Витрина социализма - «Бизнес» » « Я - Женщина »

Витрина социализма - «Бизнес»



Витрина социализма - «Бизнес»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
Эстония, в союзе с соседями – Литвой и Латвией – подсчитывает потери от «советской оккупации». А что «советские оккупанты» сделали для эстонской экономики?

6 августа 1940 года, 79 лет назад, Эстония была принята в состав Советского союза. Вместе с соседями по Прибалтике, период с 1940 по 1991 г.г. Таллинн называет оккупацией. Эстонские власти то подсчитывают суммы претензий к России, как правопродолжателю СССР, то отказываются от планов выбить из Москвы компенсацию, то снова требуют денег.

«Отрицание права требовать компенсации убытков можно рассматривать как отрицание самой оккупации и нанесенного ею ущерба. Поэтому мы не можем отказаться от этого требования, если мы учитываем человеческое достоинство, человеческие потери, если подсчитываем страдания, которые люди пережили в Гулаге», - вот последнее заявление по теме министра юстиции Эстонии Урмаса Рейнсалу (цитата по LSM.LV).

«Россия должна заплатить за жизнь каждого эстонца» Сразу после развала Советского союза во всей Прибалтике занялись подсчетом убытков от «оккупации». В Эстонии была создана Государственная комиссия по расследованию репрессивной политики оккупационных сил (ГКРРПОС), работе которой посвящено целое издание – «Белая книга Эстонии». Там, например, говорится, что за годы «советской и фашистской оккупации» страна потеряла 18% населения – порядка 180 тысяч человек. А ущерб, нанесенный советской армией, эстонцы оценивали в 4 миллиарда долларов. «Период немецкой оккупации был сравнительно недолгим, поэтому основное внимание мы уделили советскому периоду» – так глава ГКРРПОС, профессор Торонтского университета Велло Сало 15 лет назад объяснял акцент «Белой книги» именно на советском периоде.

По его мнению, Москва должна расплатиться с Таллинном за жизнь каждого эстонца – выплачивает же Германия компенсации всем пострадавшим от действий Третьего Рейха. А жизнь каждого эстонца профессор Сало тогда оценивал в 75 тысяч долларов. В интервью местному изданию Eesti Paevaleht он заявлял, что в качестве компенсации за «оккупацию» Россия могла бы отдать Эстонии Новосибирскую область. «Пусть, например, в наше пользование отдадут Новосибирскую область, на территории которой в течение многих лет мы могли бы делать заготовки», – мечтал глава ГКРРПОС.

А в прошлом году размер ущерба от советской «оккупации» обнародовала Комиссия при Министерстве юстиции Эстонии. 92 миллиарда рублей (по какому курсу рассчитывалась эта сумма, и сколько она составляет в евро, в исследовании не уточняется). В материалах Комиссии утверждается, что Советский союз развалил сельское хозяйство республики – Эстония потеряла миллионы гектаров сельскохозяйственных земель (1948 – 1985 г.г., ущерб – 3 миллиарда рублей). СССР признан виновным в загрязнении поверхностных вод (1950 – 1990 г.г., ущерб – 20 миллиардов рублей), и грунтовых вод (ущерб – 60 миллиардов). Изъятие Советским союзом у Эстонии сланцевых ресурсов для производства энергии специалисты Минюста оценили в 5 – 9 миллиардов рублей. Плюс неэффективное использование фосфорита – 290 миллионов рублей.

«Международное право позволяет нам предъявлять иски о возмещении ущерба за потери, связанные с оккупацией, и в прошлом это сделали несколько государств. Советский Союз оккупировал Эстонию в 1940 году, и оккупационная власть несет ответственность за время оккупации. Отказ от возмещения ущерба может считаться признанием добровольного присоединения к Советскому Союзу. В таком случае будут забыты десятки тысяч граждан, ставших жертвами советской власти, и будет признана бессмысленность и ненужность деятельности тех, кто боролся против оккупационной власти», – говорил глава комиссии эстонского Минюста Тоомас Хийо (цитата по ERR).

Заводы, дороги, порты…

С требованиями и подсчетами Эстонии мы уже ознакомились. Теперь предлагаем взглянуть, что Таллинн получил от «оккупантов». По сравнению с другими республиками, прибалтийские в СССР были на особом положении – здесь строилась первоклассная инфраструктура, а на прилавках местных магазинов всегда были дефицитные товары.

После освобождения Эстонии от фашистов, Москва выделила республике 300 миллионов рублей. 260 миллионов рублей Эстония получила от других советских республик. Также в Таллинн было направлено 40 тысяч тонн угля и кокса, 11,5 тысяч тонн металла, 1150 автомобилей. За годы «советской оккупации» валовая продукция в промышленности Эстонии возросла в 55 раз, добыча горючих сланцев – в 13,5 раза, объем капиталовложений – в 30 раз. В сельское хозяйство было вложено 6 миллиардов рублей, в результате чего урожайность и сборы зерновых увеличились вдвое, пишет военный историк Михаил Крысин в своей книге «Прибалтийский фашизм. История и современность».

По объему инвестиций в основной капитал на душу населения Эстония обходила все республики Советского союза. Как говорится в материалах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), перед развалом СССР, эстонский ВВП составлял 10700 долларов на душу населения. По тем временам – 46 место в мире.

И это несмотря на то, что таких промышленных гигантов, как, например, рижский электротехнический завод ВЭФ, в Эстонии не было. Тем не менее, в республике функционировал Таллинский машиностроительный завод (ТМЗ), модернизированный силами Советского союза – предприятие оказалось настолько мощным, что считалось государствообразующим. До четверти советской нефтегазовой промышленности работало как раз на станках и приборах, сошедших с конвейера ТМЗ. В 1970-х годах здесь впервые в стране была применена технология воздушного охлаждения во время переработки газа. Кстати, после развала СССР, ТМЗ выжил – он был продан российским бизнесменам. Сегодня он называется Tallinna Masinatehas OU и производит аппараты воздушного охлаждения.

Кренгольмской мануфактуре, что в городе Нарва, в современной Эстонии повезло меньше. Советский союз спас фабрику в 1940-х. Предприятие, прекрасно себя чувствовавшее во времена Российской империи, переживало сильнейший кризис после 1920-х. После вхождения Эстонии в СССР, мануфактура получила вторую жизнь – здесь работало 12 тысяч человек, в разы увеличилась площадь производства, было установлено самое современное оборудование. Кренгольмская мануфактура обеспечивала Советский союз тканями и ватой. После распада СССР, завод столкнулся с трудностями в поиске рынков сбыта, накопил долгов и объявил себя банкротом.

В 1994 году банкротство объявил Таллиннский целлюлозно-бумажный комбинат, лучшие годы которого также пришлись на советский период.

Детище Советского союза – Новоталлиннский морской порт (сейчас – Мууга) был построен в 1986 году. Его называли самым дорогим инфраструктурным проектом послевоенной Европы – стоимость порта оценивалась в 6 миллиардов долларов. В настоящее время 80% всех грузов республики проходят через Таллинн. Грузооборот Мууга составляет 36 миллионов тонн (для сравнения: у соседнего Петербургского – 60 миллионов тонн), а пассажиропоток – 6,51 миллионов человек.

Разумеется, к Новоталлинскому морскому порту прокладывалась инфраструктура – нефтепроводы, дороги. Все на деньги Советского союза. По своему качеству, эстонские, латвийские и литовские автотрассы занимали первое место в стране (на втором месте была Украина, на третьем – Закавказье).

Как жилось эстонцам?

Пенсионерка Антонина Авдеева рассказывает, что из Ленинграда в Нарву она с друзьями и родственниками ездили «закупаться» - покупали югославские сапоги, чехословацкие рубашки, колбасу, масло, фрукты. Как рассказала женщина АиФ.ru, в отличие от русских, эстонцы эти товары не расхватывали – здесь они не были дефицитными. Тогда в народе ходили шутки из серии «Эстония уже живет при коммунизме».

В начале 1960-х годов в СССР самый высокий доход на душу населения был в Эстонии – 720 рублей. Для сравнения: в другой прибалтийской республике – Латвии – он составлял 717 рублей, в РСФСР – 598 рублей, на Украине – 559 рублей, подсчитала составитель издания «Советская модель экономики: Союзный Центр и республики Прибалтики», доктор исторических наук Елена Зубкова.

«Их граждане (прибалтийских республик – прим. Ред.) должны были почувствовать преимущества вхождения в состав СССР по сравнению с периодом независимости», – замечает Елена Зубкова.


Эстония, в союзе с соседями – Литвой и Латвией – подсчитывает потери от «советской оккупации». А что «советские оккупанты» сделали для эстонской экономики?6 августа 1940 года, 79 лет назад, Эстония была принята в состав Советского союза. Вместе с соседями по Прибалтике, период с 1940 по 1991 г.г. Таллинн называет оккупацией. Эстонские власти то подсчитывают суммы претензий к России, как правопродолжателю СССР, то отказываются от планов выбить из Москвы компенсацию, то снова требуют денег. «Отрицание права требовать компенсации убытков можно рассматривать как отрицание самой оккупации и нанесенного ею ущерба. Поэтому мы не можем отказаться от этого требования, если мы учитываем человеческое достоинство, человеческие потери, если подсчитываем страдания, которые люди пережили в Гулаге», - вот последнее заявление по теме министра юстиции Эстонии Урмаса Рейнсалу (цитата по LSM.LV). «Россия должна заплатить за жизнь каждого эстонца» Сразу после развала Советского союза во всей Прибалтике занялись подсчетом убытков от «оккупации». В Эстонии была создана Государственная комиссия по расследованию репрессивной политики оккупационных сил (ГКРРПОС), работе которой посвящено целое издание – «Белая книга Эстонии». Там, например, говорится, что за годы «советской и фашистской оккупации» страна потеряла 18% населения – порядка 180 тысяч человек. А ущерб, нанесенный советской армией, эстонцы оценивали в 4 миллиарда долларов. «Период немецкой оккупации был сравнительно недолгим, поэтому основное внимание мы уделили советскому периоду» – так глава ГКРРПОС, профессор Торонтского университета Велло Сало 15 лет назад объяснял акцент «Белой книги» именно на советском периоде. По его мнению, Москва должна расплатиться с Таллинном за жизнь каждого эстонца – выплачивает же Германия компенсации всем пострадавшим от действий Третьего Рейха. А жизнь каждого эстонца профессор Сало тогда оценивал в 75 тысяч долларов. В интервью местному изданию Eesti Paevaleht он заявлял, что в качестве компенсации за «оккупацию» Россия могла бы отдать Эстонии Новосибирскую область. «Пусть, например, в наше пользование отдадут Новосибирскую область, на территории которой в течение многих лет мы могли бы делать заготовки», – мечтал глава ГКРРПОС. А в прошлом году размер ущерба от советской «оккупации» обнародовала Комиссия при Министерстве юстиции Эстонии. 92 миллиарда рублей (по какому курсу рассчитывалась эта сумма, и сколько она составляет в евро, в исследовании не уточняется). В материалах Комиссии утверждается, что Советский союз развалил сельское хозяйство республики – Эстония потеряла миллионы гектаров сельскохозяйственных земель (1948 – 1985 г.г., ущерб – 3 миллиарда рублей). СССР признан виновным в загрязнении поверхностных вод (1950 – 1990 г.г., ущерб – 20 миллиардов рублей), и грунтовых вод (ущерб – 60 миллиардов). Изъятие Советским союзом у Эстонии сланцевых ресурсов для производства энергии специалисты Минюста оценили в 5 – 9 миллиардов рублей. Плюс неэффективное использование фосфорита – 290 миллионов рублей. «Международное право позволяет нам предъявлять иски о возмещении ущерба за потери, связанные с оккупацией, и в прошлом это сделали несколько государств. Советский Союз оккупировал Эстонию в 1940 году, и оккупационная власть несет ответственность за время оккупации. Отказ от возмещения ущерба может считаться признанием добровольного присоединения к Советскому Союзу. В таком случае будут забыты десятки тысяч граждан, ставших жертвами советской власти, и будет признана бессмысленность и ненужность деятельности тех, кто боролся против оккупационной власти», – говорил глава комиссии эстонского Минюста Тоомас Хийо (цитата по ERR). Заводы, дороги, порты… С требованиями и подсчетами Эстонии мы уже ознакомились. Теперь предлагаем взглянуть, что Таллинн получил от «оккупантов». По сравнению с другими республиками, прибалтийские в СССР были на особом положении – здесь строилась первоклассная инфраструктура, а на прилавках местных магазинов всегда были дефицитные товары. После освобождения Эстонии от фашистов, Москва выделила республике 300 миллионов рублей. 260 миллионов рублей Эстония получила от других советских республик. Также в Таллинн было направлено 40 тысяч тонн угля и кокса, 11,5 тысяч тонн металла, 1150 автомобилей. За годы «советской оккупации» валовая продукция в промышленности Эстонии возросла в 55 раз, добыча горючих сланцев – в 13,5 раза, объем капиталовложений – в 30 раз. В сельское хозяйство было вложено 6 миллиардов рублей, в результате чего урожайность и сборы зерновых увеличились вдвое, пишет военный историк Михаил Крысин в своей книге «Прибалтийский фашизм. История и современность». По объему инвестиций в основной капитал на душу населения Эстония обходила все республики Советского союза. Как говорится в материалах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), перед развалом СССР, эстонский ВВП составлял 10700 долларов на душу населения. По тем временам – 46 место в мире. И это несмотря на то, что таких промышленных гигантов, как, например, рижский электротехнический завод ВЭФ, в Эстонии не было. Тем не менее, в республике функционировал Таллинский машиностроительный завод (ТМЗ), модернизированный силами Советского союза – предприятие оказалось настолько мощным, что считалось государствообразующим. До четверти советской нефтегазовой промышленности работало как раз на станках и приборах, сошедших с конвейера ТМЗ. В 1970-х годах здесь впервые в стране была применена технология воздушного охлаждения во время переработки газа. Кстати, после развала СССР, ТМЗ выжил – он был продан российским бизнесменам. Сегодня он называется Tallinna Masinatehas OU и производит аппараты воздушного охлаждения. Кренгольмской мануфактуре, что в городе Нарва, в современной Эстонии повезло меньше. Советский союз спас фабрику в 1940-х. Предприятие, прекрасно себя чувствовавшее во времена Российской империи, переживало сильнейший кризис после 1920-х. После вхождения Эстонии в СССР, мануфактура получила вторую жизнь – здесь работало 12 тысяч человек, в разы увеличилась площадь производства, было установлено самое современное оборудование. Кренгольмская мануфактура обеспечивала Советский союз тканями и ватой. После распада СССР, завод столкнулся с трудностями в поиске рынков сбыта, накопил долгов и объявил себя банкротом. В 1994 году банкротство объявил Таллиннский целлюлозно-бумажный комбинат, лучшие годы которого также пришлись на советский период. Детище Советского союза – Новоталлиннский морской порт (сейчас – Мууга) был построен в 1986 году. Его называли самым дорогим инфраструктурным проектом послевоенной Европы – стоимость порта оценивалась в 6 миллиардов долларов. В настоящее время 80% всех грузов республики проходят через Таллинн. Грузооборот Мууга составляет 36 миллионов тонн (для сравнения: у соседнего Петербургского – 60 миллионов тонн), а пассажиропоток – 6,51 миллионов человек. Разумеется, к Новоталлинскому морскому порту прокладывалась инфраструктура – нефтепроводы, дороги. Все на деньги Советского союза. По своему качеству, эстонские, латвийские и литовские автотрассы занимали первое место в стране (на втором месте была Украина, на третьем – Закавказье). Как жилось эстонцам? Пенсионерка Антонина Авдеева рассказывает, что из Ленинграда в Нарву она с друзьями и родственниками ездили «закупаться» - покупали югославские сапоги, чехословацкие рубашки, колбасу, масло, фрукты. Как рассказала женщина АиФ.ru, в отличие от русских, эстонцы эти товары не расхватывали – здесь они не были дефицитными. Тогда в народе ходили шутки из серии «Эстония уже живет при коммунизме». В начале 1960-х годов в СССР самый высокий доход на душу населения был в Эстонии – 720 рублей. Для сравнения: в другой прибалтийской республике – Латвии – он составлял 717 рублей, в РСФСР – 598 рублей, на Украине – 559 рублей, подсчитала составитель издания «Советская модель экономики: Союзный Центр и республики Прибалтики», доктор исторических наук Елена Зубкова. «Их граждане (прибалтийских республик – прим. Ред.) должны были почувствовать преимущества вхождения в состав СССР по сравнению с периодом независимости», – замечает Елена Зубкова.
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru