Христу нужны друзья - «Стиль жизни»
Леонтий 20-июл, 00:50 1 073 Я и Красота. / Новинки.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
В описании этого случая отсутствует информация о том, кем был этот больной, кем он стал и как он умер. Евангелист не посчитал нужным что-то сообщить и о его друзьях, принесших носилки с другом к Иисусу. Писатель также считает не важным природу греха и болезни расслабленного. Что за грех сковывал несчастного – это тоже не важно для евангелиста. В сухом остатке мы видим только усилия друзей и загадочные слова Христа:
– Дерзай!
Что дерзай, зачем дерзай, почему дерзай – не понятно. И не важно. Потому что главным событием сюжета стала дружба.
Могут сказать: а причем тут какая-то дружба? Она не входит в список добродетелей, среди которых праведность, святость, молитвенность или постничество. И правильно. Все эти характеристики описательные, в то время, как друг Божий – это качество, а не описание.
Особенность нашей религиозности и состояния церковной жизни как-то не воспринимает дружбу как нечто обязательное и угодное Богу. Один высокопоставленный иерарх даже так вот выразился:
– В моем положении дружба контрпродуктивна.
И, по своему, он прав. Дружба контрпродуктивна в некотором смысле, в зависимости от того, каков смысл служения.
Но у Христа другой взгляд на дружбу. Вспомним то, о чем Он просил учеников накануне смерти, буквально за несколько часов до ареста. О дружбе. Бог просил человека быть Ему другом. Бог просился в друзья к человеку. Бог предлагал человеку открыть счастье дружбы с Богом.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
Мы-то по привычке любим себя унижать и называть рабами Божиими, а Бог желает видеть в нас друзей! Возможно рабство лучше тем, что оно предполагает меньшую степень ответственности и резервирует возможность прохладного служения и законного лукавства. Ведь рабу чуждо все господское. И поэтому раб имеет право на равнодушие, хитрость и лень. И никто не может упрекнуть раба в прохладном отношении к своим обязанностям. Но Господь продолжает говорить так:
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
И в самом деле, Бог хотел и имел друга. Им был Лазарь. Господь сотворил другу наибольшее чудо – воскресил Лазаря. А Лазарь ответил Богу готовностью покинуть лоно Авраама ради проповеди. То, что для Лазаря это воскрешение было трудом и жертвой Христу, утверждает предание, которое повествует, что после своего воскрешения Лазарь никогда не смеялся и не улыбался. Очевидно, что до того он был жизнерадостным человеком, если очевидцы заметили в нем такую резкую перемену поведения.
Итак, мы видим, что Христос, не входя в дело и в суть проблем расслабленного и его друзей, исцеляет больного ради любви друзей!
Многие из нас уже успели заметить, что молитва «работает» А те, кто давно в Церкви, точно знают, что молитва соборная «работает» сильнее молитвы частной. Существует даже чин молитвы «по соглашению», когда группа людей в определенный час совместно умоляют Бога о помиловании друга. Казалось бы, какая разница для Бога в том, молятся люди порознь, или вместе в какой-то час. Но это евангельское чтение говорит о том, что нет, молитва друзей Богу доходчивей, и дружные действия Он приветствует.
Апостолы еще не догадываются о будущем запросе Господа на дружбу. Но Христос их уже готовит к этому, показывая, что Ему не нужна Церковь, как собор индивидуалистов, а нужна Церковь, спаянная божественной дружбой во Христе. И потому, что с другом удобнее проявить любовь, и потому, что друг сделает больше и лучше, чем раб, и потому, что вместе мы сила.
Уроки Господа всегда как матрешка. За один уроком следует второй. В чуде исцеления расслабленного их было три. Дружба, природа здоровья и понимание того, что Бог есть любовь, а любовь больше закона. Или, как сказал один из простецов:
– Братолюбие выше поста и молитвы.
Формула непривычная, но что-то в ней есть по существу этого эпизода Евангелия.
Итак, урок номер два. Христос исцеляет расслабленного не потому, что тот покаялся, или принес какие-то жертвы, или сам того просил. Господь исцелил его по просьбе друзей.
Неизвестно, слышали ли они это чтение из Старого Завета, или нет, но поступили точно в его духе:
Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе: прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему.
Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова).
Можно думать, что раз его принесли друзья, то, во-первых, у него были друзья, что само по себе уже хорошо. А во-вторых, эти друзья ценили больного. Возможно, он был хорошим человеком, если они ради него проделали такой труд. Такая дружба всегда есть редкость. Ее нечасто встретишь. Читаешь молитвы у гроба новопреставленного и видишь, что вокруг покойного людей почти нет. Так, дочь или сын и редкие ряды малочисленной родни. Увы. Дружба – редкий дар.
Перейдем ко второму вложению в эпизоде. Господь не просто исцеляет больного ради друзей, но добавляет нечто давно знакомое и непонятное:
– Дерзай, чадо, прощаются тебе твои грехи.
Как можно догадаться о том, насчет чего надо дерзать, если мы не знаем истории этого человека? Кем он был, кем он стал, умер ли он за Христа, или как жил бессмысленно, так и бессмысленно помер, неизвестно.
Попробуем связать эти три слова – «дерзать», «оставляются» и «грехи». Первая мысль о том, что все-таки расслабленность была связана с какими-то его грехами, которые пленили расслабленного до такой степени, что Богу пришлось связать его путами болезни. И Христос намекает расслабленному, что освободившись от грехов и от пут болезни, он, по уговору с Богом, должен сделать нечто такое, на что раньше у него недоставало духа, то, что требовало смелости и жертвы.
Договор Бога и этого человека остался в тайне, но нам досталось знание о том, что болезнь может побеждаться отказом от греха. А от греха нельзя избавиться, не рискнув и не потрудившись изменить себя. Ведь слово «дерзай» относилось не к требованию Бога изменить нечто вокруг себя, а к предложению что-то изменить в себе и самому.
Это очень важный аспект. Возьмем для примера пьянство. Вся родня алкоголика молится о его спасении. И Господь по их молитвам на время раскрывает над больным окно в небо и ненадолго устраняет его расслабленность. Но друзья не могут спасти пьяницу до конца. Придя в себя, он сам должен помочь себе. Он должен что-то изменить в себе, причем настолько, что к этому деянию можно применить слово «дерзай». Нечто дерзкое, решительное, смелое и трудное. Причем, не в окружающей среде, а именно в себе. Ведь счастье рождается только в себе и не зависит ни от чего: «Царство Божие внутри вас». И берется оно силой. На что намекает следующая деталь нашего повествования:
– Тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
Ведь это неспроста! Упустив так много деталей, связанных с положением расслабленного, евангелист обратил внимание на какую-то там постель. Подумаешь, постель! Но ружья на сцене не висят просто так. Оно «стрельнуло» тем, что Бог сразу предложил исцеленному небольшой, но труд – отказаться от услуг друзей и пройтись на неверных ногах, неся свою, возможно, не очень легкую постель. И пойти не куда-нибудь, а в дом, где лишние рабочие руки точно всегда к месту. Но бывший расслабленный пошел домой не просто так, но с мыслью о Боге. Господь его отправил домой, как и исцеленного бесноватого. Бесноватый и расслабленный были исцелены не по заслугам, а потому, что Бог, любя людей, всем дает шанс спастись:
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
А раз мы друзья Бога, то и мы должны поступать так же – давать грешникам шанс на покаяние. Если не примут такую возможность, то другая история. Например, Бог дал шанс наемникам виноградника, а те убили сына хозяина виноградника, и Бог определяет им муку и смерть. То же самое с талантами. Не использовал возможность? Извини. Ступай во тьму внешнюю.
Важно то, что Бог не творит суда без испытания добротой и свободой. И мы, как и Христос, должны давать ближним такой шанс к покаянию. Все имеют право на ошибку. И мы, и наши близкие. Шанс и аванс доверия должен быть предоставлен всем. Кому-то он может быть предоставлен ввиду того, что просят друзья, как это было с расслабленным. Кому-то – ввиду нечеловеческих мучений, на которые нам невыносимо смотреть. Кому-то – предложить помощь не потому, что так сложились обстоятельства, а потому что того требует милость нашего сердца.
Итак, свяжем все вместе.
Сюжеты исцеления в Евангелии обыгрываются и расшифровывается во многих местах, а вот тема дружбы – редкая. Тем более драгоценно ее упоминание. Тем с большим интересом ждет душа финала истории Иисуса, на последних минутах предлагающего человеку дружбу. И ведь эта просьба не осталась без внимания и была услышана даже сквозь толщу веков:
Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. (Гоголь)
Обратим внимание на слово «породниться», выражающее суть дружбы. В самом деле, друг – больше, чем родня. Друг – дар Божий. Друг – сокровище сердца. Друг тот, кто помогает нам быть самими собой, так, как нас задумал Бог: бескорыстными, приветливыми, добрыми, терпеливыми и всегда желающими добра.
Божественная дружба – это родство душ в Боге, которая может низводить на землю милость Господа и отводить гнев Божий.
По сути дела, Бог предлагает нам родство в форме дружбы. Это особенное родство, состоящее в единении душ. Быть другом Бога – выше и дороже, чем быть его учеником. Ученик – это ученик. Сидит на уроке и зевает, и думает о перемене. А другу – счастье быть рядом всегда и везде. У Христа были ученики. Среди них был любимый ученик. А друг был один, и им был Лазарь. И на его могиле написано всего два слова, но каких: “Друг Христов”.
Говорят, что семья – это малая Церковь. Но если дружба выше, то она есть просто Церковь. Благо есть братии вкупе собираться в доме Господнем.
Дружбу в Боге знают монахи.
Дружбу в Боге знают муж и жена.
Дружбу в Боге знает отец и сын, мать и дочь.
Дружбу знает Бог и человек.
Божественная дружба – есть высшие отношения людей между собой, устроенные по образу отношений с Богом. Бог любит людей, ценящих дружбу. Он слушает их и милует по просьбе друзей. В фильме «Золушка» маленький паж говорит хорошее слова:
– Мы не волшебники, но дружба позволяет нам творить настоящие чудеса.
В самом деле, мы, с помощью Бога, можем творить настоящие чудеса.
И Бог нам благоволит, когда мы, умея дружить, становимся как ангелы и молимся о братии. В молитве мы можем упросить Бога поднять человека со дна морского, и Богу приятна такая наша любовь.
Кто имеет друга в Боге, храни его как бесценный дар. Такие дары на дороге не валяются и не приобретаются просто так.
Кто не имеет друга, проси у Бога такого дара, лучше которого ничего нет. Глупый говорит: “нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком”. Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним!
Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище.
Верному другу нет цены, и нет меры доброте его.
Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его.
Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что каков он сам, таким делается и друг его. (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова)
Это чтение Евангелия очень утешительное. Есть места в нем грозные, таинственные и великие, а это вдохновительное – о дружбе в Боге. Ну, а если еще друг – Бог, так уже и просить нам в этой жизни больше нечего. Что не даст друг другу? Что пожалеет друг другу? Всегда любовь Друга объемлет друга:
Душею сокрушенною, ныне бо к Тебе приходя, вем, Спасе, яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе, ниже содея деяния, яже аз содеях. Но вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит Бога моего многое долготерпение, и человеколюбие крайнее; но милостию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным (Канон ко причастию).Христу нужны друзья. Об этом мы узнаем из разных мест Евангелия. Бог ценит дружбу, об этом мы узнаем из сегодняшнего евангельского чтения об исцелении расслабленного: И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. В описании этого случая отсутствует информация о том, кем был этот больной, кем он стал и как он умер. Евангелист не посчитал нужным что-то сообщить и о его друзьях, принесших носилки с другом к Иисусу. Писатель также считает не важным природу греха и болезни расслабленного. Что за грех сковывал несчастного – это тоже не важно для евангелиста. В сухом остатке мы видим только усилия друзей и загадочные слова Христа: – Дерзай! Что дерзай, зачем дерзай, почему дерзай – не понятно. И не важно. Потому что главным событием сюжета стала дружба. Могут сказать: а причем тут какая-то дружба? Она не входит в список добродетелей, среди которых праведность, святость, молитвенность или постничество. И правильно. Все эти характеристики описательные, в то время, как друг Божий – это качество, а не описание. Особенность нашей религиозности и состояния церковной жизни как-то не воспринимает дружбу как нечто обязательное и угодное Богу. Один высокопоставленный иерарх даже так вот выразился: – В моем положении дружба контрпродуктивна. И, по своему, он прав. Дружба контрпродуктивна в некотором смысле, в зависимости от того, каков смысл служения. Но у Христа другой взгляд на дружбу. Вспомним то, о чем Он просил учеников накануне смерти, буквально за несколько часов до ареста. О дружбе. Бог просил человека быть Ему другом. Бог просился в друзья к человеку. Бог предлагал человеку открыть счастье дружбы с Богом. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Мы-то по привычке любим себя унижать и называть рабами Божиими, а Бог желает видеть в нас друзей! Возможно рабство лучше тем, что оно предполагает меньшую степень ответственности и резервирует возможность прохладного служения и законного лукавства. Ведь рабу чуждо все господское. И поэтому раб имеет право на равнодушие, хитрость и лень. И никто не может упрекнуть раба в прохладном отношении к своим обязанностям. Но Господь продолжает говорить так: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. И в самом деле, Бог хотел и имел друга. Им был Лазарь. Господь сотворил другу наибольшее чудо – воскресил Лазаря. А Лазарь ответил Богу готовностью покинуть лоно Авраама ради проповеди. То, что для Лазаря это воскрешение было трудом и жертвой Христу, утверждает предание, которое повествует, что после своего воскрешения Лазарь никогда не смеялся и не улыбался. Очевидно, что до того он был жизнерадостным человеком, если очевидцы заметили в нем такую резкую перемену поведения. Итак, мы видим, что Христос, не входя в дело и в суть проблем расслабленного и его друзей, исцеляет больного ради любви друзей! Многие из нас уже успели заметить, что молитва «работает» А те, кто давно в Церкви, точно знают, что молитва соборная «работает» сильнее молитвы частной. Существует даже чин молитвы «по соглашению», когда группа людей в определенный час совместно умоляют Бога о помиловании друга. Казалось бы, какая разница для Бога в том, молятся люди порознь, или вместе в какой-то час. Но это евангельское чтение говорит о том, что нет, молитва друзей Богу доходчивей, и дружные действия Он приветствует. Апостолы еще не догадываются о будущем запросе Господа на дружбу. Но Христос их уже готовит к этому, показывая, что Ему не нужна Церковь, как собор индивидуалистов, а нужна Церковь, спаянная божественной дружбой во Христе. И потому, что с другом удобнее проявить любовь, и потому, что друг сделает больше и лучше, чем раб, и потому, что вместе мы сила. Уроки Господа всегда как матрешка. За один уроком следует второй. В чуде исцеления расслабленного их было три. Дружба, природа здоровья и понимание того, что Бог есть любовь, а любовь больше закона. Или, как сказал один из простецов: – Братолюбие выше поста и молитвы. Формула непривычная, но что-то в ней есть по существу этого эпизода Евангелия. Итак, урок номер два. Христос исцеляет расслабленного не потому, что тот покаялся, или принес какие-то жертвы, или сам того просил. Господь исцелил его по просьбе друзей. Неизвестно, слышали ли они это чтение из Старого Завета, или нет, но поступили точно в его духе: Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе: прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова). Можно думать, что раз его принесли друзья, то, во-первых, у него были друзья, что само по себе уже хорошо. А во-вторых, эти друзья ценили больного. Возможно, он был хорошим человеком, если они ради него проделали такой труд. Такая дружба всегда есть редкость. Ее нечасто встретишь. Читаешь молитвы у гроба новопреставленного и видишь, что вокруг покойного людей почти нет. Так, дочь или сын и редкие ряды малочисленной родни. Увы. Дружба – редкий дар. Перейдем ко второму вложению в эпизоде. Господь не просто исцеляет больного ради друзей, но добавляет нечто давно знакомое и непонятное: – Дерзай, чадо, прощаются тебе твои грехи. Как можно догадаться о том, насчет чего надо дерзать, если мы не знаем истории этого человека? Кем он был, кем он стал, умер ли он за Христа, или как жил бессмысленно, так и бессмысленно помер, неизвестно. Попробуем связать эти три слова – «дерзать», «оставляются» и «грехи». Первая мысль о том, что все-таки расслабленность была связана с какими-то его грехами, которые пленили расслабленного до такой степени, что Богу пришлось связать его путами болезни. И Христос намекает расслабленному, что освободившись от грехов и от пут болезни, он, по уговору с Богом, должен сделать нечто такое, на что раньше у него недоставало духа, то, что требовало смелости и жертвы. Договор Бога и этого человека остался в тайне, но нам досталось знание о том, что болезнь может побеждаться отказом от греха. А от греха нельзя избавиться, не рискнув и не потрудившись изменить себя. Ведь слово «дерзай» относилось не к требованию Бога изменить нечто вокруг себя, а к предложению что-то изменить в себе и самому. Это очень важный аспект. Возьмем для примера пьянство. Вся родня алкоголика молится о его спасении. И Господь по их молитвам на время раскрывает над больным окно в небо и ненадолго устраняет его расслабленность. Но друзья не могут спасти пьяницу до конца. Придя в себя, он сам должен помочь себе. Он должен что-то изменить в себе, причем настолько, что к этому деянию можно применить слово «дерзай». Нечто дерзкое, решительное, смелое и трудное. Причем, не в окружающей среде, а именно в себе. Ведь счастье рождается только в себе и не зависит ни от чего: «Царство Божие внутри вас». И берется оно силой. На что намекает следующая деталь нашего повествования: – Тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. Ведь это неспроста! Упустив так много деталей, связанных с положением расслабленного, евангелист обратил внимание на какую-то там постель. Подумаешь, постель! Но ружья на сцене не висят просто так. Оно «стрельнуло» тем, что Бог сразу предложил исцеленному небольшой, но труд – отказаться от услуг друзей и пройтись на неверных ногах, неся свою, возможно, не очень легкую постель. И пойти не куда-нибудь, а в дом, где лишние рабочие руки точно всегда к месту. Но бывший расслабленный пошел домой не просто так, но с мыслью о Боге. Господь его отправил домой, как и исцеленного бесноватого. Бесноватый и расслабленный были исцелены не по заслугам, а потому, что Бог, любя людей, всем дает шанс спастись: Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. А раз мы друзья Бога, то и мы должны поступать так же – давать грешникам шанс на покаяние. Если не примут такую возможность, то другая история. Например, Бог дал шанс наемникам виноградника, а те убили сына хозяина виноградника, и Бог определяет им муку и смерть. То же самое с талантами. Не использовал возможность? Извини. Ступай во тьму внешнюю. Важно то, что Бог не творит суда без испытания добротой и свободой. И мы, как и Христос, должны давать ближним такой шанс к покаянию. Все имеют право на ошибку. И мы, и наши близкие. Шанс и аванс доверия должен быть предоставлен всем. Кому-то он может быть предоставлен ввиду того, что просят друзья, как это было с расслабленным. Кому-то – ввиду нечеловеческих мучений, на которые нам невыносимо смотреть. Кому-то – предложить помощь не потому, что так сложились обстоятельства, а потому что того требует милость нашего сердца. Итак, свяжем все вместе. Сюжеты исцеления в Евангелии обыгрываются и расшифровывается во многих местах, а вот тема дружбы – редкая. Тем более драгоценно ее упоминание. Тем с большим интересом ждет душа финала истории Иисуса, на последних минутах предлагающего человеку дружбу. И ведь эта просьба не осталась без внимания и была услышана даже сквозь толщу веков: Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. (Гоголь) Обратим внимание на слово «породниться», выражающее суть дружбы. В самом деле, друг – больше, чем родня. Друг – дар Божий. Друг – сокровище сердца. Друг тот, кто помогает нам быть самими собой, так, как нас