Истории из истории: Мария Тальони » « Я - Женщина »

Истории из истории: Мария Тальони



Истории из истории: Мария Тальони
Каждый и каждая из нас является специалистом в какой-то области, и мы можем поделиться своим опытом и ощущениями с другими. Мало того, мы просто обязаны это сделать потому, что в природе действует очень простой закон «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».....
Истории из истории: Мария Тальони



Мария Тальони (1804-1884)

Жизненный и творческий путь знаменитой танцовщицы XIX века Марии Тальони являет собою блестящий пример того, как в попытке совершить невозможное создаются шедевры и открываются новые пути, определяющие пути развития искусства на долгие годы.

Мария родилась в Стокгольме в 1804 году. Отцом её был один из лучших балетмейстеров своей эпохи – Филиппо Тальони, сын балетмейстера, танцовщика и импресарио Карло Тальони… Казалось бы, судьба девочки была предначертана. Но для того, чтобы добиться успеха в искусстве танца, недостаточно происходить из балетной семьи – нужно обладать особыми физическими данными, да и красота будет очень кстати… Мария такими качествами от природы не обладала: болезненно худая, с непропорционально длинными руками, короткой спиной, да ещё сутулая – настолько, что соученицы называли ее горбуньей. С такой фигурой о балете и мечтать не приходится!

И все же Филиппо Тальони сумел разглядеть в своей дочери талант – и вопреки всему верил в её сценический успех. Он начинает усиленно заниматься с Марией – не так, как обычно обучали танцам в то время. По его мнению, французская система, практиковавшаяся тогда, для Марии не подходила – её индивидуальность требовала чего-то принципиально иного.

Прежде всего, балетмейстер сочинял для своей дочери такие движения, которые могли бы скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства: поворачиваться к залу необходимо было так, чтобы зрители могли видеть танцовщицу в наиболее выгодном ракурсе. Округлые движения позволяли завуалировать чрезмерную длину и худобу рук. Кроме того, Мария прекрасно выполняла прыжки – и её визитной карточкой стала необыкновенная лёгкость, с которой она, казалось, преодолевала земное притяжение… Когда однажды сосед Тальони пожаловался на шум, который ему приходится терпеть во время занятий Марии, отец балерины пришел в ярость и заявил: «Я никогда не слышал шума шагов моей дочери!» И он прекрасно знал, что говорил: он сам обучал её «невесомым» движениям на сцене.

Обучение давалось тяжело: после многочасовых изнуряющих тренировок девочка нередко падала без чувств; она плакала, когда отец заставлял её вновь и вновь вставать к станку, не дожидаясь, пока заживут стёртые в кровь ноги… Усилия отца и дочери увенчались успехом – в 1822 году в Вене состоялся дебют восемнадцатилетней Марии. Она исполнила главную роль в балете, поставленном Филиппо Тальони специально для неё, – «Приём молодой нимфы при дворе Терпсихоры». Публику поразил необычный облик танцовщицы: никаких париков и тяжёлых парчовых или атласных одеяний – только воздушное белое платье с открытыми плечами. Мария очень волновалась, даже забыла первое па – но начала импровизировать… На поклоны её вызывали восемь раз!

После успешного дебюта в Вене Мария Тальони вместе с отцом отправляется в Германию, затем в Италию, продолжая выступать – правда, без особых успехов – и совершенствовать свое искусство. Не сразу удаётся покорить Париж, но в 1827 году балерина с триумфом выступает там в балете «Венецианский карнавал», и успех превосходит все ожидания. С Марией заключают контракт, она исполняет главные партии в «Сицилийце», «Весталке» и других балетах.

Но Филиппо Тальони понимает, что для подлинного раскрытия таланта Марии нужен новый репертуар, в котором она не будет иметь большого количества конкуренток. Он обращается к танцу на пуантах. В то время танцовщицы поднимались на пуанты на несколько секунд – и это воспринималось как верх техничности, которому восторженно аплодировали зрители. Танец же на пуантах стал подлинной революцией в балете. Впервые Мария Тальони продемонстрировала публике такой танец в 1830 году в балете «Амур и Флора». Впечатление, произведённое на зрителей, было поистине грандиозным: казалось, что танцовщица парит над сценой, лишь невзначай касаясь её ногами.

Именно такой танец был необходим, чтобы создать образ воздушного существа – Сильфиды… Балет «Сильфида», триумфальная премьера которого состоялась в 1832 году, Ф. Тальони ставил для своей дочери, и в партии заглавной героини было всё, что позволяло ей показать себя во всей красе: свободные прыжки, точные фиксации и, разумеется, танец на пуантах. А вот в искусстве пантомимы Мария никогда не была особенно сильна, и главная роль в балете была отведена не пантомиме, а танцу – лёгкому, грациозному, с которым так замечательно гармонировало «облако из газа» – белоснежная пачка, ставшая неотъемлемой частью романтического балета, начало которому положила «Сильфида».

С «Сильфиды» началась мировая слава Марии Тальони, затмившая даже славу её отца, который создаёт для неё новые балеты: «Швейцарская молочница», «Дева Дуная», «Восстание в серале», но ни один из них не достиг такой популярности, как «Сильфида».

Мария Тальони гастролирует по Европе: Лондон, Берлин, Милан… Активная сценическая деятельность не мешает личной жизни: в 1832 году она становится женой графа де Вуазен, в этом браке родились сын и дочь, но в 1835 году супруги расстались.

Россию М. Тальони посетила в 1837 году. Согласно легенде, при пересечении границы таможенник спросил, где её драгоценности. Танцовщица, приподняв юбки, продемонстрировала свои ноги и сказала: «Вот они». В Санкт-Петербурге Марию ожидал триумф: после «Сильфиды» её имя было у всех на устах, появился вальс «Возврат Марии Тальони», шляпы «Тальони» и даже… карамель «Тальони».

Танцовщица оставила сцену в 1847 году, после чего жила в основном в Италии. Лишь в 1858 году она посетила Париж, чтобы посмотреть балет «Сильфида» с Эммой Ливри в главной роли – до тех пор никто не решался выступить в этой партии на парижской сцене после ухода М. Тальони. Мария осталась довольна – и она стала наставницей Эммы. Более того, ради неё Мария первый и последний раз выступила в качестве балетмейстера, поставив для талантливой ученицы балет «Бабочка» на музыку Ж. Оффенбаха. Увы, в репертуаре он продержался недолго: Э. Ливри погибла в результате несчастного случая на репетиции, а после неё ни одна балерина не могла исполнить главную роль с таким совершенством…

Мария Тальони умерла в 1884 году. «Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе», – начертано на надгробии балерины. По иронии судьбы, большинство молодых танцовщиков приносит свои балетные туфли не на её могилу на кладбище Пер-Лашез, а на могилу её матери на кладбище Монмартра.



Мария Тальони (1804-1884) Жизненный и творческий путь знаменитой танцовщицы XIX века Марии Тальони являет собою блестящий пример того, как в попытке совершить невозможное создаются шедевры и открываются новые пути, определяющие пути развития искусства на долгие годы. Мария родилась в Стокгольме в 1804 году. Отцом её был один из лучших балетмейстеров своей эпохи – Филиппо Тальони, сын балетмейстера, танцовщика и импресарио Карло Тальони… Казалось бы, судьба девочки была предначертана. Но для того, чтобы добиться успеха в искусстве танца, недостаточно происходить из балетной семьи – нужно обладать особыми физическими данными, да и красота будет очень кстати… Мария такими качествами от природы не обладала: болезненно худая, с непропорционально длинными руками, короткой спиной, да ещё сутулая – настолько, что соученицы называли ее горбуньей. С такой фигурой о балете и мечтать не приходится! И все же Филиппо Тальони сумел разглядеть в своей дочери талант – и вопреки всему верил в её сценический успех. Он начинает усиленно заниматься с Марией – не так, как обычно обучали танцам в то время. По его мнению, французская система, практиковавшаяся тогда, для Марии не подходила – её индивидуальность требовала чего-то принципиально иного. Прежде всего, балетмейстер сочинял для своей дочери такие движения, которые могли бы скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства: поворачиваться к залу необходимо было так, чтобы зрители могли видеть танцовщицу в наиболее выгодном ракурсе. Округлые движения позволяли завуалировать чрезмерную длину и худобу рук. Кроме того, Мария прекрасно выполняла прыжки – и её визитной карточкой стала необыкновенная лёгкость, с которой она, казалось, преодолевала земное притяжение… Когда однажды сосед Тальони пожаловался на шум, который ему приходится терпеть во время занятий Марии, отец балерины пришел в ярость и заявил: «Я никогда не слышал шума шагов моей дочери!» И он прекрасно знал, что говорил: он сам обучал её «невесомым» движениям на сцене. Обучение давалось тяжело: после многочасовых изнуряющих тренировок девочка нередко падала без чувств; она плакала, когда отец заставлял её вновь и вновь вставать к станку, не дожидаясь, пока заживут стёртые в кровь ноги… Усилия отца и дочери увенчались успехом – в 1822 году в Вене состоялся дебют восемнадцатилетней Марии. Она исполнила главную роль в балете, поставленном Филиппо Тальони специально для неё, – «Приём молодой нимфы при дворе Терпсихоры». Публику поразил необычный облик танцовщицы: никаких париков и тяжёлых парчовых или атласных одеяний – только воздушное белое платье с открытыми плечами. Мария очень волновалась, даже забыла первое па – но начала импровизировать… На поклоны её вызывали восемь раз! После успешного дебюта в Вене Мария Тальони вместе с отцом отправляется в Германию, затем в Италию, продолжая выступать – правда, без особых успехов – и совершенствовать свое искусство. Не сразу удаётся покорить Париж, но в 1827 году балерина с триумфом выступает там в балете «Венецианский карнавал», и успех превосходит все ожидания. С Марией заключают контракт, она исполняет главные партии в «Сицилийце», «Весталке» и других балетах. Но Филиппо Тальони понимает, что для подлинного раскрытия таланта Марии нужен новый репертуар, в котором она не будет иметь большого количества конкуренток. Он обращается к танцу на пуантах. В то время танцовщицы поднимались на пуанты на несколько секунд – и это воспринималось как верх техничности, которому восторженно аплодировали зрители. Танец же на пуантах стал подлинной революцией в балете. Впервые Мария Тальони продемонстрировала публике такой танец в 1830 году в балете «Амур и Флора». Впечатление, произведённое на зрителей, было поистине грандиозным: казалось, что танцовщица парит над сценой, лишь невзначай касаясь её ногами. Именно такой танец был необходим, чтобы создать образ воздушного существа – Сильфиды… Балет «Сильфида», триумфальная премьера которого состоялась в 1832 году, Ф. Тальони ставил для своей дочери, и в партии заглавной героини было всё, что позволяло ей показать себя во всей красе: свободные прыжки, точные фиксации и, разумеется, танец на пуантах. А вот в искусстве пантомимы Мария никогда не была особенно сильна, и главная роль в балете была отведена не пантомиме, а танцу – лёгкому, грациозному, с которым так замечательно гармонировало «облако из газа» – белоснежная пачка, ставшая неотъемлемой частью романтического балета, начало которому положила «Сильфида». С «Сильфиды» началась мировая слава Марии Тальони, затмившая даже славу её отца, который создаёт для неё новые балеты: «Швейцарская молочница», «Дева Дуная», «Восстание в серале», но ни один из них не достиг такой популярности, как «Сильфида». Мария Тальони гастролирует по Европе: Лондон, Берлин, Милан… Активная сценическая деятельность не мешает личной жизни: в 1832 году она становится женой графа де Вуазен, в этом браке родились сын и дочь, но в 1835 году супруги расстались. Россию М. Тальони посетила в 1837 году. Согласно легенде, при пересечении границы таможенник спросил, где её драгоценности. Танцовщица, приподняв юбки, продемонстрировала свои ноги и сказала: «Вот они». В Санкт-Петербурге Марию ожидал триумф: после «Сильфиды» её имя было у всех на устах, появился вальс «Возврат Марии Тальони», шляпы «Тальони» и даже… карамель «Тальони». Танцовщица оставила сцену в 1847 году, после чего жила в основном в Италии. Лишь в 1858 году она посетила Париж, чтобы посмотреть балет «Сильфида» с Эммой Ливри в главной роли – до тех пор никто не решался выступить в этой партии на парижской сцене после ухода М. Тальони. Мария осталась довольна – и она стала наставницей Эммы. Более того, ради неё Мария первый и последний раз выступила в качестве балетмейстера, поставив для талантливой ученицы балет «Бабочка» на музыку Ж. Оффенбаха. Увы, в репертуаре он продержался недолго: Э. Ливри погибла в результате несчастного случая на репетиции, а после неё ни одна балерина не могла исполнить главную роль с таким совершенством… Мария Тальони умерла в 1884 году. «Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе», – начертано на надгробии балерины. По иронии судьбы, большинство молодых танцовщиков приносит свои балетные туфли не на её могилу на кладбище Пер-Лашез, а на могилу её матери на кладбище Монмартра.
→ 


Другие новости.



Мы в Яндекс.Дзен


Новости по теме.





Добавить комментарий

добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle

Поисовые статьи дня.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика