Какими были новогодние открытки 50 и 150 лет назад - «Семья» » « Я - Женщина »

Какими были новогодние открытки 50 и 150 лет назад - «Семья»



Какими были новогодние открытки 50 и 150 лет назад - «Семья»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....

Еще пару десятилетий назад все почтовые ящики страны перед Новым годом были переполнены открытками с добрыми новогодними пожеланиями. Им радовались и дети, и взрослые. Но мало кто задумывался о том, какую непростую и насыщенную историю прошла новогодняя открытка в России.


XIX век: открытки заграничные, текст — русский

В Россию обычай поздравлять друг друга с Рождеством красочными картинками пришел из Англии. Именно там в 1840-х годах начали выпускать первые промышленные открытки, доступные широким слоям населения.

Русские купцы быстро поняли, насколько это выгодное предприятие, и стали закупать сначала английские, а затем немецкие и французские рождественские открытки. Причем выбирали лишь те, где не было поздравлений на «иноземном» языке. Надпись затем пропечатывали в типографии – уже на русском. Технически это было сложно, так что в итоге себестоимость такой открытки выходила немалой, и продавали ее от рубля и выше – существенная по тем временам сумма.




Е.И. Бем. Мороз не велик, да стоять не велит! (Снегурочка, 1901 г.)

Но к началу XX века ситуация изменилась – в России был налажен выпуск иллюстрированных поздравлений. Лидером на рынке стало петербургское издательство «Община святой Евгении», которое привлекло к работе блестящих художников: Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Илью Репина, Константина Маковского, Александра Бенуа.

Тогда же появились сюжеты, адаптированные ко вкусу отечественного потребителя: пейзажи зимней природы, заснеженные купола церквей, бытовые сценки, очень близкие по духу к народному лубку. Да и цены стали более демократичными.

Авторство самой первой русской новогодней открытки приписывают художнику Николаю Каразину и библиотекарю Петербургской академии художеств Федору Беренштаму.




Е.М. Бем. На новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры! Почтовая карточка. Между 1914 г. и 1917 г.

Индустрия поздравительных открыток в Российской империи развивалась стремительно. Появился и свой этикет: например, официальное поздравление должно быть выполнено в достаточно строгом стиле, без ярких цветов и украшений.

После 1917: за открытку — тюремный срок

После Октябрьского переворота 1917 года все новогодние и рождественские атрибуты подверглись жестким гонениям. Их называли буржуазным пережитком, идеологической диверсией и оголтелым мещанством.

С 1925 по 1935 год празднование Нового года в СССР было официально запрещено. Под запретом оказалась не только елка и новогодние игрушки, но и столь любимые народом новогодние открытки.

Однако люди не желали отказываться от устоявшейся традиции. Те, у кого сохранились дореволюционные открытки, заклеивали оборотную – исписанную – сторону и заново писали добрые пожелания своим родным и близким. Кстати, за такое творчество можно было получить тюремный срок.

1940-е: Дед Мороз с автоматом

И лишь после 1935 года были предприняты робкие попытки возродить выпуск новогодних открыток. Чаще всего их печатали в небольших фотомастерских и в очень ограниченных количествах. Фотографии были черно-белыми, их раскрашивали вручную.




В.А. Серов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1942 г.)

Идеологически выверенные советские сюжеты ничем не напоминали великолепие прежних времен. Место ангелов на нарядной елке, краснощеких Дедов Морозов и снежинок в стиле модерн заняли подтянутые лыжники, физкультурники и пионеры.

Все вернула на свои места Великая Отечественная война. Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю огромной страны, потребовало возврата к обычным человеческим ценностям. Новогодние открытки, столько лет находившиеся под запретом, были возвращены советским людям.

В годы войны они выполняли мощную агитационную миссию. На них Дед Мороз гнал метлой «фашистскую гадину» или шел с автоматом в руках на врага, Снегурочка была одета медсестрой, а сказочные персонажи помогали доблестным бойцам Красной Армии.




В.И. Курдов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1941 г.)

Исполнение военных открыток было очень простым. Картинки для них рисовали, как правило, только красной и черной красками, чтобы ускорить процесс печати. Полиграфия тоже не отличалась качеством. Но главным было другое – ясный и понятный каждому сердцу посыл, что враг будет разбит, победа будет за нами, а воинов с любовью и надеждой ждут дома.




Н,Н. Петрова. С Новым годом! (Почтовая карточка,, 1943 г.)

1950-1960-е: Новый год в тайге, в поезде и в космосе

После войны новогодняя открытка менялась с каждым десятилетием.

В 1950-е годы они еще не были яркими и качественными, но уже радовали честными и незамысловатыми сюжетами. Например, большой популярностью пользовались картинки с улыбчивой девушкой-почтальоном, нередко – в образе Снегурочки. Ведь многие мужья, сыновья, отцы и братья все еще несли военную службу, и семьи ждали от них весточки на Новый год. Другой популярный жизненный сюжет: утренник в школе или детском саду, где вокруг елки водят хоровод дети в самодельных костюмах зайчиков и снежинок.

Еще один известный сюжет: Дед Мороз в тройке на фоне стен Кремля и рубиновых звезд и самая известная Снегурочка СССР – Людмила Гурченко, ставшая после выхода фильма «Карнавальная ночь» эталоном советской девушки, встречающей Новый год.




1960-е годы – настоящий ренессанс отечественной новогодней открытки. Вся страна каждый год отправляла и получала миллионы поздравлений, на которых были изображены пейзажи зимней природы, смешные лесные зверята, разнообразные детские игрушки, добрые сказочные персонажи, роскошно накрытые столы с шампанским и мандаринами, наряженные елочки и даже телевизоры – недосягаемая мечта многих советских людей в те годы.

И, конечно, настоящей приметой времени стали открытки, передающие «культ дороги», царивший в обществе: геологи в зимнем лесу у костра; электричка на фоне вечернего города; поезд, несущийся в снежную даль – все это как нельзя лучше соответствовало настроениям шестидесятников, ехавших «за туманом и за запахом тайги». Такими же приметами времени были изображения первого космонавта Юрия Гагарина и Останкинской телебашни.

1970-1980-е: олимпийский мишка на санях

В 1970-е годы героическая тематика отошла на задний план. Слова «уют» и «достаток» уже не считались ругательными, а власть признала за народом право на комфортную жизнь. Это немедленно отразилось и на содержании новогодних открыток: одним из очень распространенных сюжетов стали ключи от новой квартиры на фоне новостройки или изображение современного кафе на зимней улице.




В эту концепцию прекрасно вписывались и изображения Волка и Зайца из «Ну, погоди!», Незнайки и его друзей, играющих в ансамбле на музыкальных инструментах. А веселых сказочных зверят работы художников Владимира Зарубина и Алексея Исакова узнала и полюбила вся страна.

Конечно, открытки с патриотическим уклоном продолжали выпускать – и самой актуальной темой в 1970-е годы был БАМ, но теперь предпочтение все же отдавали победам на ниве спорта. То время ознаменовалось блистательными достижениями советских спортсменов, в особенности – фигуристов и хоккеистов. Так что и поздравительные открытки с портретами чемпионов разбирали как горячие пирожки. Снегурочку художники немедленно «поставили на коньки», а Деду Морозу «вручили» хоккейную клюшку.




Вершиной этой огромной славы стал очаровательный олимпийский мишка, символ московской Олимпиады-80 – его изобразили на множестве новогодних открыток. Мишка летал на самолете, на космической ракете, нес глобус народам земного шара, катался на лыжах и коньках, ездил с Дедом Морозом на санях и так далее.

1980-е годы для отечественной открытки не стали особо примечательными: по сути, на ней лишь повторялись сюжеты предыдущих лет. Правда, техническая составляющая заметно улучшилась. Например, большое развитие получила фотооткрытка, радующая глаз неизбалованного советского потребителя невиданной яркостью и глянцем.

Пожалуй, единственным «свежим словом» в начале 80-х годов стало массовое использование в мотивах открытки элементов традиционных народных промыслов, таких как Хохлома и Гжель, а еще появилось немало открыток с фольгированием и тиснением.




Дети в СССР с удовольствием собирали новогодние коллекции открыток, с энтузиазмом копировали их в свои альбомы для рисования, любимых героев вырезали и вклеивали в «анкеты» и «песенники». У многих на письменном столе под стеклом круглый год красовались новогодние картинки – просто так, для настроения.

Но самым завораживающим действом была отправка корреспонденции. Нередко на почту ходили всей семьей, чтобы выбрать самые-самые замечательные открытки. Дома дети под диктовку старших писали приветы своим дедушкам и бабушкам, тетям и дядям, жившим в других регионах большой страны.

В 1990-е годы начался новый виток истории новогодних открыток в России, но уже изменившихся в духе времени.

А какие открытки были самыми любимыми в вашем детстве, и что в них было написано? Расскажите нам об этом в своих комментариях.


Еще пару десятилетий назад все почтовые ящики страны перед Новым годом были переполнены открытками с добрыми новогодними пожеланиями. Им радовались и дети, и взрослые. Но мало кто задумывался о том, какую непростую и насыщенную историю прошла новогодняя открытка в России. XIX век: открытки заграничные, текст — русский В Россию обычай поздравлять друг друга с Рождеством красочными картинками пришел из Англии. Именно там в 1840-х годах начали выпускать первые промышленные открытки, доступные широким слоям населения. Русские купцы быстро поняли, насколько это выгодное предприятие, и стали закупать сначала английские, а затем немецкие и французские рождественские открытки. Причем выбирали лишь те, где не было поздравлений на «иноземном» языке. Надпись затем пропечатывали в типографии – уже на русском. Технически это было сложно, так что в итоге себестоимость такой открытки выходила немалой, и продавали ее от рубля и выше – существенная по тем временам сумма. Е.И. Бем. Мороз не велик, да стоять не велит! (Снегурочка, 1901 г.) Но к началу XX века ситуация изменилась – в России был налажен выпуск иллюстрированных поздравлений. Лидером на рынке стало петербургское издательство «Община святой Евгении», которое привлекло к работе блестящих художников: Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Илью Репина, Константина Маковского, Александра Бенуа. Тогда же появились сюжеты, адаптированные ко вкусу отечественного потребителя: пейзажи зимней природы, заснеженные купола церквей, бытовые сценки, очень близкие по духу к народному лубку. Да и цены стали более демократичными. Авторство самой первой русской новогодней открытки приписывают художнику Николаю Каразину и библиотекарю Петербургской академии художеств Федору Беренштаму. Е.М. Бем. На новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры! Почтовая карточка. Между 1914 г. и 1917 г. Индустрия поздравительных открыток в Российской империи развивалась стремительно. Появился и свой этикет: например, официальное поздравление должно быть выполнено в достаточно строгом стиле, без ярких цветов и украшений. После 1917: за открытку — тюремный срок После Октябрьского переворота 1917 года все новогодние и рождественские атрибуты подверглись жестким гонениям. Их называли буржуазным пережитком, идеологической диверсией и оголтелым мещанством. С 1925 по 1935 год празднование Нового года в СССР было официально запрещено. Под запретом оказалась не только елка и новогодние игрушки, но и столь любимые народом новогодние открытки. Однако люди не желали отказываться от устоявшейся традиции. Те, у кого сохранились дореволюционные открытки, заклеивали оборотную – исписанную – сторону и заново писали добрые пожелания своим родным и близким. Кстати, за такое творчество можно было получить тюремный срок. 1940-е: Дед Мороз с автоматом И лишь после 1935 года были предприняты робкие попытки возродить выпуск новогодних открыток. Чаще всего их печатали в небольших фотомастерских и в очень ограниченных количествах. Фотографии были черно-белыми, их раскрашивали вручную. В.А. Серов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1942 г.) Идеологически выверенные советские сюжеты ничем не напоминали великолепие прежних времен. Место ангелов на нарядной елке, краснощеких Дедов Морозов и снежинок в стиле модерн заняли подтянутые лыжники, физкультурники и пионеры. Все вернула на свои места Великая Отечественная война. Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю огромной страны, потребовало возврата к обычным человеческим ценностям. Новогодние открытки, столько лет находившиеся под запретом, были возвращены советским людям. В годы войны они выполняли мощную агитационную миссию. На них Дед Мороз гнал метлой «фашистскую гадину» или шел с автоматом в руках на врага, Снегурочка была одета медсестрой, а сказочные персонажи помогали доблестным бойцам Красной Армии. В.И. Курдов. С Новым годом! (Почтовая карточка, 1941 г.) Исполнение военных открыток было очень простым. Картинки для них рисовали, как правило, только красной и черной красками, чтобы ускорить процесс печати. Полиграфия тоже не отличалась качеством. Но главным было другое – ясный и понятный каждому сердцу посыл, что враг будет разбит, победа будет за нами, а воинов с любовью и надеждой ждут дома. Н,Н. Петрова. С Новым годом! (Почтовая карточка,, 1943 г.) 1950-1960-е: Новый год в тайге, в поезде и в космосе После войны новогодняя открытка менялась с каждым десятилетием. В 1950-е годы они еще не были яркими и качественными, но уже радовали честными и незамысловатыми сюжетами. Например, большой популярностью пользовались картинки с улыбчивой девушкой-почтальоном, нередко – в образе Снегурочки. Ведь многие мужья, сыновья, отцы и братья все еще несли военную службу, и семьи ждали от них весточки на Новый год. Другой популярный жизненный сюжет: утренник в школе или детском саду, где вокруг елки водят хоровод дети в самодельных костюмах зайчиков и снежинок. Еще один известный сюжет: Дед Мороз в тройке на фоне стен Кремля и рубиновых звезд и самая известная Снегурочка СССР – Людмила Гурченко, ставшая после выхода фильма «Карнавальная ночь» эталоном советской девушки, встречающей Новый год. 1960-е годы – настоящий ренессанс отечественной новогодней открытки. Вся страна каждый год отправляла и получала миллионы поздравлений, на которых были изображены пейзажи зимней природы, смешные лесные зверята, разнообразные детские игрушки, добрые сказочные персонажи, роскошно накрытые столы с шампанским и мандаринами, наряженные елочки и даже телевизоры – недосягаемая мечта многих советских людей в те годы. И, конечно, настоящей приметой времени стали открытки, передающие «культ дороги», царивший в обществе: геологи в зимнем лесу у костра; электричка на фоне вечернего города; поезд, несущийся в снежную даль – все это как нельзя лучше соответствовало настроениям шестидесятников, ехавших «за туманом и за запахом тайги». Такими же приметами времени были изображения первого космонавта Юрия Гагарина и Останкинской телебашни. 1970-1980-е: олимпийский мишка на санях В 1970-е годы героическая тематика отошла на задний план. Слова «уют» и «достаток» уже не считались ругательными, а власть признала за народом право на комфортную жизнь. Это немедленно отразилось и на содержании новогодних открыток: одним из очень распространенных сюжетов стали ключи от новой квартиры на фоне новостройки или изображение современного кафе на зимней улице. В эту концепцию прекрасно вписывались и изображения Волка и Зайца из «Ну, погоди!», Незнайки и его друзей, играющих в ансамбле на музыкальных инструментах. А веселых сказочных зверят работы художников Владимира Зарубина и Алексея Исакова узнала и полюбила вся страна. Конечно, открытки с патриотическим уклоном продолжали выпускать – и самой актуальной темой в 1970-е годы был БАМ, но теперь предпочтение все же отдавали победам на ниве спорта. То время ознаменовалось блистательными достижениями советских спортсменов, в особенности – фигуристов и хоккеистов. Так что и поздравительные открытки с портретами чемпионов разбирали как горячие пирожки. Снегурочку художники немедленно «поставили на коньки», а Деду Морозу «вручили» хоккейную клюшку. Вершиной этой огромной славы стал очаровательный олимпийский мишка, символ московской Олимпиады-80 – его изобразили на множестве новогодних открыток. Мишка летал на самолете, на космической ракете, нес глобус народам земного шара, катался на лыжах и коньках, ездил с Дедом Морозом на санях и так далее. 1980-е годы для отечественной открытки не стали особо примечательными: по сути, на ней лишь повторялись сюжеты предыдущих лет. Правда, техническая составляющая заметно улучшилась. Например, большое развитие получила фотооткрытка, радующая глаз неизбалованного советского потребителя невиданной яркостью и глянцем. Пожалуй, единственным «свежим словом» в начале 80-х годов стало массовое использование в мотивах открытки элементов традиционных народных промыслов, таких как Хохлома и Гжель, а еще появилось немало открыток с фольгированием и тиснением. Дети в СССР с удовольствием собирали новогодние коллекции открыток, с энтузиазмом копировали их в свои альбомы для рисования, любимых героев вырезали и вклеивали в «анкеты» и «песенники». У многих на письменном столе под стеклом круглый год красовались новогодние картинки – просто так, для настроения. Но самым завораживающим действом была отправка корреспонденции. Нередко на почту ходили всей семьей, чтобы выбрать самые-самые замечательные открытки. Дома дети под диктовку старших писали приветы своим дедушкам и бабушкам, тетям и дядям, жившим в других регионах большой страны. В 1990-е годы начался новый виток истории новогодних открыток в России, но уже изменившихся в духе времени. А какие открытки были самыми любимыми в вашем детстве, и что в них было написано? Расскажите нам об этом в своих комментариях.
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.



Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика