Какими были новогодние открытки 50 и 150 лет назад - «Семья»
Никита 11-янв, 22:54 1 640 Я и Дети. / Советы родителям.Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь»..... |
Еще пару десятилетий назад все почтовые ящики страны перед Новым годом были переполнены открытками с добрыми новогодними пожеланиями. Им радовались и дети, и взрослые. Но мало кто задумывался о том, какую непростую и насыщенную историю прошла новогодняя открытка в России.
XIX век: открытки заграничные, текст — русский
В Россию обычай поздравлять друг друга с Рождеством красочными картинками пришел из Англии. Именно там в 1840-х годах начали выпускать первые промышленные открытки, доступные широким слоям населения.
Русские купцы быстро поняли, насколько это выгодное предприятие, и стали закупать сначала английские, а затем немецкие и французские рождественские открытки. Причем выбирали лишь те, где не было поздравлений на «иноземном» языке. Надпись затем пропечатывали в типографии – уже на русском. Технически это было сложно, так что в итоге себестоимость такой открытки выходила немалой, и продавали ее от рубля и выше – существенная по тем временам сумма.
Е.И. Бем. Мороз не велик, да стоять не велит! (Снегурочка, 1901 г.)
Но к началу XX века ситуация изменилась – в России был налажен выпуск иллюстрированных поздравлений. Лидером на рынке стало петербургское издательство «Община святой Евгении», которое привлекло к работе блестящих художников: Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Илью Репина, Константина Маковского, Александра Бенуа.
Тогда же появились сюжеты, адаптированные ко вкусу отечественного потребителя: пейзажи зимней природы, заснеженные купола церквей, бытовые сценки, очень близкие по духу к народному лубку. Да и цены стали более демократичными.
Авторство самой первой русской новогодней открытки приписывают художнику Николаю Каразину и библиотекарю Петербургской академии художеств Федору Беренштаму.
Е.М. Бем. На новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры! Почтовая карточка. Между 1914 г. и 1917 г.
Индустрия поздравительных открыток в Российской империи развивалась стремительно. Появился и свой этикет: например, официальное поздравление должно быть выполнено в достаточно строгом стиле, без ярких цветов и украшений.
После 1917: за открытку — тюремный срок
После Октябрьского переворота 1917 года все новогодние и рождественские атрибуты подверглись жестким гонениям. Их называли буржуазным пережитком, идеологической диверсией и оголтелым мещанством.
С 1925 по 1935 год празднование Нового года в СССР было официально запрещено. Под запретом оказалась не только елка и новогодние игрушки, но и столь любимые народом новогодние открытки.
Однако люди не желали отказываться от устоявшейся традиции. Те, у кого сохранились дореволюционные открытки, заклеивали оборотную – исписанную – сторону и заново писали добрые пожелания своим родным и близким. Кстати, за такое творчество можно было получить тюремный срок.
1940-е: Дед Мороз с автоматом
И лишь после 1935 года были предприняты робкие попытки возродить выпуск новогодних открыток. Чаще всего их печатали в небольших фотомастерских и в очень ограниченных количествах. Фотографии были черно-белыми, их раскрашивали вручную.
В.А. Серов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1942 г.)
Идеологически выверенные советские сюжеты ничем не напоминали великолепие прежних времен. Место ангелов на нарядной елке, краснощеких Дедов Морозов и снежинок в стиле модерн заняли подтянутые лыжники, физкультурники и пионеры.
Все вернула на свои места Великая Отечественная война. Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю огромной страны, потребовало возврата к обычным человеческим ценностям. Новогодние открытки, столько лет находившиеся под запретом, были возвращены советским людям.
В годы войны они выполняли мощную агитационную миссию. На них Дед Мороз гнал метлой «фашистскую гадину» или шел с автоматом в руках на врага, Снегурочка была одета медсестрой, а сказочные персонажи помогали доблестным бойцам Красной Армии.
В.И. Курдов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1941 г.)
Исполнение военных открыток было очень простым. Картинки для них рисовали, как правило, только красной и черной красками, чтобы ускорить процесс печати. Полиграфия тоже не отличалась качеством. Но главным было другое – ясный и понятный каждому сердцу посыл, что враг будет разбит, победа будет за нами, а воинов с любовью и надеждой ждут дома.
Н,Н. Петрова. С Новым годом! (Почтовая карточка,, 1943 г.)
1950-1960-е: Новый год в тайге, в поезде и в космосе
После войны новогодняя открытка менялась с каждым десятилетием.
В 1950-е годы они еще не были яркими и качественными, но уже радовали честными и незамысловатыми сюжетами. Например, большой популярностью пользовались картинки с улыбчивой девушкой-почтальоном, нередко – в образе Снегурочки. Ведь многие мужья, сыновья, отцы и братья все еще несли военную службу, и семьи ждали от них весточки на Новый год. Другой популярный жизненный сюжет: утренник в школе или детском саду, где вокруг елки водят хоровод дети в самодельных костюмах зайчиков и снежинок.
Еще один известный сюжет: Дед Мороз в тройке на фоне стен Кремля и рубиновых звезд и самая известная Снегурочка СССР – Людмила Гурченко, ставшая после выхода фильма «Карнавальная ночь» эталоном советской девушки, встречающей Новый год.
1960-е годы – настоящий ренессанс отечественной новогодней открытки. Вся страна каждый год отправляла и получала миллионы поздравлений, на которых были изображены пейзажи зимней природы, смешные лесные зверята, разнообразные детские игрушки, добрые сказочные персонажи, роскошно накрытые столы с шампанским и мандаринами, наряженные елочки и даже телевизоры – недосягаемая мечта многих советских людей в те годы.
И, конечно, настоящей приметой времени стали открытки, передающие «культ дороги», царивший в обществе: геологи в зимнем лесу у костра; электричка на фоне вечернего города; поезд, несущийся в снежную даль – все это как нельзя лучше соответствовало настроениям шестидесятников, ехавших «за туманом и за запахом тайги». Такими же приметами времени были изображения первого космонавта Юрия Гагарина и Останкинской телебашни.
1970-1980-е: олимпийский мишка на санях
В 1970-е годы героическая тематика отошла на задний план. Слова «уют» и «достаток» уже не считались ругательными, а власть признала за народом право на комфортную жизнь. Это немедленно отразилось и на содержании новогодних открыток: одним из очень распространенных сюжетов стали ключи от новой квартиры на фоне новостройки или изображение современного кафе на зимней улице.
В эту концепцию прекрасно вписывались и изображения Волка и Зайца из «Ну, погоди!», Незнайки и его друзей, играющих в ансамбле на музыкальных инструментах. А веселых сказочных зверят работы художников Владимира Зарубина и Алексея Исакова узнала и полюбила вся страна.
Конечно, открытки с патриотическим уклоном продолжали выпускать – и самой актуальной темой в 1970-е годы был БАМ, но теперь предпочтение все же отдавали победам на ниве спорта. То время ознаменовалось блистательными достижениями советских спортсменов, в особенности – фигуристов и хоккеистов. Так что и поздравительные открытки с портретами чемпионов разбирали как горячие пирожки. Снегурочку художники немедленно «поставили на коньки», а Деду Морозу «вручили» хоккейную клюшку.
Вершиной этой огромной славы стал очаровательный олимпийский мишка, символ московской Олимпиады-80 – его изобразили на множестве новогодних открыток. Мишка летал на самолете, на космической ракете, нес глобус народам земного шара, катался на лыжах и коньках, ездил с Дедом Морозом на санях и так далее.
1980-е годы для отечественной открытки не стали особо примечательными: по сути, на ней лишь повторялись сюжеты предыдущих лет. Правда, техническая составляющая заметно улучшилась. Например, большое развитие получила фотооткрытка, радующая глаз неизбалованного советского потребителя невиданной яркостью и глянцем.
Пожалуй, единственным «свежим словом» в начале 80-х годов стало массовое использование в мотивах открытки элементов традиционных народных промыслов, таких как Хохлома и Гжель, а еще появилось немало открыток с фольгированием и тиснением.
Дети в СССР с удовольствием собирали новогодние коллекции открыток, с энтузиазмом копировали их в свои альбомы для рисования, любимых героев вырезали и вклеивали в «анкеты» и «песенники». У многих на письменном столе под стеклом круглый год красовались новогодние картинки – просто так, для настроения.
Но самым завораживающим действом была отправка корреспонденции. Нередко на почту ходили всей семьей, чтобы выбрать самые-самые замечательные открытки. Дома дети под диктовку старших писали приветы своим дедушкам и бабушкам, тетям и дядям, жившим в других регионах большой страны.
В 1990-е годы начался новый виток истории новогодних открыток в России, но уже изменившихся в духе времени.
А какие открытки были самыми любимыми в вашем детстве, и что в них было написано? Расскажите нам об этом в своих комментариях.
Еще пару десятилетий назад все почтовые ящики страны перед Новым годом были переполнены открытками с добрыми новогодними пожеланиями. Им радовались и дети, и взрослые. Но мало кто задумывался о том, какую непростую и насыщенную историю прошла новогодняя открытка в России. XIX век: открытки заграничные, текст — русский В Россию обычай поздравлять друг друга с Рождеством красочными картинками пришел из Англии. Именно там в 1840-х годах начали выпускать первые промышленные открытки, доступные широким слоям населения. Русские купцы быстро поняли, насколько это выгодное предприятие, и стали закупать сначала английские, а затем немецкие и французские рождественские открытки. Причем выбирали лишь те, где не было поздравлений на «иноземном» языке. Надпись затем пропечатывали в типографии – уже на русском. Технически это было сложно, так что в итоге себестоимость такой открытки выходила немалой, и продавали ее от рубля и выше – существенная по тем временам сумма. Е.И. Бем. Мороз не велик, да стоять не велит! (Снегурочка, 1901 г.) Но к началу XX века ситуация изменилась – в России был налажен выпуск иллюстрированных поздравлений. Лидером на рынке стало петербургское издательство «Община святой Евгении», которое привлекло к работе блестящих художников: Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Илью Репина, Константина Маковского, Александра Бенуа. Тогда же появились сюжеты, адаптированные ко вкусу отечественного потребителя: пейзажи зимней природы, заснеженные купола церквей, бытовые сценки, очень близкие по духу к народному лубку. Да и цены стали более демократичными. Авторство самой первой русской новогодней открытки приписывают художнику Николаю Каразину и библиотекарю Петербургской академии художеств Федору Беренштаму. Е.М. Бем. На новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры! Почтовая карточка. Между 1914 г. и 1917 г. Индустрия поздравительных открыток в Российской империи развивалась стремительно. Появился и свой этикет: например, официальное поздравление должно быть выполнено в достаточно строгом стиле, без ярких цветов и украшений. После 1917: за открытку — тюремный срок После Октябрьского переворота 1917 года все новогодние и рождественские атрибуты подверглись жестким гонениям. Их называли буржуазным пережитком, идеологической диверсией и оголтелым мещанством. С 1925 по 1935 год празднование Нового года в СССР было официально запрещено. Под запретом оказалась не только елка и новогодние игрушки, но и столь любимые народом новогодние открытки. Однако люди не желали отказываться от устоявшейся традиции. Те, у кого сохранились дореволюционные открытки, заклеивали оборотную – исписанную – сторону и заново писали добрые пожелания своим родным и близким. Кстати, за такое творчество можно было получить тюремный срок. 1940-е: Дед Мороз с автоматом И лишь после 1935 года были предприняты робкие попытки возродить выпуск новогодних открыток. Чаще всего их печатали в небольших фотомастерских и в очень ограниченных количествах. Фотографии были черно-белыми, их раскрашивали вручную. В.А. Серов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1942 г.) Идеологически выверенные советские сюжеты ничем не напоминали великолепие прежних времен. Место ангелов на нарядной елке, краснощеких Дедов Морозов и снежинок в стиле модерн заняли подтянутые лыжники, физкультурники и пионеры. Все вернула на свои места Великая Отечественная война. Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю огромной страны, потребовало возврата к обычным человеческим ценностям. Новогодние открытки, столько лет находившиеся под запретом, были возвращены советским людям. В годы войны они выполняли мощную агитационную миссию. На них Дед Мороз гнал метлой «фашистскую гадину» или шел с автоматом в руках на врага, Снегурочка была одета медсестрой, а сказочные персонажи помогали доблестным бойцам Красной Армии. В.И. Курдов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1941 г.) Исполнение военных открыток было очень простым. Картинки для них рисовали, как правило, только красной и черной красками, чтобы ускорить процесс печати. Полиграфия тоже не отличалась качеством. Но главным было другое – ясный и понятный каждому сердцу посыл, что враг будет разбит, победа будет за нами, а воинов с любовью и надеждой ждут дома. Н,Н. Петрова. С Новым годом! (Почтовая карточка,, 1943 г.) 1950-1960-е: Новый год в тайге, в поезде и в космосе После войны новогодняя открытка менялась с каждым десятилетием. В 1950-е годы они еще не были яркими и качественными, но уже радовали честными и незамысловатыми сюжетами. Например, большой популярностью пользовались картинки с улыбчивой девушкой-почтальоном, нередко – в образе Снегурочки. Ведь многие мужья, сыновья, отцы и братья все еще несли военную службу, и семьи ждали от них весточки на Новый год. Другой популярный жизненный сюжет: утренник в школе или детском саду, где вокруг елки водят хоровод дети в самодельных костюмах зайчиков и снежинок. Еще один известный сюжет: Дед Мороз в тройке на фоне стен Кремля и рубиновых звезд и самая известная Снегурочка СССР – Людмила Гурченко, ставшая после выхода фильма «Карнавальная ночь» эталоном советской девушки, встречающей Новый год. 1960-е годы – настоящий ренессанс отечественной новогодней открытки. Вся страна каждый год отправляла и получала миллионы поздравлений, на которых были изображены пейзажи зимней природы, смешные лесные зверята, разнообразные детские игрушки, добрые сказочные персонажи, роскошно накрытые столы с шампанским и мандаринами, наряженные елочки и даже телевизоры – недосягаемая мечта многих советских людей в те годы. И, конечно, настоящей приметой времени стали открытки, передающие «культ дороги», царивший в обществе: геологи в зимнем лесу у костра; электричка на фоне вечернего города; поезд, несущийся в снежную даль – все это как нельзя лучше соответствовало настроениям шестидесятников, ехавших «за туманом и за запахом тайги». Такими же приметами времени были изображения первого космонавта Юрия Гагарина и Останкинской телебашни. 1970-1980-е: олимпийский мишка на санях В 1970-е годы героическая тематика отошла на задний план. Слова «уют» и «достаток» уже не считались ругательными, а власть признала за народом право на комфортную жизнь. Это немедленно отразилось и на содержании новогодних открыток: одним из очень распространенных сюжетов стали ключи от новой квартиры на фоне новостройки или изображение современного кафе на зимней улице. В эту концепцию прекрасно вписывались и изображения Волка и Зайца из «Ну, погоди!», Незнайки и его друзей, играющих в ансамбле на музыкальных инструментах. А веселых сказочных зверят работы художников Владимира Зарубина и Алексея Исакова узнала и полюбила вся страна. Конечно, открытки с патриотическим уклоном продолжали выпускать – и самой актуальной темой в 1970-е годы был БАМ, но теперь предпочтение все же отдавали победам на ниве спорта. То время ознаменовалось блистательными достижениями советских спортсменов, в особенности – фигуристов и хоккеистов. Так что и поздравительные открытки с портретами чемпионов разбирали как горячие пирожки. Снегурочку художники немедленно «поставили на коньки», а Деду Морозу «вручили» хоккейную клюшку. Вершиной этой огромной славы стал очаровательный олимпийский мишка, символ московской Олимпиады-80 – его изобразили на множестве новогодних открыток. Мишка летал на самолете, на космической ракете, нес глобус народам земного шара, катался на лыжах и коньках, ездил с Дедом Морозом на санях и так далее. 1980-е годы для отечественной открытки не стали особо примечательными: по сути, на ней лишь повторялись сюжеты предыдущих лет. Правда, техническая составляющая заметно улучшилась. Например, большое развитие получила фотооткрытка, радующая глаз неизбалованного советского потребителя невиданной яркостью и глянцем. Пожалуй, единственным «свежим словом» в начале 80-х годов стало массовое использование в мотивах открытки элементов традиционных народных промыслов, таких как Хохлома и Гжель, а еще появилось немало открыток с фольгированием и тиснением. Дети в СССР с удовольствием собирали новогодние коллекции открыток, с энтузиазмом копировали их в свои альбомы для рисования, любимых героев вырезали и вклеивали в «анкеты» и «песенники». У многих на письменном столе под стеклом круглый год красовались новогодние картинки – просто так, для настроения. Но самым завораживающим действом была отправка корреспонденции. Нередко на почту ходили всей семьей, чтобы выбрать самые-самые замечательные открытки. Дома дети под диктовку старших писали приветы своим дедушкам и бабушкам, тетям и дядям, жившим в других регионах большой страны. В 1990-е годы начался новый виток истории новогодних открыток в России, но уже изменившихся в духе времени. А какие открытки были самыми любимыми в вашем детстве, и что в них было написано? Расскажите нам об этом в своих комментариях.