Ночной горшок на балу, уборная без дверей: почему это никого не волновало - «Досуг и хобби» » « Я - Женщина »

Ночной горшок на балу, уборная без дверей: почему это никого не волновало - «Досуг и хобби»



Ночной горшок на балу, уборная без дверей: почему это никого не волновало - «Досуг и хобби»
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
Ночные горшки и детство человечестваНеспешное появление нужниковВатерклозеты придумали раньше, чем к ним стало готово общество

Когда люди научились справлять нужду "цивилизованно"? В Европе — по историческим меркам совсем недавно, причем полезные приспособления для столь интимных нужд появлялись задолго до того, как ими были готовы воспользоваться. "Разруха не в клозетах, а в головах", как говорил профессор Преображенский. Как выглядел путь к туалету, которым пользуемся мы с вами?


Невежливо приветствовать человека, который мочится или испражняется.


Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)


Советы, приведенные в старинных пособиях по этикету, зачастую касаются времени, когда испражнения не являлись чем-то тайным и постыдным, но воспринимались как нечто совершенно обыденное. В Средние века и в эпоху Нового времени чернь справляла нужду где придется, зачастую без вспомогательной посуды или же при помощи горшка, содержимое которого позже выплескивалось прямо на улицу.



Ватерклозеты придумали раньше, чем к ним стало готово общество


Несмотря на то что первый туалет со смывом появился лишь в XIX в., идею ватерклозета представил еще в 1569 г. сэр Джон Харингтон, крестник английской королевы Елизаветы I. А еще раньше Леонардо да Винчи, автор многочисленных изобретений, также пытался сконструировать приспособление, которое помогало бы справлять естественные потребности.


Однако людей, живших в XVI в., ватерклозет нимало не интересовал. В элегантную эпоху туалеты и правда были роскошными, но это вовсе не означает, что на гигиену уборных обращали особое внимание.


Окончательно культура санитарных помещений изменилась лишь в XIX столетии, когда в Европе появилась канализация. Городские жители, однако, поначалу протестовали против канализационных труб, поскольку с их появлением лишились возможности продавать фермерам свои экскременты в качестве удобрения.


Если сравнить прямолинейный запрет на приветствие справляющего нужду человека, который содержится в трактате жившего в XVI в. Эразма Роттердамского, с советами, появившимися в пособиях по этикету на два столетия позже, то можно заметить, насколько за это время в обществе усилились деликатность и чувство стыдливости. Прекрасным примером может послужить пособие француза де ла Салля, написанное в начале XVIII столетия, а затем выдержавшее множество переизданий.


Когда подступает нужда, то отойди в место уединенное. Вообще все естественные нужды как взрослым, так и детям стоит справлять там, где вас никто не видит. Крайне невежливо любым способом пускать газы в компании других людей, даже если это и возможно проделать беззвучно.


Жан-Батист де ла Салль. Правила доброго поведения и христианского соблюдения приличий (1702)


В наше время в пособиях по этикету уже нет даже упоминаний о "естественных нуждах". Публичная дискуссия обходит тему телесных потребностей и выделений, а стыдливость, связанную с этими вопросами, дети впитывают с младых ногтей благодаря внутрисемейной социализации.


Норберт Элиас в своей цивилизационной теории называет туалеты техническим аспектом контроля поведения, с помощью которого вызывающие смущение действия стремятся вынести за пределы общественной жизни и спрятать за кулисами. Уборные и прочие технические чудеса цивилизации не появились на свет сами собой, а стали ответом на проблемы, возникшие в результате нового стандарта поведения в социуме.


Однако, как установил нидерландский культуролог Питер Спиренбург, нигде в мире не могут похвастаться абсолютным контролем над прихотями тела: посетитель амстердамского кабака, после весело проведенного вечера мочащийся в канал, — явление довольное частое.




Авторская статья



Ночные горшки и детство человечестваНеспешное появление нужниковВатерклозеты придумали раньше, чем к ним стало готово общество Когда люди научились справлять нужду "цивилизованно"? В Европе — по историческим меркам совсем недавно, причем полезные приспособления для столь интимных нужд появлялись задолго до того, как ими были готовы воспользоваться. "Разруха не в клозетах, а в головах", как говорил профессор Преображенский. Как выглядел путь к туалету, которым пользуемся мы с вами? Невежливо приветствовать человека, который мочится или испражняется. Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530) Советы, приведенные в старинных пособиях по этикету, зачастую касаются времени, когда испражнения не являлись чем-то тайным и постыдным, но воспринимались как нечто совершенно обыденное. В Средние века и в эпоху Нового времени чернь справляла нужду где придется, зачастую без вспомогательной посуды или же при помощи горшка, содержимое которого позже выплескивалось прямо на улицу. Ватерклозеты придумали раньше, чем к ним стало готово общество Несмотря на то что первый туалет со смывом появился лишь в XIX в., идею ватерклозета представил еще в 1569 г. сэр Джон Харингтон, крестник английской королевы Елизаветы I. А еще раньше Леонардо да Винчи, автор многочисленных изобретений, также пытался сконструировать приспособление, которое помогало бы справлять естественные потребности. Однако людей, живших в XVI в., ватерклозет нимало не интересовал. В элегантную эпоху туалеты и правда были роскошными, но это вовсе не означает, что на гигиену уборных обращали особое внимание. Окончательно культура санитарных помещений изменилась лишь в XIX столетии, когда в Европе появилась канализация. Городские жители, однако, поначалу протестовали против канализационных труб, поскольку с их появлением лишились возможности продавать фермерам свои экскременты в качестве удобрения. Если сравнить прямолинейный запрет на приветствие справляющего нужду человека, который содержится в трактате жившего в XVI в. Эразма Роттердамского, с советами, появившимися в пособиях по этикету на два столетия позже, то можно заметить, насколько за это время в обществе усилились деликатность и чувство стыдливости. Прекрасным примером может послужить пособие француза де ла Салля, написанное в начале XVIII столетия, а затем выдержавшее множество переизданий. Когда подступает нужда, то отойди в место уединенное. Вообще все естественные нужды как взрослым, так и детям стоит справлять там, где вас никто не видит. Крайне невежливо любым способом пускать газы в компании других людей, даже если это и возможно проделать беззвучно. Жан-Батист де ла Салль. Правила доброго поведения и христианского соблюдения приличий (1702) В наше время в пособиях по этикету уже нет даже упоминаний о "естественных нуждах". Публичная дискуссия обходит тему телесных потребностей и выделений, а стыдливость, связанную с этими вопросами, дети впитывают с младых ногтей благодаря внутрисемейной социализации. Норберт Элиас в своей цивилизационной теории называет туалеты техническим аспектом контроля поведения, с помощью которого вызывающие смущение действия стремятся вынести за пределы общественной жизни и спрятать за кулисами. Уборные и прочие технические чудеса цивилизации не появились на свет сами собой, а стали ответом на проблемы, возникшие в результате нового стандарта поведения в социуме. Однако, как установил нидерландский культуролог Питер Спиренбург, нигде в мире не могут похвастаться абсолютным контролем над прихотями тела: посетитель амстердамского кабака, после весело проведенного вечера мочащийся в канал, — явление довольное частое. Ари Турунен Маркус Партанен Авторская статья
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru