — эта строчка из песни Аллы Пугачёвой в XXI веке уже не актуальна. Сегодня отпрыски монарших фамилий связывают себя узами брака со спортсменками, актрисами, журналистками, не обращая внимания на их социальный статус. Помехой перестали быть даже предыдущие браки пассий. Но на протяжении веков представители высшего сословия, решавшиеся связать с себя с простолюдинами, рисковали потерять всё. Несмотря на это, всегда находись смельчаки, готовые пожертвовать своим положением ради любви. Граф Николай Шереметев ради любви к собственной крепостной был готов пожертвовать всем. Он добился своего, но счастье его было недолгим. Иван Аргунов. Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве. 1765 г. Он родился 9 июля 1751 года в семье графа Петра Шереметева, видного сановника эпохи Екатерины Великой. Род Шереметевых был одним из самых известных и влиятельных в России. Получив начальное образование дома, юный граф был отправлен для продолжения обучения за границей. Вернулся Николай Шереметев молодым человеком с отличным образованием, в голове которого крепко засели передовые европейские идеи. Молодой граф получил престижное место на государственной службе, но куда больше занимали вопросы культуры и искусства. Главная звезда крепостного театра В России в тот период действовало немало крепостных театров, был такой и у отца Николая Шереметева в усадьбе Кусково. Однако молодому человеку он показался недостаточно большим и слишком старым, и граф взялся за его перестройку. Шереметеву-младшему нужны были не только новые помещения, но и талантливые актёры. «Мужицкие» фамилии крепостных резали слух, и он взялся за переименования. Так, на сцену театра Шереметева стали выходить не Ивановы и Петровы, а Изумрудовы и Яхонтовы. Но особое внимание графа привлекла юная дочь кузнеца Параша Ковалёва. Девочка обладала волшебным голосом, и Шереметев задумал сделать её примой своей труппы. Имя Параша он заменил на Прасковья, а вместо Ковалёвой она стала Жемчуговой. Впрочем, первый её псевдоним не был столь благозвучным — в 11 лет она дебютировала в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы» под именем Прасковьи Горбуновой. Молодую актрису публика нашла очень способной, и через год граф сменил её фамилию на более достойную восходящей звезды. К середине 1780-х годов крепостной театр Шереметева стал лучшим в России, а Прасковья Жемчугова — лучшей актрисой России. Посмотреть на её игру приезжала сама Екатерина Великая. Неудивительно, что Прасковья Жемчугова стала фавориткой своего господина. Подобные истории случались сплошь и рядом. Но тут всё пошло по иному сценарию: граф Шереметев вдруг объявил, что намерен жениться на Прасковье. П. И. Жемчугова — в роли Элианы («Браки самнитян» А. Гретри). Автор акварельного портрета (1793–1797) Ш. де Шамиссо. Фото: Commons.wikimedia.org Борьба за счастье Это было совершенно немыслимо: один из самых завидных женихов России, отпрыск великого рода задумал связать жизнь с собственной крепостной, актрисой, дочерью спившегося кузнеца. На этом фоне говорить о том, что граф был старше Прасковьи на 17 лет, даже не стоит — это уже мелочи. В 1788 году умер старый граф Шереметев, и Николай, очень привязанный к отцу, запил, словно крестьянин, забросив все дела. Вывести из этого состояния его смогла Прасковья. Они жили, как муж и жена, хотя за спиной у графа ходили очень нехорошие разговоры. Не обращая внимания на них, Шереметев строил в Останкино новый театр специально для любимой. А она сама, не забывая о своём происхождении, ездила подавать милостыню нищим. Прасковья уговорила графа заложить общедоступную больницу для бедных — Странноприимный дом. С этой больницы начиналась история знаменитого НИИ имени Склифосовского. Родня графа пыталась объявить его сумасшедшим — ему удалось отбиться. Но тут случилась новая беда — Прасковья, у которой прогрессировал туберкулёз, стала терять голос. В 1797 году её артистическая карьера подошла к концу. Здесь многие ждали, что граф потеряет к ней интерес, но ошиблись. Шереметев остался с любимой и из кожи вон лез, дабы узаконить их отношения. К нему благосклонно относился император Павел I, однако и монарх не решился одобрить их отношения. Неофициально, правда, он был на стороне графа. Венчание Шереметев нашёл выход. За большую взятку он оформил документы о том, что предком актрисы был польский дворянин Ковалевский, попавший в русский плен и ставший крепостным. В 1798 году граф даёт вольную всей семье Ковалёвых, выдав им 50 000 рублей. Митрополит Платон, рассмотрев ситуацию, решил благословить брак Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой. Иерарх рассудил по-житейски — эта пара провела вместе не один год, граф относится к Прасковье, как к жене, и называть такие отношения «блудом» никак нельзя. 6 ноября 1801 года в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской, протоиерей Фёдор Малиновский провёл обряд венчания графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Жемчуговой. Граф не хотел для Прасковьи роли узаконенной затворницы. Он готовил её признание высшим светом. Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой. Этот знаменитый портрет кисти художника Николая Аргунова хранится ныне в Центральном театральном музее имени Бахрушина. Прасковья Жемчугова. Николай Аругнов. 1803 год. Фото: Commons.wikimedia.org Исполненное обещание На портрете новоявленная графиня Шереметева беременна. Прасковья, несмотря на прогрессирующий туберкулёз, в это время мечтала не о признании, а о ребёнке. 3 февраля 1803 года 34-летняя звезда сцены родила сына, которого назвали Дмитрием. Роды забрали последние силы Прасковьи — 23 февраля она умерла. Граф был сломлен. Он потерял ту, ради которой жил и творил. Но оставался сын, и оставалось завещание Прасковьи, которая просила мужа продолжить заниматься благотворительностью. Николай Шереметев выполнил волю жены. Часть капитала пошла на помощь бедным невестам и ремесленникам, большие средства были пущены на достройку Странноприимного дома, а также назначены для финансирования его дальнейшей деятельности. Помимо Странноприимного дома, театров в Останкино и Кусково, граф Шереметев участвовал в строительстве множества храмов и монастырей. Новый император Александр I повелел вручить графу Шереметеву в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «В залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве», — и кроме того, пожаловал его орденом Святого Владимира I степени. Но для графа было важнее другое — Александр I официально признал брак Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой законным, а их сына Дмитрия утвердил законным наследником титула и имущества отца. Своё обещание Прасковье не допустить того, чтобы сын остался незаконнорождённым, Николай Петрович исполнил. Портрет графа Николая Петровича Шереметева. Холст, масло. 85 x 68. Худ. Н. И. Аргунов. 1800-е гг. Сын своих родителей Дмитрию он оставил не только титул и наследство, но и записки о матери и их чувствах. Граф писал, что смысл жизни человеческой не в знатности и не в славе, а в благих делах и добрых поступках. Самому воспитать сына графу было не суждено. Он умер в январе 1809 года, пережив любимую на неполные шесть лет. Маленький Дима Шереметев был взят на воспитание вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. В течение всей жизни Дмитрий Шереметев был попечителем построенного родителями Странноприимного дома, помогал гимназиям, приютам, университетам. Благодаря его деятельности, в середине XIX века даже появилась поговорка «жить на шереметьевский счёт».