Любовь и смерть Василия Шукшина - «Стиль жизни»
Сократ 05-окт, 16:00 1 271 Я и Красота. / Новинки.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Василий Шукшин и Лидия Федосеева – одна из ярчайших пар отечественного кино. Они встретились на съемочной площадке, когда Шукшину было 35, а Федосеевой 26. У каждого за спиной был брак. Но в историю вошла именно пара Шукшин-Федосеева.
Первая встреча
Как рассказывала позже сама Лидия Николаевна, это ей Шукшин впервые в своей жизни подарил букет цветов. Полевых. Они ехали со съемочной группой в автобусе по Крыму. Была сделана остановка. Шукшин успел собрать цветы и спрятал их под полой пиджака. А потом преподнес Лидии, которая сидела в тот момент одна в пустом автобусе. До этого они вместе ехали из Москвы в поезде. А еще раньше Федосеева, узнав, что партнером в картине у нее будет Шукшин, мягко говоря, не обрадовалась. До этого она сталкивалась с Василием Макаровичем почти 10 лет назад, будучи первокурсницей ВГИКа. Шукшин на тот момент был старшекурсником (учиться он пришел после армии, отслужив 3 года на флоте, да еще успел поработать, в том числе директором сельской школы в родном алтайском селе Сростки). В институте между ними произошел конфликт. Шукшин отчитал юную Лидочку, да так эмоционально, что девушке казалось, что, будь у него под рукой хворостина, он бы ее отстегал. В общем, воспоминания о нем остались не самые приятные.
Конечно, она потом не раз слышала его имя. Рассказы Шукшина печатали в центральных литературных журналах, он снялся в нескольких фильмах, и все они «выстрелили». Самой первой была картина «Два Федора», где он сыграл еще студентом. А первая книга Шукшина под названием «Сельские жители» вышла за год до его встречи с Лидией на съемочной площадке.
Судьбоносная «Калина красная»
Как уже известный писатель и актер Шукшин ехал в мягком купе, но не усидел в своих хоромах и отправился к артистам в обычный плацкартный. Там уже пели. В какой-то момент Лидия затянула «Калину красную». Шукшин начал подпевать. Когда народ стал укладываться спать, Василий ушел к себе, но скоро вновь вернулся. Шепотом они проговорили всю ночь. Рассказывала, в основном, она, а он по своей писательской привычке выспрашивал: о детстве, юности.
Лидия Николаевна выросла в ленинградской коммуналке. Пережила блокаду. У нее рано обнаружились актерские способности, которые она развивала со школьной скамьи – ходила в драмкружок при Доме кино. В старших классах снялась в эпизодических ролях в фильмах «Максим Перепелица» и «Два капитана». Поступила во ВГИК, где встретила первого мужа, актера Вячеслава Воронина. В этом браке родилась дочка Настя. Однако сам союз оказался непрочным. После развода Настя росла вместе с отцом и его мамой. Лидия Николаевна в это время заканчивала институт. Однако пребывание Насти у отца и бабушки затянулось вплоть до ее взросления.
Была маленькая дочка, Катя, и у Василия Шукшина. Ее мама, Виктория Софронова работала редактором в одном из литературных журналов. С Василием они познакомились на обсуждении одной из его повестей. Официально этот брак не был зарегистрирован. К Кате, своему первенцу, Шукшин относился трепетно. Об этом свидетельствуют письма, которые он писал дочке, тогда еще младенцу. Писал, что называется, «на вырост». Когда у Василия Макаровича образовалась семья с Лидией Федосеевой и одна за другой появились на свет Маша и Оля, Шукшин не переставал заботиться о старшей дочери. Екатерина Шукшина всегда отзывалась и отзывается об отце с огромным уважением и любовью. Вспоминает, что когда мама после окончательного расставания с Василием Макаровичем вышла замуж, то повесила в квартире портрет Шукшина. На удивленные вопросы окружающих отвечала: «Это отец Кати!»
Семейное гнездо
Сближение Шукшина и Федосеевой продолжилось по возвращении со съемок в Москву. Однажды Василий вручил Лидии ключи от своей небольшой холостяцкой квартиры. Столичная прописка и жильё достались Шукшину с большим трудом. После окончания ВГИКа он почти десять лет скитался по Москве – ночевал то на вокзалах, то у друзей, бывало, лазил в окно общежития родного ВГИКа, где молодые товарищи давали ему кров в обход существующих правил. Из вещей с собой – портфель с рукописями.
На свой первый крупный гонорар Шукшин купил на родине, в Алтайском крае, дом для матери Марии Сергеевны. Потом сам построил баню. А в московской квартире был только матрас. Дочь Шукшина Мария рассказывала, что первую мебель Лидия Николаевна купила по сходной цене в магазине «Детский мир». Это был маленький столик и два стульчика. Шиковать – это и в дальнейшем будет не про них. После рождения двух дочерей продолжали жить в той же однокомнатной квартире. Пока девочки спали, Шукшин работал на пишущей машинке в туалете. Он клал на колени доску, ставил на нее машинку. Жилье, соответствующее его статусу известного писателя, актера и режиссера, он получил за несколько лет до кончины. Это была четырехкомнатная квартира в центре Москвы, где собственными руками он выложил на кухне плитку. Она, к слову, спустя полвека продолжает украшать семейное гнездо Шукшиных.
«Умирал» на экране и в жизни
Семейный союз с Лидией Николаевной со временем стал и творческим тандемом.
В двух своих знаменитых фильмах – «Печки лавочки» и «Калина красная» - на роль главной героини он выбрал Федосееву. Дуэт был настолько органичен, что зрители безоговорочно приняли пару. К слову, название повести «Калина красная», по которой Шукшин снимал фильм, придумала Лидия Николаевна. Эту повесть Василий Макарович написал в больнице, куда слег с обострением язвы. Болезнь эта мучила с момента прохождения срочной службы на флоте. Первой он дал прочитать рукопись жене. Как она потом сама вспоминала, повесть о судьбе бывшего уголовника произвела на нее такое сильное впечатление, что она проплакала всю ночь. Рукопись была без названия. И во время разговора с мужем по телефону Лидия предложила: «Пусть будет называться «Калина Красная». Шукшин согласился. Предполагалось, что в картине Шукшин и Федосеева вместе исполнят и саму песню «Калина красная», но для этого было необходимо купить авторские права у композитора Френкеля. Средств на это категорически не хватало. Бюджет картины был даже не скудный - нищенский. Съемочное оборудование - старое. Все это с лихвой покрывал режиссерский и актерский талант Шукшина, который взялся и за главную мужскую роль. По воспоминаниям Лидии Федосеевой, когда Шукшин «умирал» в кадре, вся съемочная группа плакала. А когда этот эпизод озвучивали, у самой актрисы случился гипертонический криз.
«Я Матвея убил!»
Шукшин своим примером неимоверно высоко поднимал творческую планку. Иначе он не мог. Близкий его друг и земляк, документалист Александр Саранцев, однажды вспомнил показательный в этом смысле эпизод. Пришел он к Василию Макаровичу. Тот был дома один. Сидел за пишущей машинкой и рыдал. – «Что случилось, Вася?» – «Саня-а… Я… Матвея убил!» (персонаж романа «Я пришел дать вам волю»). Каждого своего героя он пропускал через сердце. Может, поэтому оно и не выдержало…
Шукшин ушел на пике славы, в расцвете творческих сил, было ему всего-то 45 лет. Это произошло в 1974 году – когда фильм «Калина красная» стал абсолютным лидером проката в стране. На него было продано 62 миллиона билетов.
Трагедия случилась осенью на съемках фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», где у Василия Макаровича была одна из главных ролей. До конца съемок оставалось всего несколько дней. Группа уже не первый месяц жила на теплоходе, поскольку съемки шли на берегу реки Дон. Актер Георгий Бурков, также занятый на этой картине, вспоминал, что незадолго до неожиданной кончины Шукшин делил с ним гримерку. Василий Макарович что-то рисовал на пачке сигарет. Когда коллега поинтересовался, что именно, Шукшин ответил: похороны. Бурков обругал друга, сказал, что все это – глупости, и забрал у него пачку. А спустя пару дней, утром 2 октября, заглянув в каюту Шукшина, он обнаружил его мертвым. Приехавшие врачи причиной смерти назвали сердечную недостаточность.
«Будь человеком»
Многие близкие друзья отказывались в это верить. Им показалось странным, что у аккуратиста Шукшина по каюте были разбросаны бумаги. При этом сам он лежал на кровати. Были в этой истории и другие странности. Но официальная версия так и осталась первоначальной – проблемы с сердцем.
Благодаря настойчивости Сергея Бондарчука, похоронили Василия Макаровича на Новодевичьем кладбище. А благодаря приехавшей с Алтая маме тайно отпели. А покаялся он всенародно на экране, когда его герой в «Калине красной» перед самой смертью говорит: «Господи, прости меня, если сможешь!». Зрители сравнивали ощущение от просмотра этого эпизода с подсматриванием чужой исповеди.
В то же судьбоносном 1974 г., за два месяца до смерти Шукшин сделал запись. Вот она: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.
Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
….Лидия Николаевна очень тяжело пережила смерть мужа. Рассказывала, что после похорон услышала от его мамы Марии Сергеевны неожиданную фразу. Мол, ты еще молодая. Можешь выйти замуж. Тогда убитой горем вдове это показалось странным. Но случилось именно так. В ее жизни будет еще два брака, но в истории она навсегда останется Федосеевой-Шукшиной.В день памяти невероятного артиста, режиссера и писателя Василия Шукшина Мы рассказываем историю его главной любви и такой неожиданной, в расцвете лет, смерти. Василий Шукшин и Лидия Федосеева – одна из ярчайших пар отечественного кино. Они встретились на съемочной площадке, когда Шукшину было 35, а Федосеевой 26. У каждого за спиной был брак. Но в историю вошла именно пара Шукшин-Федосеева. Первая встреча Как рассказывала позже сама Лидия Николаевна, это ей Шукшин впервые в своей жизни подарил букет цветов. Полевых. Они ехали со съемочной группой в автобусе по Крыму. Была сделана остановка. Шукшин успел собрать цветы и спрятал их под полой пиджака. А потом преподнес Лидии, которая сидела в тот момент одна в пустом автобусе. До этого они вместе ехали из Москвы в поезде. А еще раньше Федосеева, узнав, что партнером в картине у нее будет Шукшин, мягко говоря, не обрадовалась. До этого она сталкивалась с Василием Макаровичем почти 10 лет назад, будучи первокурсницей ВГИКа. Шукшин на тот момент был старшекурсником (учиться он пришел после армии, отслужив 3 года на флоте, да еще успел поработать, в том числе директором сельской школы в родном алтайском селе Сростки). В институте между ними произошел конфликт. Шукшин отчитал юную Лидочку, да так эмоционально, что девушке казалось, что, будь у него под рукой хворостина, он бы ее отстегал. В общем, воспоминания о нем остались не самые приятные. Конечно, она потом не раз слышала его имя. Рассказы Шукшина печатали в центральных литературных журналах, он снялся в нескольких фильмах, и все они «выстрелили». Самой первой была картина «Два Федора», где он сыграл еще студентом. А первая книга Шукшина под названием «Сельские жители» вышла за год до его встречи с Лидией на съемочной площадке. Судьбоносная «Калина красная» Как уже известный писатель и актер Шукшин ехал в мягком купе, но не усидел в своих хоромах и отправился к артистам в обычный плацкартный. Там уже пели. В какой-то момент Лидия затянула «Калину красную». Шукшин начал подпевать. Когда народ стал укладываться спать, Василий ушел к себе, но скоро вновь вернулся. Шепотом они проговорили всю ночь. Рассказывала, в основном, она, а он по своей писательской привычке выспрашивал: о детстве, юности. Лидия Николаевна выросла в ленинградской коммуналке. Пережила блокаду. У нее рано обнаружились актерские способности, которые она развивала со школьной скамьи – ходила в драмкружок при Доме кино. В старших классах снялась в эпизодических ролях в фильмах «Максим Перепелица» и «Два капитана». Поступила во ВГИК, где встретила первого мужа, актера Вячеслава Воронина. В этом браке родилась дочка Настя. Однако сам союз оказался непрочным. После развода Настя росла вместе с отцом и его мамой. Лидия Николаевна в это время заканчивала институт. Однако пребывание Насти у отца и бабушки затянулось вплоть до ее взросления. Была маленькая дочка, Катя, и у Василия Шукшина. Ее мама, Виктория Софронова работала редактором в одном из литературных журналов. С Василием они познакомились на обсуждении одной из его повестей. Официально этот брак не был зарегистрирован. К Кате, своему первенцу, Шукшин относился трепетно. Об этом свидетельствуют письма, которые он писал дочке, тогда еще младенцу. Писал, что называется, «на вырост». Когда у Василия Макаровича образовалась семья с Лидией Федосеевой и одна за другой появились на свет Маша и Оля, Шукшин не переставал заботиться о старшей дочери. Екатерина Шукшина всегда отзывалась и отзывается об отце с огромным уважением и любовью. Вспоминает, что когда мама после окончательного расставания с Василием Макаровичем вышла замуж, то повесила в квартире портрет Шукшина. На удивленные вопросы окружающих отвечала: «Это отец Кати!» Семейное гнездо Сближение Шукшина и Федосеевой продолжилось по возвращении со съемок в Москву. Однажды Василий вручил Лидии ключи от своей небольшой холостяцкой квартиры. Столичная прописка и жильё достались Шукшину с большим трудом. После окончания ВГИКа он почти десять лет скитался по Москве – ночевал то на вокзалах, то у друзей, бывало, лазил в окно общежития родного ВГИКа, где молодые товарищи давали ему кров в обход существующих правил. Из вещей с собой – портфель с рукописями. На свой первый крупный гонорар Шукшин купил на родине, в Алтайском крае, дом для матери Марии Сергеевны. Потом сам построил баню. А в московской квартире был только матрас. Дочь Шукшина Мария рассказывала, что первую мебель Лидия Николаевна купила по сходной цене в магазине «Детский мир». Это был маленький столик и два стульчика. Шиковать – это и в дальнейшем будет не про них. После рождения двух дочерей продолжали жить в той же однокомнатной квартире. Пока девочки спали, Шукшин работал на пишущей машинке в туалете. Он клал на колени доску, ставил на нее машинку. Жилье, соответствующее его статусу известного писателя, актера и режиссера, он получил за несколько лет до кончины. Это была четырехкомнатная квартира в центре Москвы, где собственными руками он выложил на кухне плитку. Она, к слову, спустя полвека продолжает украшать семейное гнездо Шукшиных. «Умирал» на экране и в жизни Семейный союз с Лидией Николаевной со временем стал и творческим тандемом. В двух своих знаменитых фильмах – «Печки лавочки» и «Калина красная» - на роль главной героини он выбрал Федосееву. Дуэт был настолько органичен, что зрители безоговорочно приняли пару. К слову, название повести «Калина красная», по которой Шукшин снимал фильм, придумала Лидия Николаевна. Эту повесть Василий Макарович написал в больнице, куда слег с обострением язвы. Болезнь эта мучила с момента прохождения срочной службы на флоте. Первой он дал прочитать рукопись жене. Как она потом сама вспоминала, повесть о судьбе бывшего уголовника произвела на нее такое сильное впечатление, что она проплакала всю ночь. Рукопись была без названия. И во время разговора с мужем по телефону Лидия предложила: «Пусть будет называться «Калина Красная». Шукшин согласился. Предполагалось, что в картине Шукшин и Федосеева вместе исполнят и саму песню «Калина красная», но для этого было необходимо купить авторские права у композитора Френкеля. Средств на это категорически не хватало. Бюджет картины был даже не скудный - нищенский. Съемочное оборудование - старое. Все это с лихвой покрывал режиссерский и актерский талант Шукшина, который взялся и за главную мужскую роль. По воспоминаниям Лидии Федосеевой, когда Шукшин «умирал» в кадре, вся съемочная группа плакала. А когда этот эпизод озвучивали, у самой актрисы случился гипертонический криз. «Я Матвея убил!» Шукшин своим примером неимоверно высоко поднимал творческую планку. Иначе он не мог. Близкий его друг и земляк, документалист Александр Саранцев, однажды вспомнил показательный в этом смысле эпизод. Пришел он к Василию Макаровичу. Тот был дома один. Сидел за пишущей машинкой и рыдал. – «Что случилось, Вася?» – «Саня-а… Я… Матвея убил!» (персонаж романа «Я пришел дать вам волю»). Каждого своего героя он пропускал через сердце. Может, поэтому оно и не выдержало… Шукшин ушел на пике славы, в расцвете творческих сил, было ему всего-то 45 лет. Это произошло в 1974 году – когда фильм «Калина красная» стал абсолютным лидером проката в стране. На него было продано 62 миллиона билетов. Трагедия случилась осенью на съемках фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», где у Василия Макаровича была одна из главных ролей. До конца съемок оставалось всего несколько дней. Группа уже не первый месяц жила на теплоходе, поскольку съемки шли на берегу реки Дон. Актер Георгий Бурков, также занятый на этой картине, вспоминал, что незадолго до неожиданной кончины Шукшин делил с ним гримерку. Василий Макарович что-то рисовал на пачке сигарет. Когда коллега поинтересовался, что именно, Шукшин ответил: похороны. Бурков обругал друга, сказал, что все это – глупости, и забрал у него пачку. А спустя пару дней, утром 2 октября, заглянув в каюту Шукшина, он обнаружил его мертвым. Приехавшие врачи причиной смерти назвали сердечную недостаточность. «Будь человеком» Многие близкие друзья отказывались в это верить. Им показалось странным, что у аккуратиста Шукшина по каюте были разбросаны бумаги. При этом сам он лежал на кровати. Были в этой истории и другие странности. Но официальная версия так и осталась первоначальной – проблемы с сердцем. Благодаря настойчивости Сергея Бондарчука, похоронили Василия Макаровича на Новодевичьем кладбище. А благодаря приехавшей с Алтая маме тайно отпели. А покаялся он всенародно на экране, когда его герой в «Калине красной» перед самой смертью говорит: «Господи, прости меня, если сможешь!». Зрители сравнивали ощущение от просмотра этого эпизода с подсматриванием чужой исповеди. В то же судьбоносном 1974 г., за два месяца до смерти Шукшин сделал запись. Вот она: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». ….Лидия Николаевна очень тяжело пережила смерть мужа. Рассказывала, что после похорон услышала от его мамы Марии Сергеевны неожиданную фразу. Мол, ты еще молодая. Можешь выйти замуж. Тогда убитой горем вдове это показалось странным. Но случилось именно так. В ее жизни будет еще два брака, но в истории она навсегда останется Федосеевой-Шукшиной.